- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1 – 7 августа 2016 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Ливии и Афганистане продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных и террористических группировок. В Турции не прекращаются массовые преследования сторонников оппозиционного деятеля Ф. Гюлена. Сложной остается обстановка в Йемене, Южном Судане и на Синайском полуострове в Египте.

В Сирии основные военные события происходили на севере страны в Алеппо и прилегающих к городу районах. Объединенные силы 15 экстремистских группировок и «умеренной оппозиции» (5 тыс. боевиков) на минувшей неделе вели наступление на позиции сирийской армии, ополченцев и бойцов ливанской «Хизбаллы» на юге и юго-западе Алеппо. Противники правительства Б. Асада сообщили 6 августа о том, что им удалось прорвать кольцо блокады и соединиться с формированиями боевиков, находящимися в восточной части Алеппо. Проправительственные СМИ в Сирии опровергли прорыв блокады и утверждают, что боевики по-прежнему находятся в плотном кольце правительственных войск. Некоторые западные СМИ заявляют, что обстановка в районе Алеппо подвержена резким изменениям, а поэтому нет возможности подтвердить или опровергнуть информацию, поступающую от противоборствующих сторон.

Осложнение ситуации в Алеппо крайне затрудняет проведение объявленной Россией гуманитарной операции. В МО РФ заявляют, что террористы препятствуют выходу жителей из города, а 2 августа из района, контролируемого «умеренной оппозицией», по жилому кварталу были применены отравляющие вещества. Погибли 7 человек. В целом, по информации ООН, гуманитарная ситуация в Алеппо продолжает ухудшаться, особенно в восточной части города, где из-за боев блокированы более 250 тыс. человек.

К северо-востоку от Алеппо формирования в основном курдских «Сил демократической Сирии» при массированной поддержке авиации западной коалиции во главе с США 6 августа после двухмесячных боев установили контроль над городом Манбидж недалеко от границы с Турцией. В настоящее время продолжается зачистка города от оставшихся в нем мелких групп боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

Под Дамаском сирийские правительственные войска в ходе успешного наступления освободили 5 августа от бандформирований населенный пункт Хош-эль-Фара. Бои между проправительственными силами и экстремистами велись также в провинциях Латакия, Хомс, Хама, Дераа и Кунейтра.

США «готовы к сотрудничеству с Россией» в Сирии, но Москва, по их мнению, «пока не делает необходимых шагов», а продолжает поддерживать режим в Дамаске, заявил 4 августа президент Б. Обама. Глава Белого дома также утверждал, что он «не уверен, что России можно верить» в ситуации с урегулированием кризиса в Сирии, но считает необходимым продолжать работу с российской стороной. При этом, по его мнению, возможная неудача перемирия в Сирии «будет на совести Москвы». Обама также подчеркнул, что США продолжат борьбу с «Аль-Каидой» (запрещена в России) в Сирии, как бы она ни называлась. В ответ на высказывания американского президента зам. главы МИД РФ С. Рябков заявил 5 августа: «США в диалоге и во взаимодействии с нами по сирийским делам временами ведут себя не по-партнерски, далеко не всегда проявляют готовность договариваться на равноправной основе и руководствоваться документами, которые ранее принимались в коллективных форматах». Тем временем министр иностранных дел России С. Лавров и госсекретарь США Дж. Керри 5 июля в ходе телефонного разговора продолжили обсуждение конкретных шагов, которые России и США в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии следует предпринять для реализации резолюций Совбеза ООН по Сирии в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе визита Керри в Москву 14-15 июля с. г.

В Госдепартаменте США заявили, что поддерживают усилия спецпосланника генсека ООН по Сирии С. де Мистуры по созыву очередного раунда межсирийских переговоров в конце августа. В то же время поддерживаемый Саудовской Аравией сирийский оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) заявил 4 августа, что примет участие в диалоге с властями Дамаска, только если будут созданы «отличные условия» для его успеха. Это, в первую очередь, предусматривает освобождение политзаключенных, снятие блокады правительственных войск с населенных пунктов и доставку туда гуманитарной помощи.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 7 августа, что сирийское урегулирование невозможно без России. Ранее, 2 августа, глава МИД Турции А. Чавушоглу встретился в Анкаре с генеральным координатором ВКП оппозиции Сирии Р. Хиджабом. По итогам встречи турецкий министр заявил: «Все атаки на Алеппо, в том числе авиаудары, должны быть незамедлительно прекращены. Поддержка Турции в отношении сирийского народа будет продолжена».

В Турции продолжается кампания репрессий, чисток и преследований в отношении сторонников оппозиционного религиозного  деятеля Ф. Гюлена и лиц, причастных к недавней попытке переворота. Одновременно идет процесс назначения новых лиц на различные должности в вооруженных силах и госаппарате. По данным на 3 августа, после попытки переворота в стране задержаны 25 917 человек, из них 13 419 – арестованы. Кроме того, у 74 562 человек были аннулированы паспорта. Вместе с тем, масштабы этой кампании постепенно уменьшаются.

Стамбульский суд 4 августа принял решение об аресте Ф. Гюлена по обвинению в организации попытки переворота, а 5 августа прокуратура Измира выдала еще один ордер на его арест. На минувшей неделе выдан ордер на арест 100 врачей и сотрудников медицинской академии в Анкаре. Полиция проводила обыски и задержания в исследовательском центре Совета по научным и технологическим исследованиям Турции. 167 сотрудников Совета отстранены от работы. Полиция Анкары по запросу прокуратуры задержала 124 сотрудника Министерства юстиции Турции. Более 300 сотрудников уволены из МИД Турции. Центральный аппарат и региональные отделения правящей в стране Партии справедливости и развития подвергнутся чисткам от сторонников Гюлена. Власти планируют в короткие сроки завершить реструктуризацию Национальной разведывательной организации Турции. Правительство намерено провести реструктуризацию вооруженных сил, чтобы не допустить еще одной попытки переворота в стране. Реструктуризация будет проведена «в соответствии со стандартами и духом НАТО», заявил 5 августа министр национальной обороны Турции Ф. Ышык. В стране также планируется упразднить верховные военные суды. Тем временем в турецких вооруженных силах получили новые назначения 167 генералов и адмиралов.

Попытка военного переворота нанесла Турции ущерб в 100 млрд долларов (300 млрд турецких лир), сообщил 2 августа министр по делам торговли и таможни Б. Тюфенкчи.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 2 августа, что Запад поддерживает терроризм и государственные перевороты. Эрдоган также сообщил, что без облегчения визового режима с Евросоюзом Анкара не будет соблюдать соглашение по мигрантам.

Турция не может стать в нынешнем состоянии членом Евросоюза, заявил 4 августа председатель Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер. Со своей стороны, президент Эрдоган 7 августа заявил, что ЕС 53 года «морочит голову Турции» и не выполняет данные Анкаре обещания.

Турцию на минувшей неделе посетил председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Дж. Данфорд. Он провел переговоры с главой турецкого правительства Б. Йылдырымом и начальником Генштаба ВС Турции генералом Х. Акаром, а также встретился американскими военнослужащими на базе ВВС Инджирлик.

В Стамбуле 7 августа прошел массовый митинг в поддержку президента Турции Р. Т. Эрдогана, собравший примерно один миллион человек.

1 и 4 августа ВВС США нанесли 11 авиаударов по позициям ИГ в Ливии в городе Сирт. Авиаудары были нанесены после соответствующей просьбы со стороны Правительства национального согласия этой страны. В то же время в Вашингтоне заявили, что не планируют отправку сухопутных войск в Ливию для борьбы с боевиками «Исламского государства».

3 августа президент Туниса Б. К. эс-Себси назначил новым премьер-министром страны Юсефа Шахеда, который занимал должность министра местного самоуправления в прежнем правительстве. Кандидатура была поддержана основными политическими партиями Туниса. Шахед является членом правящей партии «Призыв Туниса». Сообщается, что «формирование нового правительства будет сопровождаться омоложением кадров, усилением присутствия женщин, а также уменьшением количества ведомств». Кроме того, по словам Ю. Шахеда, «основными пятью приоритетами будущего правительства «станет победа в войне против терроризма; объявление войны с коррупцией, а также всеми коррумпированными лицами; увеличение темпов роста экономики и создание рабочих мест; сосредоточение на проблемах окружающей среды и чистоты».

В Йемене 6 августа провел свое первое заседание Высший политический совет (ВПС), созданный 28 июля шиитскими повстанцами-хоуситами и сторонниками бывшего президента страны А. А. Салеха. В состав ВПС вошли 10 человек – по пять представителей хоуситов и Всеобщего народного конгресса (партии А. А. Салеха). Должность председателя совета и его заместителя будут поочередно занимать представители двух фракций. В этот же день представители правительства Йемена и хоуситов безрезультатно завершили в Кувейте переговоры по урегулированию конфликта в стране, продолжавшиеся три месяца.

Военная операция аравийской коалиции, которую возглавляет Саудовская Аравия, против мятежного движения «Ансар Аллах» (хоуситов) в Йемене будет активизирована после того, как были приостановлены межйеменские переговоры, заявил 7 августа военный представитель коалиции. Эр-Рияд обвинил хоуситов в нападениях на границу Саудовской Аравии. В то же время саудовский генерал отметил, что «мирное решение конфликта всегда является приоритетом для коалиции». В течение суток с 6 на 7 августа авиация коалиции нанесла около 30 ударов по территории Йемена.

4 августа глава Пентагона Э. Картер заявил, что он отказался от предоставления Пакистану военной помощи на сумму 300 млн долларов по причине того, что власти этой страны не принимают «достаточно мер против присоединившейся к талибам группировки «Сети Хаккани», нападавшей на военнослужащих США и их союзников в Афганистане». По оценкам экспертов, этот отказ «выявляет напряженность в отношениях Вашингтона с его союзником, которого многие должностные лица обвиняли в лицемерном отношение к группировкам боевиков». С 2002 г. США в рамках программы военной помощи Пакистану выделили около 14 млрд долларов, которые направлялись на проведение боевых операций против исламистских боевиков.

Соглашение по ядерной программе Ирана, заключенное в 2015 г. между Тегераном и «шестеркой» международных посредников, стало очевидным доказательством того, что «врагам доверять нельзя», заявил 1 августа верховный лидер ИРИ А. Хаменеи. По его словам, «сегодня даже дипломаты, которые принимали участие в переговорах, признают реальность, а именно то, что США не выполняют взятых на себя обязательств. За их посулами и обещаниями, на самом деле, скрывается препятствование и разрушение экономических связей Ирана с другими странами». Президент Ирана Х. Роухани также заявил, что США не до конца исполняют свои обязательства по соглашению об иранском атоме, но при этом отметил, что сделка позитивно сказалась на иранской экономике. Соглашение с ИРИ «не строится на доверительных отношениях. Оно подразумевало проверку, очень жесткий регламент проверки соблюдения пунктов соглашения», — пояснили в госдепартаменте США, отметив, что Тегеран и другие участники сделки выполняют свои обязанности, и, как надеются в Вашингтоне, продолжат их выполнять.

 

Приложение

 

 

О короле Саудовской Аравии Салма́не ибн Абду́л Ази́зе А́ль Сау́де

 

 

Салман ибн Абдул Азиз Аль Сауд Салман родился 31 декабря 1935 г. в Эр-Рияде. 25-й сын первого короля Саудовской Аравии Абдул Азиза ибн Сауда. Его матерью была Хасса Аль Судайри. Вместе с шестью братьями Салман образовал так называемую «семёрку Судайри». Начальное образование получил в школе принцев в Эр-Рияде, которая была учреждена ибн Саудом для своих детей. В школе изучал как религию, так и современные образовательные предметы. В марте 1953 г. отец назначил его своим представителем и эмиром (мэром) Эр-Рияда. Позже, в апреле 1955 года, король Сауд назначил его мэром Эр-Рияда в ранге министра. Этот пост Салман занимал до декабря 1960 г. В 1963-2011 гг. – губернатор провинции Эр-Рияд. Как губернатор, он внёс заметный вклад в превращение Эр-Рияда в крупный мегаполис. Во время губернаторства Салмана его советниками были молодые высококвалифицированные технократы, набранные из Университета им. короля Сауда. Салман был самым доверенным советником короля Фахда (1987-2005  гг.). В ноябре 2012 г. был назначен министром обороны Саудовской Аравии и вошел в состав Совета национальной безопасности КСА. С июня 2012 г. — наследный принц и вице-премьер королевства. При этом сохранил пост министра обороны. В арабских СМИ утверждали, что назначение Салмана произошло благодаря его способностям к примирению и дипломатическим талантам, что позволяло ему выступать посредником между отцами и сыновьями в королевской семье, и его широким знакомствам в арабском мире и международной сфере, заведённым во время пребывания на посту губернатора Эр-Рияда.

23 января 2015 г. после смерти короля Абдаллы Салман становится седьмым правителем саудовского королевства. В своем первом обращении к нации новый монарх пообещал действовать в интересах укрепления единства саудовской нации, укрепить стабильность и безопасность страны.

В апреле 2015 г. король Салман произвел важные перестановки в руководстве КСА и по линии престолонаследия. Своих постов лишились наследный принц Мукрин (по его «личной просьбе») и министр иностранных дел КСА принц Сауд, занимавший этот пост с 1975 г. Но наиболее важным решением короля стало назначение наследным принцем его племянника Мухаммеда бен Наефа (он сохранил пост главы МВД и стал зам. председателя Совета министров, главой которого является король). Отметим, что принц Наеф считается близким другом США. Одновременно престолонаследником N 2 стал сын короля, министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман (1980 г. р.). Причем с принцем М. бен Салманом «отец связывает перспективы назревшей модернизации саудовского общества, крайне традиционного и глубоко консервативного». Кроме того, король создал внутри кабинета две новые структуры – Совет по вопросам политики и безопасности, который возглавил принц Наеф, и Совет по вопросам экономики и развития во главе с принцем М. бен Салманом, который одновременно стал вторым заместителем председателя Совмина. Один из ключевых постов главы МИДа перешел от члена королевской семьи к дипломату – выходцу из разночинного «образованного класса» А. аль-Джубейру, бывшему послу КСА в США. Представители этого «класса» также получили посты председателя государственной нефтяной компании «Сауди Арамко», Комитета по делам радиовещания и телевидения и несколько министерских постов. На сторонников короля Салмана были заменены губернаторы провинций Эр-Рияд и Мекка.

В целом, благодаря этому решению впервые на первые роли были выведены представители третьего поколения – внуки основателя КСА Абдель Азиза. «Таким образом, практически одномоментно и без потрясений был предотвращен потенциальный кризис власти, который, как казалось многим, дамокловым мечом висел над королевством». Одновременно был сделан важный шаг к консолидации и обновлению власти – повседневный контроль над министерствами и ведомствами оказался сосредоточен в руках наследного принца и его преемника. При этом Салман «проявил себя как руководитель, настроенный на решительные действия по модернизации страны в соответствии со своими взглядами». Так, на прошедших в декабре 2015 г. муниципальных выборах впервые в истории КСА участвовали женщины.

Важным событием в жизни королевства стало ограничение в апреле 2016 г. прав Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока более известной как религиозной полиции. Эту службу лишили права сыска и ареста подозреваемых в совершении преступлений «против морали» и передаче их обычной полиции.

В мае 2016 г. король Салман провел очередные крупные перестановки в правительстве. Было упразднено Министерство нефти и минеральных ресурсов, вместо которого появилось Министерство энергетики, нефти и минеральных ресурсов. Также было реорганизовано Министерство торговли и промышленности и заменено несколько министров.

В апреле 2016 г. принц М. бен Сальман озвучил одобренный королем план развития страны «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», подразумевающий широкие экономические реформы и нововведения в стране, имеющие целью диверсификацию экономики КСА, избавление страны от зависимости от экспорта нефти и преодоление сложных и давно назревших социальных проблем. Среди основных пунктов документа – приватизация (пока 5%) компании «Сауди Арамко», резкое снижение государственных субсидий на воду и продовольствие, стимулирование развития саудовского ВПК, снижение безработицы, создание крупнейшего в мире фонда национального благосостояния, активы которого должны превысить 2 триллиона долларов, создание новых рабочих мест для подданных КСА и упорядочивание иностранной рабочей силы. В июне с. г. правительство одобрило реализацию первого этапа плана – программу «Национальный поворот: 2020».

За время нахождения на троне короля Салмана террористическая активность в стране не снизилась. Эксперты в данной связи отмечают, что «руководство КСА начинает пожинать плоды своей политики по использованию исламского фактора в государственных целях. Причем пока в контролируемых масштабах. Но никто не может утверждать того, что со временем и под влиянием экономических причин эти масштабы начнут возрастать в геометрической прогрессии». При этом действия террористов «не только ставит под сомнение статус короля как Хранителя двух святынь, но и подрывает доверие к программе реформ», анонсированной сыном монарха принцем М. бен Салманом.

При Салмане Саудовская Аравия развязала войну в Йемене (март 2015 г.), возглавив коалицию арабских государств. Военная операция в Йемене стало первым масштабным использованием вооруженных сил КСА за пределами страны. Эта война, принявшая затяжной и бесперспективный для Эр-Рияда характер, легла тяжелым бременем на бюджет королевства, негативно сказывается на имидже страны. В январе 2016 г. в связи с казнью в КСА шиитского проповедника Н. ан-Нимра резко обострились отношения с Ираном. При этом в конфликте с ИРИ КСА получило поддержку со стороны других аравийских монархий и большинства арабских стран. Саудовцы продолжают занимать жесткую позицию по вопросам сирийского урегулирования, однозначно настаивая на уходе президента САР Б. Асада со своего поста, наращивают помощь наиболее радикальным группировкам сирийской оппозиции. Сложности имеются в отношениях с США. Эр-Рияд не испытывает оптимизм в отношении ядерной сделки мировых держав с Ираном (2015 г.), хотя формально поддержал ее. КСА продолжает участвовать в антитеррористической коалиции во главе с США. При этом саудовское руководство не намерено усиливать напряженность в отношениях с Вашингтоном, что показали итоги визита в США принца М. бен Салмана в июне с. г. В целом негативно можно оценить политические отношения с Россией. КСА жестко осудила военную операцию РФ в Сирии. Твердую линию проводит Эр-Рияд в вопросе о замораживании мировых цен на нефть, хотя падение цен на нее уже привело к негативным последствиям для экономики КСА.

В арабском мире в период правления короля Салмана укрепились отношения с Египтом. Эр-Рияд выдвинул идеи создания межарабских вооруженных сил и исламской антитеррористической коалиции. Однако обе эти идеи не перешли в стадию практической реализации.

Салман был женат три раза. От первого брака у него пять сыновей и одна дочь, от второй жены – один сын, от третьего брака у короля шесть сыновей. К настоящему времени два сына умерли от болезни сердца.

Король имеет серьезные проблемы со здоровьем. В 2010 г. ему сделали в США операцию на позвоночнике. Он пережил инсульт, его левая рука работает хуже правой. Полагают, что он страдает от болезни Альцгеймера. Сальман, известный своей энергичностью и работоспособностью на всех предыдущих постах, в настоящее время вынужден посвящать выполнению своих обязанностей главы государства всего несколько часов в день. В этих условиях все большее влияние на дела государства оказывает сын монарха принц Мухаммед, постепенно оттесняя наследника N 1 принца Наефа.