- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль восстанавливает де-факто свой суверенитет в северной части села Раджар

Раджар – единственный в Государстве Израиль алавитский населенный пункт. Все 2400 жителей села (по данным ЦСБ Израиля на 2014 года) являются единоверцами сирийского президента Башара Асада. До Шестидневной войны 1967 года Раджар находился в составе Сирии. Можно сказать, что в составе еврейского государства этот населенный пункт оказалось случайно. Израильтяне с бою взяли Голанские высоты, а расположенный непосредственно к западу от них Раджар захватывать не стали, поскольку сочли его, исходя из старых британских карт, которыми пользовался тогда ЦАХАЛ, территорией Ливана. Вот, что рассказал в 1993 году корреспонденту израильского журнала «Тева га-дварим» относительно того, как Раджар оказался под контролем Израиля, житель села Хатыб Джамаль:

«Раджар никогда не принадлежал Ливану, а был частью Сирии. У моего отца было сирийское удостоверение личности. В Шестидневную войну израильская армия оказалась к востоку от села. По британским картам, которые были в их распоряжении, офицеры решили, что наша деревня находится на ливанской территории, и не стали ее захватывать, а только собрали у жителей оружие и сказали нам, что мы — ливанцы. «Хорошо», — сказали мы. Но ливанцы отказались принимать нас, опасаясь, что все подумают, что они аннексировали сирийскую территорию. Поэтом они запретили нам пересекать границу. На два с половиной месяца Раджар стал самостоятельным государством 36 семей, расположенным между Ливаном и Израилем. Половина жителей деревни, человек 350, уехали в Сирию из-за войны во время боев. Когда в селе стали заканчиваться запасы продовольствия, мы обратились к израильскому военному губернатору (Голанских высот – В.Ч.) и попросили его поднять нашу проблему в Кнессете. Через две недели он вернулся и поднял над деревней израильский флаг».

Уже в декабре 1967 года в Раджар стал ходить автобус израильской кампании «Эгед», а израильское Министерство сельского хозяйство начало помогать развитию деревни, большинство сельскохозяйственных земель которой оказалось на ливанской стороне границы. Следует пояснить, что частная собственность на наследственные участки земли устанавливалась еще до Первой мировой войны, во времена османского владычества. Новые политические границы, которые были проведены после той войны англичанами и французами, не учитывали прав частной собственности. Таким образом, земли находившиеся в частной собственности сирийских алавитов, оказались в политическом отношении на территории Ливана. То же самое произошло и с сельскохозяйственными землями, находившимися в собственности евреев расположенной неподалеку Метуллы.

Поскольку средней школы в алавитской деревне не было, израильтяне обеспечили подвозку учеников из Раджара в арабоязычные школы друзских сел на Голанских высотах. А в 1981 году Раджар вместе с Голанскими высотами был аннексирован Израилем. Его жителям была предоставлена возможность получить гражданство еврейского государства, и все они им воспользовались (в отличие от друзов Голанских высот, большинство из которых предпочло сохранить сирийское гражданство, получив статус «постоянных жителей» Израиля). После присоединения к Израилю естественный прирост населения в Раджаре сильно увеличился (в частности из-за резкого улучшения медицинского обслуживания). В этой связи возникла необходимость в значительном числе участков для новых домов. Поэтому не удивительно, что с 1978 года, когда ЦАХАЛ в ходе операции «Литани» вошел на территорию Ливана и до 2000 года, когда правительство Эхуда Барака в одностороннем порядке вывела силы ЦАХАЛа из зоны безопасности на юге Ливана, жители Раджара строили дома на принадлежащих им сельскохозяйственных землях к северу от исторического центра села, на территории, юридически принадлежавшей Ливану, но фактически рассматривавшейся в качестве суверенной территории Государства Израиль .

В 2000 году ООН принял резолюцию, согласно которой старая, южная часть Раджара оставалась под израильским суверенитетом в то время, как новый, северный квартал села должен был перейти под суверенитет Ливана. Жители села настаивали на том, что они граждане Израиля и никогда не были гражданами Ливана. Они просили, чтобы весь Раджар остался под суверенитетом еврейского государства. Упомянутая резолюция ООН никогда не была выполнена в полном объеме, однако статус-кво в селе изменился. На въезде в него с юга, со стороны Израиля был поставлен израильский армейский пост. Село было объявлено «закрытой военной зоной», въезд в которую для гражданских лиц (за исключением местных жителей) был запрещен. Одновременно с этим израильские власти перестали реализовать в северной части села законы о планировании и строительстве. Более того, их официальные гражданские представители прекратили посещать эту часть села. Воспользовавшись отступлением израильтян, боевики «Хизбаллы» возвели непосредственно к северу от Раджара свой укрепленный пункт.

В 2006 году, в ходе Второй ливанской войны ЦАХАЛ на короткое время вернулся в Южный Ливан, укрепленный пункт «Хизбаллы» рядом с Раджаром был уничтожен, однако по ее окончанию Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1701, согласно которой Израиль должен был передать северную часть Раджара под контроль Ливана. В ноябре 2010 года, в начале каденции второго правительства Биньямина Нетаньяху израильский кабинет министров принял принципиальное решение согласиться с передачей северной части Раджара Ливану. При этом местное командование ЮНИФИЛ давало некие гарантии обеспечения безопасности граждан Израиля, проживающих в северной части села.

С тех пор о разделенном границей селе, населенном алавитами-израильтянами, несколько лет почти ничего не было слышно. И вот, две недели назад израильский интернет-сайт «Валла» (Walla), последовательно придерживающийся радикально левых позиций, сообщил о том, что, по согласованию с израильским армейским командованием, израильская территориальная комиссия по планированию и строительству возобновила после 16-летнего перерыва реализацию израильских законов о планировании и строительстве в северной части Раджара, то есть де-факто возобновила, таким образом, израильский суверенитет на всей территории села.

Публикация, появившаяся в левом израильском интернет-сайте вызывала целую бурю осуждений, протестов и угроз со стороны ливанских политических кругов. Лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла заявил в этой связи, что «если правительство Ливана ничего не сделает для установления ливанского суверенитета в северной части Раджара, это сделает наша организация». Депутат ливанского парламента от шиитской организации «Амаль» сказал в интервью ливанскому телеканалу NBN, что возобновление осуществления израильских законов планирования и строительства в северной части Раджара это «однозначный вызов со стороны врага» и что Ливан и международная общественность должны добиваться выполнения резолюции 1701 Совета Безопасности ООН. Аналогичные заявления были сделаны целым рядом других ливанских политиков, принадлежащим к различным партиям.

В Израиле все эти заявления демонстративно проигнорировали. Все попытки корреспондентов интернет-сайта «Валла» получить хотя бы какую-то реакцию на созданную их же публикацией шумиху в ливанских СМИ ни к чему не привели. На их запросы из Министерства обороны Израиля ответили кратко: «Вопрос проверяется». Из канцелярии министра финансов Моше Кахлона (комиссии по планированию и строительству находятся в Израиле в ведении Министерства финансов) ответили: «Мы не будет касаться в настоящее время этой темы». Израильские СМИ, придерживающиеся центристской и правой политической ориентации, пока воздерживаются от каких бы то ни было публикаций на эту тему, явно не желая привлекать к теме Раджара дополнительное внимание.

Заметно большее впечатление шумиха в ливанских СМИ произвела на жителей самого Раджара, опасавшихся вооруженных провокаций с ливанской стороны, прежде всего со стороны «Хизбаллы». Однако в конце минувшей недели, через две недели после первой сообщения о возобновлении осуществления израильских законов о планировании и строительстве в северной части Раджара, появившегося на интернет-сайте «Валла», глава местного совета села Ахмад Фаталли решил нарушить молчание и сделать корреспонденту того же самого сайта краткое заявление по поводу угроз, раздающихся со стороны Ливана: «Я думаю, что никто не сможет сделать этого (установить ливанский суверенитет в северной части Раджара – В.Ч.). Мы находимся в Государстве Израиль, и я ничего не опасаюсь». Ничего более конкретного Ахмад Фаталли не сказал, но очевидно, что он хорошо информирован о планах израильского правительства, направленных на разрешение проблемы Раджара.

Пока можно только гадать, каким именно образом Израиль собирается разобраться с политической путаницей, возникшей вокруг небольшого алавитского села, расположенного на границе Израиля и Ливана. Вместе с тем можно с большой степенью уверенности утверждать, что изменение статуса-кво, сложившегося в Раджаре после 2000 года, в сторону возобновления израильского суверенитета над его северной частью связано с приходом Авигдора Либермана на пост министра обороны Израиля.