- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нефтяной отрасли Саудовской Аравии. Часть 2

В Части 1 [1] подробно проанализированы свежие статистические показатели различных профильных организаций относительно добычи, экспорта, внутреннего потребления саудовской нефти, а также приведены мнения зарубежных экспертов относительно перспектив взаимоотношений королевства с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК), где Саудовская Аравия прочно занимает лидирующее положение.

В заключительной части статьи речь пойдет о конкуренции между Россией и КСА на европейском и азиатском рынках, позиции Эр-Рияда относительно комфортных цен на «черное золото», стремлении монархии понизить зависимость от нефтяных доходов, став современным индустриальным государством, а также будут предложены выводы.

По информации саудовского министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Х.аль-Фалиха, государственная компания Saudi Aramco намерена инвестировать в газодобычу.

«Природный газ занимает 50% наших топливных ресурсов. Однако чтобы усилить конкурентноспособность государства, мы стремимся к 70%, причем рассматриваем разные источники пополнения наших газовых резервов, даже если это будет импорт по приемлемым ценам», – заявил саудовский министр.

Что касается ОПЕК и ее места в стратегии королевства, направленной на укрепление позиций государства на различных международных рынках, то картель все еще необходим Эр-Рияду для продолжение ведения своей хитрой игры, способной многих ввести в заблуждение.

Так, в ходе прошедшего в Вене в июне с.г. заседания ОПЕК Х.аль-Фалих неожиданно заявил, что королевство, которое регулярно превышает допустимый лимит производства, готово обсуждать возможность восстановления квоты на добычу нефти в ОПЕК и рассматривает вариант ограничения совокупного производства в государствах картеля на уровне 32,5 млн баррелей в сутки.

По словам министра, Саудовская Аравия посодействует восстановлению общей квоты ОПЕК, которая сейчас формально существует, но постоянно нарушается, «если это будет в интересах рынка».

«Но сейчас рынок делает работу за нас. Нам лишь нужно следить за рынком и сотрудничать с производителями внутри картеля и за пределами, чтобы привести рынок в состояние равновесия. Спрос хороший и стабильный, добыча за пределами организации падает, и мы думаем, что она будет падать еще большими темпами. Цены на нефть будут идти вверх по мере ребалансировки рынка», – подчеркнул саудовский министр.

Правда,  он не уточнил, какой конкретно может быть фиксированная квота ежесуточной суммарной добычи нефти в ОПЕК.

Что касается других участников встречи в Вене, то Катар, Алжир, Нигерия выступили за заморозку добычи «черного золота». Так, алжирский представитель заявил, что цены на нефть упадут в случае отсутствия согласия между сторонами.

В свою очередь, представитель Объединенных Арабских Эмиратов отметил, что страна выступит против ограничений добычи нефти, если эту инициативу не поддержит Иран, выступающий против установления общей квоты ОПЕК.

«Ограничение добычи в рамках картеля не принесет пользы ни нам, ни другим производителям. Квоты для стран – это одна из наших основных идей», – заявил накануне заседания министр нефти Ирана Б.Н.Зангане.

Причем до этого он дал понять, что вернуться к идее заморозки добычи сырья его не заставит даже достижение страной досанкционных объемов производства в 4 млн баррелей в сутки. Все равно, по словам Б.Н.Зангане, Иран отрицательно отнесется к идее заморозить добычу нефти в основных государствах-производителях на определенном уровне до конца года и не верит, что участники ОПЕК пойдут на такой шаг.

По итогам июньского заседания страны-члены картеля так и не установили новую суммарную квоту на добычу сырья ради поддержания цен, но несколько обнадеживающих для нефтяного рынка заявлений представители государств все-таки сделали.

В частности, саудовский министр Х.аль-Фалих заявил, что его страна выступает против нарушения баланса на нефтяном рынке и осуществляет мягкий подход к ценовой и производственной политике.

Стоит особо подчеркнуть, что в последние месяцы Саудовская Аравия активно прибегает к демпингу, предоставляя рекордные скидки на нефть своим азиатским и европейским клиентам.

Так, в июле с.г. Saudi Aramco снизила цены для европейских клиентов.

Контракты с поставкой саудовской нефти в июле с.г. для северо-запада Европы подешевели по сравнению с июньскими на 35 центов за баррель, для европейского Средиземноморья – на 10 центов.

Как представляется, этот шаг был вызван необходимостью конкурировать с Ираном, который с февраля с.г. возобновил поставки сырья в Европу. Объем экспорта саудовской нефти на европейский рынок составляет 800 тыс. баррелей в сутки, а иранской – почти в два раза меньше. Однако Исламская Республика намерена увеличить поставки европейцам до 700 тыс. баррелей в сутки в течение ближайших месяцев.

Говоря об азиатском рынке, стоит подчеркнуть, что конкуренция за него усиливается между ближневосточными производителями, поставщиками из Латинской Америки, Северной Африки и России.

Саудовская Аравия накопила рекордные запасы «черного золота», продолжая наращивать нефтедобычу. Запасы сырья в королевстве достигли рекордных отметок еще в мае 2015 года и с тех пор продолжили рост. В августе прошлого года они уже составили 326,6 млн баррелей (самый высокий уровень с 2002 года). Однако экспорт саудовской нефти, напротив, снизился, ведь многие поставщики продают свое топливо с хорошими скидками.

Для справки: по данным JODI, в мае с.г. средний уровень добычи нефти в Саудовской Аравии достиг 10,27 млн баррелей в сутки, что на 0,1% больше по сравнению с показателем апреля с.г., когда в королевстве было произведено 10,26 млн баррелей в сутки.

При этом в мае с.г. монархия сократила экспорт нефти по сравнению с апрелем с.г. на 2% до 7,3 млн баррелей в сутки.

Весьма любопытно, что одновременно с этим переработка нефти на внутренних НПЗ королевства уменьшилась за май с.г. на 5,6% и составила немногим менее 2,4 млн баррелей в сутки.

По итогам мая с.г. показатели объемов добычи и экспорта нефти снизились почти во всех странах ОПЕК. Так, Ирак, второй по величине производитель в картеле, сократил добычу в на 0,44% по сравнению с апрелем с.г. до 4,5 млн баррелей в сутки. Средний объем экспорта сырья из страны составил 3,2 млн баррелей в сутки против 3,36 млн баррелей в сутки в апреля с.г.

В Иране, который стремится восстановить свою долю на мировом рынке нефти, статистика была противоположная. По подсчетам JODI, добыча нефти в стране выросла в мае с.г. на 2,85% до 3,6 млн баррелей в сутки. При этом экспорт иранской нефти в отчетном периоде составил 2 млн баррелей в сутки, что на 5,3% больше чем в апреле с.г.

 

Примечательно, что России удалось переиграть Саудовскую Аравию на стратегически важном для Эр-Рияда китайском рынке, увеличив туда объем поставок. Укрепление конкурентоспособности российского сырья вынуждает королевство демпинговать.

Например, в начале августа с.г. Саудовская Аравия снизила для азиатских покупателей стоимость нефти в зависимости от сорта на 0,7–1,3 доллара за баррель.

Для справки: по данным Главного таможенного управления КНР, в июне с.г. Россия поставила в Китай 4,1 млн т нефти. Это почти на 22% меньше, чем было в мае с.г. При этом май был рекордным месяцем с точки зрения российских нефтяных поставок на китайский рынок.

Если же сравнить июнь с.г. с июнем 2015 года, то поставки отечественного сырья в КНР выросли почти на 9%.

Саудовская Аравия в июне с.г. продала Китаю 4,6 млн т нефти. Это на 12% больше майского показателя, но примерно на 14% ниже уровня июня прошлого года.

Кроме того, во втором квартале 2016 года королевство уступило Ираку лидерство на индийском нефтяном рынке.

 

Стараясь потеснить Россию на рынке Китая, Саудовская Аравия также пытается понизить российские позиции в Европе, традиционном рынке сбыта отечественного сырья. Арабская монархия заключила контракты на поставки нефти со шведской нефтеперерабатывающей компанией Preem и ее польскими партнерами PKN Orlen и Lotos.

Однако традиционная технологическая ориентация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Польши на более тяжелые сорта нефти, поставляемые из России, препятствует стремительному увеличению объемов саудовской нефти на польском рынке.

Чтобы не позволить России занять саудовскую нишу в Азии и интенсифицировать экспорт в Европу, в Эр-Рияде готовы предоставлять покупателям рекордные дисконты.

Так, осенью 2015 года королевство снизило отпускные цены для США, Азии и Европы. Скидка стала максимальной за последние три года.

Однако Россия готова к саудовскому демпингу и не позволит Эр-Рияду съесть собственный кусок «нефтяного пирога».

С целью нарастить внешние поставки сырья морским путем, Саудовская Аравия возведет собственный судостроительный комплекс в восточной части страны, на побережье Персидского залива, чтобы увеличить свой танкерный флот.

Х.аль-Фалих, который совмещает свой министерский пост с должностью председателя совета директоров компании Saudi Aramco, заявил, что государственной компании понадобится больше танкеров, чтобы удовлетворить бурно растущий мировой спрос.

«Страна, лидирующая по производству нефти в мире, наконец, будет иметь такой флот, который будет соответствовать ее нефтяному потенциалу», – заявил Х.аль-Фалих.

Для справки: в первые четыре месяца этого года Saudi Aramco поставляла на экспорт, по данным Международного энергетического агентства, в среднем 7,6 млн баррелей нефти в сутки. На данный момент саудовская нефтяная государственная компания обладает крупнейшим в мире флотом нефтеналивных танкеров.

 

Говоря о цене нефти, Х.аль-Фалих месяц назад подчеркнул, что она должна быть выше той, которая сложилась в настоящее время на рынке.

По его мнению, при сохранении цены ниже 50 долларов за баррель на мировом рынке нефти рано или поздно возникнет ситуация, когда окажется сложно обеспечить инвестирование нефтяной отрасли, что приведет к новому дисбалансу между спросом и предложением, однако на этот раз будет ощущаться уже нехватка нефти, а не ее переизбыток, что приведет к резкому скачку стоимости сырья.

«В долгосрочной перспективе та цена на нефть, которую мы имеем сейчас, приведет к тому, что нельзя будет получать достаточно доходов и, соответственно, делать достаточно капиталовложений. Это, в свою очередь, приведет к тому, что в будущем нельзя будет удовлетворить высокий спрос. Это означает, что ради достижения равновесия на рынке нефти в долгосрочной перспективе, мы нуждаемся в цене, превышающей 50 долларов за баррель», – заявил саудовский министр.

Однако он не стал делать прогнозы по поводу стоимости нефти в ближайшей перспективе, указав лишь на сокращение инвестиций в нефтедобычу, а также взаимосвязь между ценообразованием и влиянием на него действий инвесторов на фондовых рынках.

Также Х.аль-Фалих отметил, что на цену нефти влияют и внешние факторы, включая развитие ситуации в некоторых государствах–экспортерах нефти.

В частности, в Нигерии, где экстремисты постоянно нападают на объекты нефтяной инфраструктуры, вынуждая многих производителей сырья терпеть огромные убытки.

«Все это влияет на цену нефти и делает невозможным предсказание ценового развития. Однако по сравнению с прошлым годом стоимость нефти развивается в верном направлении, рынок уравновешен», – полагает саудовский министр.

Примечательно, что на фоне падения цен на углеводороды экономику Саудовской Аравии могут ожидать серьезные изменения.

По мнению Х.аль-Фалиха, рост мировой экономики замедлился, однако это не повлияет на спрос на «черное золото», а для поддержания инвестиционной активности в секторе цены на нефть в перспективе должны находиться в диапазоне 50–100 долларов за баррель, что поможет Саудовской Аравии перестроиться на новые «индустриальные рельсы».

Среди крупнейших экспортеров сырья королевство является одной из тех стран, где всерьез задумались о сокращении ресурсозависимости своего хозяйства.

«Мы работаем над тем, чтобы Саудовская Аравия превратилась в индустриальное государство. Идеальной моделью для нас являются такие страны, как Германия, Япония или, например, Южная Корея», – заявил Х.аль-Фалих.

В краткосрочных планах КСА – покончить с зависимостью от нефти и стать современным индустриальным государством.

В то же время мировой рынок нефти начинает постепенно приходить к балансу, что приводит к возврату спроса на углеводороды. «Основа формирования рыночной цены – это баланс спроса и предложения, что является определяющим фактором формирования цен на нефть. Сегодня мы видим здоровый спрос на углеводородное сырье», – отметил Х.аль-Фалих.

По его словам, на рынках присутствуют некоторые сдерживающие факторы, и в Саудовской Аравии выражают надежду, что это не повлияет на глобальный тренд.

«На рынке наблюдается снижение поставок, приблизительно на 1 млн баррелей в сутки. Однако спрос на нефть постепенно восстанавливается, что говорит в пользу некоторого баланса. Тем не менее рынок все еще показывает профицит – миллионы излишков нефти», – считает саудовский министр.

Напомним, что ранее он высказывал уверенность, что при сохранении цены ниже 50 долларов за баррель на мировом рынке нефти рано или поздно возникнет ситуация, когда окажется сложно обеспечить инвестирование нефтяной отрасли, что приведет к новому дисбалансу между спросом и предложением, однако на этот раз будет ощущаться уже нехватка нефти, а не ее переизбыток, что приведет к резкому скачку стоимости сырья.

Для сравнения: в первой половине 2016 года в целом был отмечен устойчивый рост российской нефтедобычи. Согласно оперативной сводки Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), с января с.г. по июнь с.г. производство российского сырья достигло 269,8 млн т, на 2,1% превысив показатель аналогичного периода 2015 года.

В свежем докладе ОПЕК отмечается, что, несмотря на достаточно низкую рыночную стоимость нефти и санкции, которые введены западными странами в отношении российского нефтяного сектора, отрасль в целом чувствует себя достаточно комфортно.

«Западные санкции запрещают экспорт иностранных технологий и инвестиций в добычу шельфовой нефти, а также финансирование таких российских санкционных компаний, как «Роснефть», но не все трудноизвлекаемые запасы нефти классифицируются как шельфовые, что подталкивает некоторые компании и их западных партнеров работать над совместными проектами», – говорится в докладе картеля.

Согласно августовской оценки ОПЕК, прогноз добычи нефти в России в текущем году не изменен: ожидается рост на 130 тыс. баррелей в сутки по сравнению с 2015 годом, до 10,98 млн баррелей в сутки.

Как отмечает ОПЕК, российская ежесуточная нефтедобыча в первом полугодии 2016 года составила 11,04 млн баррелей. Это на 210 тыс. баррелей в сутки выше показателя первого полугодия 2015 года.

Во втором полугодии 2016 года аналитики картеля прогнозируют снижение российской нефтедобычи на 130 тыс. баррелей в сутки. Однако этот показатель все равно будет на 50 тыс. баррелей в сутки больше, чем в 2015 году.

 

***

Проведенный анализ состояния и перспектив нефтяного сектора Саудовской Аравии позволяет сделать ряд важных выводов.

Первое. Саудовская Аравия не собирается уступать в конкурентной борьбе за европейский и азиатский нефтяные рынки ни странам – участницам ОПЕК, ни России. Для этого королевство не только интенсифицирует производство сырья, но и увеличивает количество специализированных танкеров для перевозки «черного золота» морским путем.

Второе. Картель необходим Саудовской Аравии для обеспечения дестабилизации на мировом нефтяном рынке. Нестабильность на рынке, как ни странно, является частью энергетической политики королевства, которое стремится не только нивелировать сланцевую угрозу США, но и «пришпорить» Иран, который весьма резво начал увеличить добычу и сбыт углеводородов после отмены западных санкций в начале текущего года.

Третье. Планы Саудовской Аравии заместить доходы от продажи «черного золота» другими источниками пополнения государственной казны вряд ли удастся реализовать в краткосрочной или среднесрочной перспективе. В отличие, например, от Объединенных Арабских Эмиратом, где нефть не является «фундаментом» национального хозяйства, в королевстве пока слишком серьезно влияние нефтяного фактора на наполняемость бюджета.

Четвертое. Нынешние цены на нефть не устраивают Саудовскую Аравию, которая, как и соседние монархии Залива, была вынуждена пойти на крайне непопулярные среди населения меры, сократив топливные субсидии. С одной стороны, реформа субсидий помогла консолидировать часть государственных расходов. С другой – это привело к резкому повышению стоимости бензина в стране, жители которой привыкли в дешевой электроэнергии и автомобильному топливу.

Пятое. Российская нефтяная промышленность, испытывающая негативное влияние западных санкций, даже при невысоких котировках «черного золота» вполне устойчива, что не на руку Эр-Рияду, которого Москва «щелкнуло по носу» на китайском рынке, увеличив туда поставки отечественного сырья.