- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2016 г.

9 июля исполнилось 5 лет со времени провозглашения независимости Южного Судана. Эта дата никак не побудила к подведению каких-либо итогов, поскольку их просто не оказалось из-за вспыхнувшей в декабре 2013 года гражданской войны, принявшей этнический оборот, поскольку главными действующими лицами в ней оказались народности динка (ее представляет президент Сальва Киир) и нуэр (бывший вице-президент и снова недавно получивший этот пост Риек Машар). Война сопровождалась массовыми этническим чистками, совершавшимися как правительственными силами (динка), так и повстанцами (нуэр). В отсутствие точных данных считается, что за время войны погибли десятки тысяч человек, 2,3 млн человек стали беженцами. Противостояние не остановилось и после подписания в августе 2015г. «мирного» соглашения и возвращения в Джубу в апреле вновь ставшего вице-президентом лидера повстанцев Р.Машара.

В первые дни июля продолжились боевые действия в регионе Вау (штат Бахр эль-Газаль, 650 км к северо-западу от Джубы), вспыхнувшие 26 июня. По данным «Врачей без границ», боевые действия вынудили бежать из этого района примерно 70 тысяч человек. Примерно 19 тысяч гражданских лиц укрылись на близлежащей базе миротворцев.

Вечером 7 июля, за два дня до 5-й годовщины достижения независимости, в Джубе вспыхнула перестрелка между солдатами правительственных сил и повстанцами, подразделения которых ранее вошли в столицу для охраны Р.Машара в рамках реализации положений мирного соглашения. В ходе боя погибли 5 солдат, еще 2 получили ранения. К этому времени в Джубе находились 1370 повстанцев и 3420 солдат правительственных войск.

По версии правительственной армии, инцидент начался после того, как перемещавшиеся на машине телохранители Р.Машара открыли огонь по солдатам на одном из блок-постов в городе.

8 июля ожесточенные столкновения с использованием артиллерии вспыхнули вновь несмотря на то, что С.Киир и Р.Машар, находившиеся в тот день в президентском дворце, призвали своих сторонников к сохранению спокойствия. По некоторым данным, в этих столкновениях погибли десятки человек. Представитель бывших повстанцев сообщил о 150 погибших с обеих сторон.

10 июля боестолкновения продолжились, на сей раз — на окраинах Джубы близ лагеря Миссии ООН в Южном Судане (Minuss), где под охраной миротворцев укрываются 28 тысяч беженцев. Представитель бывших повстанцев заявил, что инициатором возобновления боев стали солдаты правительственной армии. База миротворцев находится между двумя полевыми лагерями правительственных сил и бывших повстанцев у подножия гор Джебель Куджур.

В течение дня 10 июля бои охватили ряд кварталов столицы, а также распространились на окрестности международного аэропорта.

В связи с возобновлением боевых действий в Южном Судане 10 июля прошло закрытое заседание Совета Безопасности ООН. По его итогам Совбез ООН обратился к странам — соседям Южного Судана с призывом оказать содействие в прекращении огня в Южном Судане, а также направить дополнительные контингенты миротворцев в состав Minuss. Он также потребовал от С.Киира и Р.Машара «приложить максимум усилий для контроля над их сторонниками и немедленного прекращения боевых действий». В резолюции содержалось напоминание о том, что атаки на мирное население и персонал ООН квалифицируются как военные преступления. По данным ООН, в предшествовавших событиях в Джубе погибли двое китайских миротворцев, 12 «голубых касок» различных национальностей получили ранения.

Согласно дипломатам, вопрос о введении эмбарго на поставки оружия в Южный Судан (на нем настаивают западные страны, но противится Россия), в ходе консультаций не поднимался.

В составе Minuss по состоянию на 31 марта 2016 года насчитывалось 12109 военнослужащих, 184 военных наблюдателя и 1197 полицейских. По численности это третья миссия после ДРК и Миссии в Дарфуре.

Заседание Совбеза ООН никак не помешало сторонам конфликта 11 июля продолжить боевые действия в Джубе. Основные бои развернулись за кварталы Джебель и Мунуки. К этому времени число погибших в боях увеличилось до 300 человек.

К 18 часам  местного времени 11 июля президент Южного Судана С.Киир отдал приказ правительственным войскам прекратить огонь. Примерно в это же время такой же приказ отдал его визави Р.Машхар.

Также 11 июля генсек ООН Пан Ги Мун потребовал от Совбеза ООН объявить «немедленное эмбарго на поставки оружия в Южный Судан» и ввести новые «целевые санкции» против тех, кто стоял за возобновлением боевых действий в этой стране. Он также предложил в рамках  усилий по наращиванию боевой мощи миротворцев ввести в состав Миссии подразделения боевых вертолетов.

Несмотря на распоряжения, отданные главами сторон южносуданского конфликта, 13 июля самолеты военно-транспортной авиации ВВС Германии приступили к операции по эвакуации из Южного Судана иностранцев.

Со своей стороны президент Южного Судана С.Киир 13 июля объявил амнистию всем бывшим повстанцам, принявшим участие в боевых действиях в Джубе в период с 8 по 10 июля.

Тем временем стало известно, что солдаты южносуданской армии перекрыли границу с Угандой с тем, чтобы не дать тысячам южносуданцев — главным образом женщинам и детям — укрыться в соседней стране. По данным свидетелей, тех, кого они все таки пропускали через границу, обчищали до нитки.

13 июля президент США Барак Обама объявил об отправке в Южный Судан первой группы из 47 военнослужащих, которым поставлена задача защищать американское посольство в Джубе и его сотрудников. В готовности к переброске в Южный Судан в случае необходимости находятся еще 130 военных.

14 июля колонна бронетехники угандийской армии проникла на территорию Южного Судана с задачей обеспечить эвакуацию примерно 3 тысяч угандийцев, блокированных в Джубе. Для их вывоза в колонне следовали до 50 грузовиков. Не исключено, что вывоз угандийцев — лишь предлог для того, чтобы армия этой страны осталась в Южном Судане. Угандийские войска и ранее вмешивались в боевые действия в Южном Судане на стороне Джубы. Они находились в этой сттране до конца 2015 г.

По данным ООН, к этой дате южносуданские войска контролировали Джубу, в то время как вновь ставшие повстанцами из экс-повстанцев стороники Р.Машара концентрировались к западу от столицы.

20 июля угандийская армия подвела итоги своей операции в Южном Судане, в ходе которой она содействовала эвакуации из Джубы 38 тысяч гражданских лиц.

14 июля С.Киир встретился с прессой, чтобы объявить, что он не хочет дальнейшего пролития крови в Южном Судане. Он призвал своего противника Р.Машара как можно скорее встретиться с ним. Глава Южного Судана утверждал, что не знает, где находится первый вице-президент (должность Р.Машара согласно мирному соглашению). Он заверил, что члены правительства от повстанцев целы и невредимы, и находятся в отелях столицы. Аналогичный призыв со стороны С.Киира прозвучал неделю спустя.

15 июля Эфиопия заявила о готовности увеличить численность своего контингента в составе Minuss. Предполагается, что дополнительные подразделения войдут в бригаду быстрого регирования, которую планируют создать в Южном Судане страны региона с задачей немедленнно подавлять те вооруженные формирования, которые будут нарушать соглашение о прекращении огня.

В целом, по оценкам наблюдателей, вспышка боевых действий в Джубе стала закономерным следствием других событий, происшедших ранее, и связанных, в частности, с игнорированием правительственными силами договоренности о демилитаризации столицы. В Джубе достигнуто хрупкое перемирие, которое может быть нарушено в любой момент, поскольку у каждой из сторон есть силы, которым оно не нужно. К тому же нет ясности, за кем теперь пойдут основные формирования повстанцев.

В настоящее время численность Minuss составляет около 13,5 тысяч человек, из них 8,3 тысячи — эфиопы.

17 июля страны-участницы регионального объединения Восточной Африки (IGAD) обратились к Совете Безопасности ООН с просьбой разрешить «развертывание региональных сил по защите» (мирного населения), которые имели бы «пересмотренный мандат». Предполагается, что эти силы будут «разделять стороны конфликта, защищать гражданское население и обеспечивать безопасность в Джубе». Их направление будет призвано усилить Minuss. Это решение IGAD поддержал 27-й саммит стран-участниц Африканского союза, прошедший 18 июля в Кигали.

Страны-участницы IGAD потребовали также начать международное расследование с тем, чтобы выявить виновных в развязывании боевых действий в Джубе.

20 июня в ООН было объявлено о намерении этой организации подвергнуть санкциям три европейских страны, полицейские из которых по сути дезертировали со своих постов в Minuss и покинули Южный Судан в ходе событий в Джубе. Речь идет о Великобритании, Швеции и Германии. Уже известно, что упомянутые полицейские будут исключены из состава Миссии без права замены их соотечественниками. Они также вряд ли получат лакомые пенсии ООН. Они воспользовались эвакуацией из Южного Судана граждан (подданных) своих стран, чтобы также покинуть Джубу.

22 июля с первым заявлением после событий в Джубе выступил Р.Машар. Он заявил, что не собирается возвращаться в столицу страны в ближайшее время. По его словам, он сделает это после того, как в стране будет развернута нейтральная военная сила, способная защищить его. Первый вице-президент предупредил также С.Киира, чтобы тот не пытался искать другого собеседника в попытках привести к миру Южный Судан.

23 июля Р.Машар как первый вице-президент снял со своего поста министра шахт Табана Денга Гаи. Этот назначенец из числа повстанцев заставил говорить о себе после того, как стало очевидно, что именно его С.Киир хочет сделать основным переговорщиком со стороны повстанцев с одновременным назначением первым вице-президентом. Несмотря на этот демарш, такое назначение состоялось — бывший генерал и бывший министр в отсутствие в Джубе Р.Машара стал исполняющим обязанности первого вице-президента. Показательно, что  Табан Денг Гаи был назначен не С.Кииром, а примерно сотней бывших повстанцев, получивших ранее должности чиновников. В любом случае такой демарш отразил раскол в рядах бывших (или не бывших — ?) повстанцев. Сам новый первый вице-президент пообещал оставить этот пост сразу по возвращении в Джубу Р.Машара. 25 июля это назначение было утверждено С.Кииром.

Про Табана Денга Гаи известно, что этот выходец из народности нуэр в годы войны за независимость Южного Судана он был влиятельным полевым командиром. Затем занял пост губернатора нефтедобывающего штата Единство. Был одним из основных переговорщиков со стороны повстанцев при заключении мирного соглашения в 2015 году. Как и С.Киир, неприемлет усиление контингента «голубых касок» в Южном Судане.