Июнь-август – традиционный период подведения Исламабадом итогов деятельности внешнеполитического ведомства. Пришедшая к власти три года назад политическая партия Пакистанская мусульманская лига Наваз (ПМЛ Н – названа в честь основателя Миан Мухаммада Наваза Шарифа) ведет отсчет с 7 июня 2013 г., дня принятия присяги новым кабинетом министров.
ПМЛ Н у власти уже более половины срока, ее мандат завершается в июне 2018 г. 2013 — 2016 гг. — самый длительный период пребывания партии у власти в сравнении с предыдущими годами правления (ноябрь 1990-апрель 1993 гг., февраль 1997-октябрь 1999 гг.) И в настоящее время важно определить статус Пакистана в международной системе координат в преддверии избирательной кампании 2018 г.
Изменение военно-политического контекста в регионе (вывод основной части коалиционных и американских войск из Афганистана в декабре 2014 г.), американо-индийское экономическое и военно-политическое сближение (29 августа 2016 г. стороны подписали Меморандум о логистическом обмене – взаимноме использовании обеими сторонами военных баз) и игра на преимуществах гео-стратегического положения страны, расположенной на перекрестке торговых путей в Азии, что и делает ее естественным центром региональной интеграции.
Все это повлекло очередную смену внешнеполитического вектора Исламабада. В отличие от пакистано-американского стратегического партнерства прежних лет, в 2016 г. приоритетным достижением внешней политики Исламская Республика Пакистан определила стратегический уровень отношений с КНР. В 2015 г. Исламабад и Пекин подписали ряд соглашений в рамках единого проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК, инфраструктурные и энергетические проекты, порт Гвадар) на общую сумму 46 млрд долл. В 2015-2016 г.г. разрабатывались технико-экономические обоснования проектов, процесс выделения земли для КПЭК, решались административные и правовые вопросы и т.д. Исламабад крайне заинтересован в КПЭК и заявляет, что будущая реализация этого проекта дает толчок экономическому развитию страны, дальнейшему расширению региональной торговли, коммуникациям в в целом интеграционным процессам. Китай является крупнейшим торговым партнером Пакистана с объемом двусторонней торговли в 19 млрд долл.
Вторым важным достижением внешней политики Исламабада — расширение сотрудничества с республиками Центральной Азии. Это активно развивающееся направление в последние годы. Высокий уровень обмена визитами с лидерами Казахстана, Кыргызстана Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана дал необходимый импульс расширения взаимодействия с этими странами. Весной 2016 г. Исламабад вновь подтвердил актуальность энергетических проектов CASA 1000 и ТАПИ. Но, несмотря на заявленную приоритетность, реальные работы по этим проектам до сих пор не начаты.
Третьим в ряду внешнеполитических приоритетов – полноправное членство Пакистана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это несомненно успех и дальнейшее развитие положительного имиджа страны на международной арене. На саммите ШОС в Ташкенте Сартар Азиз, советник премьер-министра Пакистана по иностранным делам подписал Меморандум об обязательствах (МОО). Это завершающий формальный этап на пути обретения Пакистаном статуса полноправного члена ШОС. Членство Пакистана в этой организации – очередное подтверждение его равноправного статуса с Индией. В этой связи принятие Пакистана и Индии в организацию с равным уровнем бюджетных взносов и одинаковыми постами в органах ШОС полностью отвечает «статусным» интересам Исламабада. Организация предоставляет Пакистану право аннонсировать свой вклад в укрепление мира и региональной безопасности, противодействие террористическим вызовам и угрозам. Это эффективно действующая международная структура, гарантирующая руководству ИРП возможность налаживания политического и экономического диалога со всеми странами-участницами.
Многие обозреватели подчеркивают, что на этом заканчиваются достижения внешней политики Пакистана последних лет, но это не так. В регионе в целом продолжается процесс перестройки, ломки прежних многолетних стратегических альянсов.
Исламабад уже сделал свой осознанный выбор — экономическая и военно-политическая сопряженность с Пекином, что и было заложено в основные принципы внешней политики Пакистана в ХХI веке.
В то же время это не означает отход от давних партнеров – стран Персидского залива. Несмотря на разбалансировку отношений в последние полтора года (отказ направить войска по просьбе Эр-Рияда сражаться с хоуситами Йемена в апреле 2015 г.) Исламабаду удалось, благодаря политике «мягкой силы», удержать баланс в отношениях с аравийскими монархиями и продолжить получать их финансовую помощь, инфраструктурные тендеры, военные заказы и держать в этих странах до 4 млн пакистанцев, чьи денежные переводы на родину финансово поддерживают часть населения.
Пакистанская пресса много пишет, что Исламабад проходит через кризис отношений с ближайшими соседями – Афганистаном и Индией. Отчасти это верно, но только отчасти. Несмотря на ультимативные подчас заявления лидеров Кабула и Нью-Дели, Исламабад не прерывал процесса диалога с ними (хотя и делает жесткие заявления), последовательно продвигая национальные интересы, используя любую региональную или международную площадку. Изменилась геополитическая обстановка и Исламабад изменил подходы к решению давних проблем, не отступая от своих позиций.
Замедление активности на треке Исламабад-Вашингтон началось еще в 2011 г. после ликвидации Усамы бен Ладена в пакистанском Абботтабаде и бомбардировки американцами погранпоста Салала в ноябре того же года, в результате которого погибли 24 военнослужащих федеральной армии. Заявление президента США Б.Обамы о выводе американских войск из Афганистана уже тогда означало потерю какого-либо интереса к Пакистану. Исключение составляет требование к Исламабаду ликвидировать т.н. «сеть Хаккани», которая базируясь на территории зоны пуштунских племен Пакистана, ведет вооруженную борьбу против американских войск и военнослужащих афганской национальной армии.
Завершение антитеррористической кампании в Афганистане (декабрь 2014 г.) логически повлекло потерю интереса США к Пакистану как к стратегическому партнеру, и следовательно снижение на сегодняшний день на 53 процента экономической помощи и 73-процентное сокращение помощи в сфере безопасности с 2011 г. Отказ США летом 2016 г. выделить 300 млн долл военной помощи Исламабад расценил как очередной признак напряженных отношений между некогда основными союзниками.
Активизация военного и экономического сотрудничества между Россией и Пакистаном также следствие ряда поступательных шагов навстречу друг другу, многолетних договоренностей о необходимости создания безопасной региональной и глобальной окружающей среды. Двусторонний товарооборот составляет всего 400 млн долл. Закупки военной техники и совместные морские и наземные учения – основные пункты пакистано-российского военного сотрудничества в 2015-2016 гг.
Строительство российской компанией трубопровода из Карачи до Лахора (длиной 1100 км) по прокачке сжиженного газа – первый за многие годы совместный инфраструктурный проект, который свидетельствует, что Москва и Исламабад намерены развивать двустороннее сотрудничество.