- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможности создания «Религиозно-политического союза мусульманских народов» на государственном уровне

Попытки создания нового исламского государства (или государственного объединения) на административно-правовом уровне начали предприниматься религиозно-политическими элитами ведущих исламских стран практически сразу после первой мировой войны и распада Османской империи. Уже на конгрессе в Каире (1926), где присутствовало 30 делегатов из 11 мусульманских стран, был принят призыв ко всем «правоверным» мира способствовать образованию нового халифата.

В период от роспуска халифата до создания Организации исламская конференция (ОИК) с позиций панисламизма выступали Всемирный исламский конгресс (ВИК, 1926, штаб-квартира в Карачи, Пакистан) и Лига исламского мира (ЛИМ, 1962, штаб-квартира в Мекке, Саудовская Аравия). ВИК и ЛИМ уделяют большое внимание совершенствованию теории международной «мусульманской солидарности» и концепции «исламского государства», разрабатывают проекты конституций, «мусульманское видение» мира в целом. Именно этим негосударственным организациям поручается разработка различных вопросов, связанных с теологическим обоснованием важнейших направлений деятельности мусульманских межправительственных структур.

В целях объединения усилий ведущих мусульманских стран, национальных и международных исламских организаций, направленных на реализацию идеи создания «религиозно-политического союза мусульманских народов», в более позднее время были сформированы Высший совет по делам ислама (1962, штаб-квартира в Каире, Египет), смешанная (члены — государства и неправительственные структуры) Региональная исламская организация стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана(1980, штаб-квартира в Куала-Лумпуре, Малайзия) и другие международные и национальные мусульманские организации. Наиболее представительной и авторитетной в зоне распространения ислама является созданная по инициативе Саудовской Аравии Организация исламская конференция (1969, секретариат в Джидде, Саудовская Аравия).

О направленности деятельности указанных и большинства других структур красноречиво свидетельствуют принятые ими документы. Так, в меморандуме Всемирного исламского конгресса, представленном на 9 Конференции министров иностранных дел стран-членов ОИК (1978, Дакар, Сенегал), говорилось: «Только создав собственную систему международных отношений, мы сможем преодолеть трудности, стоящие перед мусульманским миром. Только в рамках исламской системы мы сможем жить с честью и достоинством. Мощь этой системы заключается в мощи, образе мыслей и действий Уммы… Мы много говорим о возрождении халифата, о создании Исламских Соединенных Штатов, о содружестве мусульманских государств и других формах объединения. Но у нас есть ОИК, это наш первый шаг, и мы должны сконцентрировать внимание на дальнейшем изучении этих проектов». Следующим шагом провозглашается создание всемирного исламского государства.

В рамках ОИК, ВИК, ЛИМ и других международных исламских организаций прорабатывается вопросы о координации действий в военной области, создании единой оборонной промышленности и оборонной стратегии, формирования собственных постоянных сил по поддержанию мира (так называемый Исламский легион), совместном использовании вооруженных сил, материальных и людских ресурсов для достижения политических целей (использование контингентов и организованных групп наемников исламских стран в Северном Йемене в 1962-1967 гг., в Омане в 1974-1975 гг., в Ираке 1981-1988 гг., в Афганистане с 1973 г., в Чечне с начала 1990-х годов и т.д.).

Создана и продолжает совершенствоваться законодательная и договорно-правовая база для решения поставленных задач. В программных документах большинства международных мусульманских организаций в качестве одной из основных политических целей закреплена «поддержка борьбы всех исламских народов во имя сохранения их достоинства, независимости и национальных прав» (пункт 6, раздел А, статья 2 Устава ОИК). Аналогичные, но более конкретные положения имеются в уставных материалах национальных и международных исламских банков, а также многочисленных специальных фондов[1].

Однако до сих пор ни одна из международных исламских организаций, в том числе и ОИК, не оправдала в полной мере надежд их организаторов и не стала связующим центром будущего халифата. Основными факторами, препятствующими развитию процессов религиозной интеграции, являются:

—              соперничество за первенство в мусульманском мире между ведущими исламскими странами (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Ирак, Египет, Судан, Ливия, Турция и др.);

—              наличие многочисленных противоречий политического, экономического, национально-этнического и иного характера на межгосударственном уровне, а также значительно усугубляющие их разногласия между основными направлениями и движениями ислама. Не в последнюю очередь именно поэтому ни один из сложных политических кризисов, затрагивающих интересы большой группы стран зоны распространения ислама, не был разрешен механизмами ОИК (Иран — Ирак, Саудовская Аравия — Оман, Ирак — Кувейт, Марокко — Алжир, Иран — Афганистан, Иран — ОАЭ, Иран — Бахрейн, палестинская, курдская, белуджская, пуштунская и другие проблемы).

В 1963 г. имам Хомейни – лидер исламской революции в Иране (1979 г.) – в своем выступлении перед представителями высшего исламского (шиитского) духовенства открыто использовал термины “МУСУЛЬМАНСКАЯ НАЦИЯ” и “ИСЛАМСКАЯ НАЦИЯ“[2]. Правда, это относилось, видимо, к шиитской общине, но имам этого нюанса не уточнял. И если в этом конкретном случае у читателя могут возникнуть какие-то колебания по поводу толкования этих терминов в контексте речи имама, то следующая произнесенная им фраза сомнений, кажется, не вызывает: «Мы преследуем цель восстановления Ислама, мы не ограничиваемся названием “Исламская Республика”, мы пойдем дальше».  [1][3]

В целом же, как показывает практика международных отношений, интересы мусульманских стран и политических сил, использующих знамя ислама, настолько различны и противоречивы, что говорить о существовании реальной возможности осуществления ими конечных целей «сверху», в частности, создания халифата как основы системы международного мира и безопасности, в ближнесрочной перспективе нет оснований.

Приложения

Организация Исламская Конференция (ОИК)

— самая крупная и наиболее влиятельная мусульманская международная организация. В настоящее время объединяет 55 стран с населением около 1,2 млрд. человек. ОИК была создана в 1969 году. Первоначально в ее состав входили 25 государств Азии и Африки и Организация Освобождения Палестины.

Цели: сотрудничество между мусульманскими государствами, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц.

Руководящие органы:

1. Встреча королей, глав государств и правительств (саммит). Определяет общую политику мусульманских государств. Подобные встречи проводятся раз в три года. Всего со времени создания Организации было проведено восемь саммитов.

2. Конференция министров иностранных дел. Проводится ежегодно. При необходимости созываются внеочередные конференции. На встречах согласовывается внешняя политика мусульманских государств.

3. Генеральный секретариат. Исполнительный орган ОИК. Штаб-квартира находится в городе Джидда (Саудовская Аравия). Главой секретариата является Генеральный секретарь, который избирается конференцией Министров иностранных дел на четырехлетний срок. Полномочия Генерального секретаря могут быть продлены только один раз. Сейчас Генеральным секретарем ОИК является профессор Азеддин Лараки из Марокко (родился в 1929 году).

4. Международный исламский суд юстиции. Создан по решению Третьего саммита ОИК. В его состав входят семь избранных на встрече министров иностранных дел судей. Штаб-квартира расположена в городе Эль-Кувейт (Кувейт).

Учреждения при ОИК: Исламский банк развития, Международная ассоциация Исламских банков, Исламский центр развития торговли, Исламская торгово-промышленная палата, Исламская ассоциация судовладельцев, Исполнительное бюро Фонда исламской солидарности, Фонд “Аль-Кудс”, Международное исламское агентство новостей. Радиовещательная организация исламских государств, Исламская Академия фикха, Исламский университет в Нигере, Исламский университет в Уганде, Центр статистических, экономических и социальных исследований и подготовки для исламских стран. Центр исследования исламской истории, искусства и культуры, Исламская организация образования, науки и культуры, Исламский комитет международного Красного полумесяца.

Лига арабских государств

(League of Arab States)

Лига арабских государств (ЛАГ) — международная межправительственная организация, учреждена 22 марта 1945 года в Каире на конференции ряда арабских стран. В нее входят:

Страны Азии: Страны Африки:
Иордания (с 1945) Египет (С 1945)
Ирак (с 1945) Ливия (с 1953)
Йемен (с 1945) Судан (с 1956)
Ливан (с 1945) Марокко (с 1958)
Саудовская Аравия (с 1945) Тунис (с 1958)
Сирия (с 1945) Алжир (с 1962)
Кувейт (с 1961) Мавритания (с 1973)
Бахрейн (с 1971) Сомали (с 1974)
Катар (с 1971) Джибути (с 1977)
Оман (с 1971) Коморские острова (с 1993)
ОАЭ (с 1972)
Палестина (с 1976)

Устав Лиги предусматривает координацию деятельности ее членов в политической, военной, экономической, финансовой, культурной и иных сферах, укрепление отношений между ними, запрещает использование силы при урегулировании споров между членами Лиги и требует уважения режимов, существующих в странах-участницах.

Руководящий орган — Совет Лиги, в который входят главы государств или правительств или уполномоченные ими лица. Сессии Совета Лиги проводятся два раза в год. Между сессиями Совета деятельностью Лиги руководит Генеральный секретарь, избираемый сроком на пять лет. Решения, принимаемые Советом обязательны только для тех стран, которые голосовали за них. Штаб-квартира организации расположена в г. Тунис.

Лига имеет статус наблюдателя при ООН.

[1] В решениях Конференции министров финансов государств-членов ОИК /Джидда, 1973/ отмечалось, что целью Исламского банка развития (ИБР, по другим источникам – Мусульманского банка развития) является «поощрение экономического развития и социального прогресса государств-членов и мусульманских меньшинств в соответствии с принципами шариата». При ИБР существует специальный фонд помощи, используемый, главным образом, для целей развития мусульманских меньшинств в государствах — не членах банка.

[2] Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. Второе издание. – Палея-Мишин – М.,1999, с. 177-178.

[3] Изречения, афоризмы и наставления Великого вождя исламской революции Его светлости Имама Хомейни (да успокоит Аллах его душу). – Издательство произведений Имама Хомейни, международный отдел. – Тегеран, осень 1995, с. 25 (на русск. яз.).