- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нефтяной отрасли Саудовской Аравии. Часть 1

В июле с.г. Саудовская Аравия показала рекорд по добычи нефти, доведя суточный показатель производства «черного золота» до 10,67 млн баррелей. Для сравнения: в июне с.г. страна добывала 10,55 млн баррелей в сутки нефти.

Напомним, что предыдущий рекорд был установлен королевством более года назад, в июне 2015 года. Объем нефтедобычи тогда составил 10,56 млн баррелей в сутки.

Нынешнее увеличение показателя обусловлено ростом внутреннего спроса на нефть со стороны энергетических компаний Саудовской Аравии.

Дело в том, что июль и август в странах Ближнего и Среднего Востока – пиковые месяцы спроса на электричество со стороны домашних хозяйств. Из-за жары жители арабских государств активно используют кондиционеры и другие виды климатического оборудования.

На днях был опубликован очередной ежемесячный доклад Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) со статистикой нефтяного рынка за июль с.г. Согласно документу, государства картеля нарастили добычу нефти по сравнению до 33,11 млн баррелей в сутки. При этом показатель учитывает вступление в организацию Габона с 1 июля с.г.

Стоит отметить, что в июне с.г. общая добыча сырья участниками ОПЕК выросла по сравнению с маем с.г. на 264 тыс. баррелей в сутки, составив 32,86 млн баррелей в сутки.

Таким образом, картель продолжает превышать собственную квоту на добычу, установленную еще два года назад, которая формально составляет 30 млн баррелей в сутки на всех.

Как сказано в докладе, добыча нефти в основном увеличилась в Ираке, в то время в Нигерии продемонстрировала сильное падение.

По прогнозам организации, спрос на «черное золото» ОПЕК в текущем году составит 31,9 млн баррелей в сутки. В 2017 году он достигнет 33 млн баррелей в сутки.

Согласно предварительным данным ОПЕК, общий объем добычи нефти в мире в июле с.г. вырос по сравнению с июнем с.г. на 240 тыс баррелей в сутки до 95,14 млн баррелей в сутки. При этом поставки из стран, не входящих в картель, увеличились на 200 тыс. баррелей в сутки. Удельный вес ОПЕК в мировой добыче в июле с.г. составил 34,8%, как и месяцем ранее.

Согласно свежему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), рост спроса на нефть в текущем году увеличится до 96,3 млн баррелей в сутки.

Предыдущий прогноз, сделанный в июле с.г., предполагал рост спроса на «черное золото» в 2016 году до 96,1 млн баррелей в сутки.

В своем последнем ежемесячном обзоре МЭА повысило прогноз спроса на нефть в среднесрочной перспективе. В 2017 году он ожидается до 97,5 млн баррелей в сутки, предыдущий прогноз – 97,4 млн баррелей в сутки.

Также в отчете отмечается, что, несмотря на увеличение добычи в странах Залива, которые бьют исторические рекорды по этому показателю, восстановление равновесия между спросом и предложением на глобальном рынке нефти продолжится.

Между тем в начале 2016 года МЭА прогнозировало новый спад нефтяных цен из-за возвращения иранского топлива на мировой рынок.

В частности, аналитики агентства утверждали, что падение добычи в странах, не входящих в ОПЕК, будет полностью компенсировано стремительным ростом экспорта из Ирана. В их январском отчете указывалось, что в первом квартале 2016 года ожидаемое увеличение производства нефти Ирана составит около 300 тыс. баррелей в сутки, в результате чего переизбыток сырья на рынке может составить 1,5 млн баррелей в сутки, хотя спрос не поднимется выше, чем на 1,2 млн баррелей в сутки. Также аналитики МЭА прогнозировали рекордный обвал цен на нефть, которые в январе с.г. опускались ниже отметки 30 долларов за баррель.

Любопытно, что в апреле с.г. компетентные источники в саудовской нефтяной отрасли прогнозировали, что в жаркие летние месяцы нефтедобыча в королевстве может достигнуть примерно 10,5 млн баррелей в сутки.

Представленный прогноз немного уменьшил тревогу мирового рынка, который постоянно опасается резкого увеличения добычи в Саудовской Аравии и, как следствие, усугубления переизбытка сырья.

Об этом заговорили сразу после провала апрельских переговоров основных нефтепроизводителей в Дохе по поводу возможной заморозки добычи. Еще до начала встречи в столице Катара наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман заявил, что Саудовская Аравия, добыча нефти в которой в марте составляла порядка 10 млн баррелей в сутки, при желании может увеличить ее объем до 11,5 млн баррелей в сутки немедленно и до 12,5 млн баррелей в сутки за 6–9 месяцев.

Есть предположение, что такой комментарий сигнализирует о новом этапе борьбы за долю рынка между Саудовской Аравией и Ираном, который активно наращивает собственный экспорт после снятия международных санкций.

Однако источники в саудовской нефтяной отрасли сказали, что Эр-Рияд не планирует наводнять рынок своей нефтью, если на нее не будет спроса. По их мнению, заявление Мухаммеда бен Сальмана было чисто профилактическим и преследовало цель предупредить мировое сообщество о способности королевства увеличить добычу, а не обозначить ближайшие планы.

По мнению некоторых аналитиков, Саудовская Аравия все же намерена увеличить свою долю добычи нефти в ОПЕК, причем в ближайшие месяцы.

Дело в том, что доля КСА в картеле рискует уменьшиться, несмотря на историческое решение стран-участниц в ноябре 2014 года отказаться снижать квоту нефтедобычи после резкого обвала нефтяных котировок.

Вероятная причина интенсификации производства саудовского сырья – это не только рост добычи в Иране, но и рост нефтедобычи в Ираке, а также возвращение Индонезии в ОПЕК.

Так, в Ираке объемы нефтедобычи выросли примерно на 1 млн баррелей в сутки с ноября 2014 года по июнь 2016 года.

Тем не менее, Саудовская Аравия пытается сохранить за собой доминирующие позиции в ОПЕК, а страх потерять контроль над рынком заставляет ведущих игроков наращивать добычу,  даже если это грозит новым витком снижения цен на нефть.

Есть мнение, что королевство ранее умышленно увеличивало производство нефти, чтобы понизить цены, пытаясь вывести из игры конкурентов, в первую очередь американских добытчиков сланцевой нефти, себестоимость которой заметно выше, чем у большинства членов картеля.

Однако добывающие углеводородное сырье компании США показали свою устойчивость на фоне резкого падения нефтяных котировок.

Согласно августовскому прогнозу Управления по энергетической информации США (EIA), ежесуточная нефтедобыча в стране в 2017 году составит 8,31 млн баррелей, хотя еще в июле с.г. прогнозный уровень добычи составлял 8,2 млн баррелей в сутки.

Как прогнозирует EIA, в следующем году мировой спрос на нефть составит 97,76 млн баррелей в сутки, что на 20 тыс. баррелей нефти ниже прогноза, сделанного в июле с.г.

При этом ежесуточная мировая нефтедобыча составит 96,59 млн баррелей, что на 200 тыс. баррелей меньше, чем управление прогнозировало в прошлом месяце.

Внутренний спрос на нефть в Саудовской Аравии с января с.г. по май с.г. увеличился в среднем на 24 тыс. баррелей в сутки. Такую статистику обнародовало объединение исследовательских центров нефтяной отрасли Joint Organizations Data Initiative (JODI).

Аналитики организации отмечают, что темп роста спроса на сырье внутри королевства замедлился до минимума за 6 лет, то есть за все время, что JODI собирает эти данные.

Другая исследовательская организация, Международное энергетическое агентство, и вовсе прогнозирует по итогам всего 2016 года снижение спроса на нефть в королевстве.

Кроме того, по данным JODI, с начала текущего года Саудовская Аравия сократила потребление нефтепродуктов, включая бензин и керосин, в среднем на 22 тыс баррелей в сутки.

Эксперты отмечают, что отрицательный прирост этого показателя был зафиксирован впервые по крайней мере с 2002 года, когда JODI начала отслеживать эту статистику.

Аналитики организации видят главную причину происходящего в том, что в течение последнего года многие страны Залива, включая Саудовскую Аравию, из-за низких цен на «черное золото»  и серьезных бюджетных потерь уменьшили государственные дотации на топливо или полностью отказались от них. Это вызвало серьезное подорожание нефтепродуктов, прежде всего бензина, что не могло не уменьшить спрос на горючее.

Следует отметить, что Саудовская Аравия не одна столкнулась с проблемой снижения или замедления спроса на нефтепродукты.

Например, по данным международной маркетинговой компании BMI Research, в Султанате Оман потребление бензина за первую треть 2016 года (январь–апрель) увеличилось лишь на 1%, тогда как в последние 10 лет прирост показателя составлял в среднем 9,6% в год.

Как было отмечено выше, встреча нефтяных производителей, в том числе России, в Дохе 17 апреля с.г. завершилась безрезультатно. После многочасовых переговоров делегация королевства внезапно заявила, что договариваться о заморозке добычи без участия Ирана, который в Катар своих эмиссаров так и не прислал, не имеет смысла. Эр-Рияд поддержали несколько влиятельных партнеров по ОПЕК.

По данным некоторых средств массовой информации, за несколько часов до начала встречи Мухаммед бен Сальман позвонил в номер отеля, где остановилась саудовская делегация, и распорядился, чтобы она покинула Доху и вернулась в Эр-Рияд.

После этого в нефтяных кругах всерьез заговорили о том, что Саудовская Аравия, похоже, вознамерилась бросить ОПЕК на произвол судьбы. Крупнейший и самый влиятельный член картеля может оставить организацию без лидера, поскольку новый экономический курс Эр-Рияда гарантированно снизит его влияние в картеле.

Первым признаком того, что КСА намерено дистанцироваться от картеля, стал срыв соглашения по заморозке добычи. Так, появление на сцене молодого Мохаммеда бен Сальмана свидетельствует о смене саудовской стратегии.

Вторым важным сигналом стала отставка ветерана-министра нефтяной промышленности КСА А.аль-Наими. Она говорит о том, что саудовское правительство больше не склонно ограничивать добычу и еще меньше готово договариваться с Ираном. Сейчас Саудовская Аравия действует фактически в одиночку.

И, наконец, ключевой момент в списке приоритетов Эр-Рияда – его амбициозный проект снизить зависимость страны от нефтяного экспорта.

План экономического развития «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» включает частичную приватизацию государственной компании Saudi Aramco, и если первая публичная продажа акций (IPO) состоится, КСА станет единственным членом картеля без полностью государственной нефтяной компании.

По мнению аналитика Citigroup С.Клейнмена, главная особенность «Видения Королевства Саудовская Аравия: 2030» состоит в том, что в этой стратегии нет места ОПЕК. По его словам, учитывая, что Саудовская Аравия является единственной страной картеля со значительным резервами добычи нефти, без нее организация превращается в довольно-таки бессмысленную структуру.

О закате картеля уже долгое время предупреждали многие эксперты, но, по мнению бывшего главного экономиста NGP Energy Capital Management А.Альхаджи, ОПЕК уже давно умерла.

В своей статье под названием The Death of OPEC («Смерть ОПЕК»), опубликованной на интернет-ресурсе Project Syndicate, он пишет, что в смерти картеля виноват его ключевой игрок – Саудовская Аравия.

«Теперь ОПЕК – это всего лишь беззубый зомби: он привлекает внимание, но не оказывает на жизнь никакого влияния», – отмечает эксперт.

По его мнению, немногие заметили кончину картеля по простой причине: эта организация никогда в реальности не имела того влияния, которое ей обычно приписывали. Она никогда не была настоящим картелем, обладающим монопольной рыночной силой. Любой, кто думал иначе, ошибочно приписывал ей рыночную силу Саудовской Аравии.

Как отмечается в статье, рыночная сила Саудовской Аравии велика. Эта страна остается доминирующим производителем на мировом рынке. От ее политических и экономических решений зависит вся мировая энергетическая экономика. И это влияние лишь возрастет, если королевству удастся превратить нефть Arab Light в новый мировой эталонный сорт нефти.

Разумеется, новые участники игр производителей энергоносителей теоретически способны нанести удар по позициям монархии. Однако до сих пор королевству удавалось избегать серьезного урона.

Например, сланцевая революция в США оказала огромное влияние на мировые энергетические рынки, намного большее, чем ожидалось. Впервые за последние полвека у стран Атлантического региона образовался нефтяной профицит: они добывают больше нефти, чем потребляют.

«Единственным местом притяжения для экспортеров нефти стали страны Тихоокеанского региона. Всплеск производства сланцевой нефти в США привел к тому, что доля некоторых стран ОПЕК (Алжир, Ангола, Нигерия) на американском рынке серьезно сократилась.

Однако сланцевая революция не оказала большого влияния на такие страны, как Саудовская Аравия, Ирак или Кувейт, из-за разницы в качестве нефти. Алжир, Ангола и Нигерия экспортировали в США легкую малосернистую нефть, которая по качеству сравнима со сланцевой нефтью. Между тем, многие нефтеперерабатывающие заводы США до сих пор настроены на переработку более тяжелых и сернистых сортов нефти, импортируемых из стран Ближнего Востока. В итоге рыночная доля Саудовской Аравии в США оказалась в сравнительной безопасности», –подчеркивается в статье.

Это, как считает А.Альхаджи, не означает, что Саудовская Аравия непобедима. Наоборот, ее удельный вес на рынках крупнейших импортеров нефти в Азии сократился. Эти страны увеличили закупки западноафриканской нефти (потерявшей спрос в США). Однако самой болезненной для саудовского королевства стала потеря существенной доли рынка в Китае, которая досталась России.

«Российскому проникновению на китайский рынок способствовало введение западных санкций после известных событий на Украине в 2014 году. Китай в полной мере воспользовался отчаянным положением Кремля, гарантировав себе крайне низкие цены на закупку российских энергоносителей. Впрочем, как только для них открылись двери в Азию, российские компании ухватились за возможность выйти на рынок нефтепродуктов в Индии и Индонезии. Эти две страны критически важны и для стратегических планов Саудовской Аравии», – подмечает автор статьи.

Эксперт напоминает, что в течение последних примерно двух лет Саудовская Аравия дала совершенно четко понять, что не намерена с легкостью сдавать свои доли на мировых рынках кому бы то ни было. Она начала кампанию по восстановления прежних позиций не только на рынке нефти, но и на рынках нефтепродуктов, нефтехимии. Для этого королевство пошло на ценовую войну, увеличив добычу «черного золота» с целью вытеснить более слабых конкурентов.

«Первоначально Саудовская Аравия нацеливалась на сланцевую индустрию. Однако со временем ее стратегия утверждения господства на глобальных энергетических рынках эволюционировала, адаптируясь к новой экономической информации и политическим обстоятельствам.

В итоге Саудовская Аравия втянула в ценовую войну все страны ОПЕК. Эти государства наращивали добычу до максимальных уровней, что, естественно, привело к падению цен. Когда объемы производства достигли пика, у нефтяных рынков исчезло дно: страны ОПЕК оказались вынуждены вступить в прямую ценовую конкуренцию между собой. Все это привело к возникновению непоправимого внутреннего раскола», – считает автор статьи.

А.Альхаджи уверен, что Саудовская Аравия понимает теперь, что низкие цены на нефть не позволят ей полностью восстановить рыночную долю в Азии и Европе. В то же время она не видит больше никакой пользы от ОПЕК, организации, которую она же сама и навязала миру в 1973 году вместе с первым арабским нефтяным эмбарго и с тех пор использовала как щит для реализации своей нефтяной политики.

«Когда американская сланцевая революция превратила ОПЕК в бесполезную структуру, Саудовская Аравия решила, что нет больше смысла сохранять в живых свое творение», – убежден автор статьи.

Тем не менее эксперт не считает, что нет света в конце тоннеля, поскольку в Саудовской Аравии сейчас проходит крупная реформа внешней, экономической и энергетической политики. Ее примером, как он заявляет, служит предстоящая частичная приватизация Saudi Aramco, которая собирается расширять перерабатывающие мощности.

«Можно предположить, что на рынках энергоносителей конкуренция сместится от нефти к продуктам ее переработки. Тем самым появятся новые возможности для сотрудничества: производители с крупными мощностями по переработке и хранению нефти могли бы покупать избытки нефти у производителей, которым таких мощностей не хватает.

Переход от конкуренции на рынках нефти к конкуренции на рынках нефтепродуктов окажет глубокое влияние на глобальную нефтяную отрасль, а также на смежные с ней, например морские грузоперевозки.

Весьма вероятно, что это приведет к повышению общей эффективности нефтяного рынка и поможет нефтедобывающим странам лучше справляться с волатильностью рынка. Доминировать будут производители и переработчики нефти с самыми современными технологиями – их список начинается с Саудовской Аравии», – подытожил А.Альхаджи.

По нашему мнению, А.Альхажди справедливо отметил основные тенденции, связанные с саудовской нефтяной политикой последнего времени.

Необходимо добавить, что, несмотря на то, что Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером нефти, она активно стремится нивелировать все больше нарастающую проблему, связанную с увеличением внутреннего спроса на газ.

Конечно, до дефицита еще далеко, но промышленные компании королевства крайне нуждаются в «голубом топливе», поэтому оказывают все большее давление на поставщиков.