- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за отказом США предоставить Пакистану 300 млн долларов военной помощи

Глава Министерства обороны США Эштон Картер отказался предоставить властям Пакистана 300 млн долларов военной помощи из-за неудач в борьбе с боевиками, действующими в Афганистане. Об этом сообщила в среду вечером газета «Вашингтон пост». «Пентагон отказался предоставлять 300 млн долларов помощи Пакистану, что может стать ударом по американо-пакистанским отношениям и знаком продолжающегося разочарования Исламабадом, который не воюет против боевиков, разжигающих насилие в Афганистане», — информирует газета. «Картер принял решение не предоставлять Конгрессу США документов о том, что Пакистан предпринимает достаточно мер против присоединившейся к талибам (группировки) «Сети Хаккани», нападавшей на военнослужащих США и их союзников в Афганистане», — приводит издание слова представителя Пентагона Адама Стампа. По его данным, такое решение главы Пентагона означает, что Исламабад не получит 300 млн долларов военной помощи, которая играла важную роль в проводимых Пакистаном военных операциях. Отказ «выявляет напряженность в отношениях Вашингтона с его союзником, которого многие должностные лица обвиняли в лицемерном отношении к группировкам боевиков», — пишет издание. «Таким образом, впервые администрация США отказала Пакистану в предоставлении военной помощи из-за «Сети Хаккани», которая была основным источником американской озабоченности в Афганистане, и члены которой, как в прошлом утверждали некоторые американские чиновники, имели связи с пакистанской разведкой», — говорится в статье. На самом деле «Сеть Хаккани» не просто имеет связь с пакистанской Межведомственной  разведкой, а была создана и спонсировалась ею. И упоминание именно этой структуры в связи с отказом американцев предоставлять военную помощь Пакистану не случайно. Нынешний демарш Вашингтона необходимо четко увязывать с общей политикой США на афганском направлении. Она окончательно стала очевидной после ликвидации американским беспилотником лидера «Талибана» муллы Мансура два месяца назад. Ее основные контуры заключаются в следующем — Вашингтон и Кабул выработали собственную стратегию умиротворения Афганистана, которая заключается в альянсе с бывшим лидером военного крыла «Талибана» М.Кайюмом. Последний имеет крайне доверительные контакты с афганским президентом А.Гани и американцы поверили в этот сюжет и подумали, что М.Кайюм сможет в достаточной степени контролировать пуштунское сообщество. Такой вариант фактически оставлял «за бортом» мирного урегулирования Пакистан и КНР, образовавших альянс, который, видимо, очень не понравился США. Исламабад выдвинул в качестве главного переговорщика по внутриафганского урегулирования свою креатуру муллу Мансура, который отвечал в движении за международный блок. Произошло это после утечки информации о смерти более двух лет назад харизматичного лидера «Талибана» муллы Омара, что вызвало ненужную торопливость у пакистанцев в деле назначения его преемника и породило раскол в движении. Утечка была организована афганскими спецслужбами явно при содействии контролируемой части талибов. Таким образом, можно констатировать, что у Кабула и Вашингтона было ясное представление о своих совместных действиях по нейтрализации пакистанских ставленников в качестве основных переговорщиков от талибов по установлению прочного мира в Афганистане. Совершенно очевидно, что о смерти муллы Омара афганские спецслужбы знали и ранее, но пока был некий период потепления между Кабулом и Исламабадом по вопросу урегулирования, афганское руководство эту тему не будировало. Информация о смерти муллы Омара появилась только тогда, когда сторонам не удалось договориться о кандидатуре нового лидера «Талибана».

Естественно, что реакция пакистанцев на такое игнорирование их ведущей роли была очень болезненной. «Сеть Хаккани», которая в принципе переживала очень непростой период своей истории после гибели основателя и ареста его братьев афганскими органами безопасности, на этом фоне была вытащена пакистанскими спецслужбами «из дальнего чулана»» и реанимирована при помощи серьезных финансовых вливаний. Именно она на первом этапе становления муллы Мансура в качестве лидера «Талибана» стала его основной вооруженной силой и начала политику террора против государственных и военных целей правительства Афганистана. Собственно этим обстоятельством и объясняется особый упор американцев в проведении операций по нейтрализации именно этой группы. В данном случае Пентагон выступает как «наконечник копья» с точки зрения технической составляющей по нейтрализации именно пропакистанской части талибов. С учетом этого отказ США предоставить очередной транш прямой военной помощи выглядит абсолютно логично, как еще одна составляющая общего прессинга на Исламабад. Удивительно звучат цифры, которые затратил Вашингтон для покупки лояльности пакистанских военных. С 2002 года США в рамках программы военной помощи Пакистану выделили около 14 млрд долларов, которые направлялись на проведение боевых операций против боевиков. Рискнем предположить, что реально на борьбу с боевиками, главный из которых благополучно жил при этом долгое время на конспиративной квартире по соседству с главной военной базой вооруженных сил Пакистана, уходила мизерная часть. Основная часть, видимо, шла или в карманы генералов, или на покупку лояльности тех же талибов. Как только эти вливания уменьшились, исчезло и доминирование пакистанцев в их возможности контролировать движение «Талибан». Отказывая пакистанским военным в очередном транше, Вашингтон тем самым еще больше ограничивает финансовые возможности Межведомственной разведки Пакистана руководить этим процессом.