- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Взгляд из Турции: смерть президента Узбекистана Ислама Каримова

Накануне было официально объявлено о том, что первый президент Узбекистана Ислам Каримов скончался. Чисто теоретически можно было бы ожидать, что смерть лидера любой из стран тюркского мира, будет встречена руководством и общественным мнением Турецкой Республики с подчеркнутым вниманием. Можно было бы ожидать траурных передовиц и множество соболезнующих выступлений. Скорее всего, так было бы в отношении любой страны из двухсотмилионного, так называемого, «тюркского мира». Но только не в случае Узбекистана, с которым у Турции до сих поры были не просто прохладные или настороженные отношения, а именно, что напряженные.

Не раз узбекской стороной заявлялось о том, что в покушениях на президента Ислама Каримова в 1999 году участвовали граждане Турции. Да и Турция ставила в стране на оппозиционные силы. После драматических событий в Андижане в 2005 году, Турция оказалась в ряду стран, проголосовавших в ООН за принятие декларации, выражающей обеспокоенностью с правами человека в Узбекистане. После этого путь турецкого бизнеса к крупным узбекским проектам был закрыт, а товарооборот остается на уровне немногим больше 1 млрд долларов, что очевидно, с точки зрения хотя бы численности населения двух стран, не отвечает имеющемуся потенциалу.

Оказался Узбекистан и страной, где изначально было открыто больше всего школ Фетхуллаха Гюлена – 65. Однако, заигрывание Турции с узбекской оппозицией привело к тому, что уже в 1999 году они попали под запрет. Было одномоментно свернуто и узбекско-турецкое сотрудничество в сфере образования, а узбекские студенты – стипендиаты принудительно возвращены на родину. Тем не менее, фоном звучала информация о том, что, даже после «выкорчевывания» гюленовских лицеев, в президентском окружении оставались и работали на ключевых постах скрытые гюленисты.

3 сентября президент Турции Р.Т.Эрдоган выразил соболезнования узбекскому народу и, как стало известно, также отправил три адресные телеграммы на имя премьер-министра Шавката Мирзияева, председателя Сената Нигматиллы Юлдашева и супруги усопшего Татьяны Акбаровны Каримовой. В своих посланиях турецкий президент отметил положительное развитие Узбекистана за истекшую четверть века, и ту важную роль, которую играет страна в регионе и в мире. Выразил надежду Р.Т.Эрдоган и на развитие двустороннего сотрудничества, в том числе, на региональных и международных платформах, на принципах взаимного доверия между Турцией и Узбекистаном. С соболезнованиями накануне, что характерно, ещё до официального объявления о кончине  Ислама Каримова, на заседании правительства выступил премьер-министр страны Бинали Йылдырым.

Неудивительно, что на своем сайте разместили соболезнование Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (ТИКА) – турецкое ведомство «мягкой силы», аналог российского «Россотрудничества». Невзирая ни на какие сложности ег координационный офис функционирует в Ташкенте.

В своем пресс-релизе руководство «ТИКА, обращаясь к братскому узбекскому народу, отметило, что Агентство намерено «с гордостью» продолжать свою дальнейшую работу в «колыбели исламской культуры и цивилизации».

Если мы обратимся к последнему по времени официально опубликованному годовому отчету ТИКА, за 2014 год, то отметим, что проекты, реализуемые в стране Турцией, не отличаются масштабностью:  ремонт компьютерных классов, ремонт и переоснащение университетских аудиторий, открытие профтехкурсов (кройка-шитье, кулинария, парикмахерство), сотрудничество (профподготовка и хирургические операции) в сфере здравоохранения, отдельные программы подготовки полиции, архивное дело, поставка оборудования для культурных центров, небольшие проекты в сфере сельского хозяйства и туризма.

Однако, ТИКА – все-таки госструктура, существующая под патронажем администрации премьер-министра и бездонного бюджета у них не может быть по определению. Это раз. А во-вторых, кто сказал, что проекты сотрудничества непременно должны быть гигантскими? Турции не свойственен подобный гигантизм, Анкара «копеечку» считать умеет и практикует малые дела «на земле». Последнее с точки зрения установления простых, человеческих, связей по своей эффективности может оказываться ничуть не хуже какой-нибудь мега-стройки с громадным бюджетом.

В турецком экспертном сообществе какое-то время назад уже начали раздаваться голоса о том, что из-за «арабской весны» Турцией подзаброшено оказалось центральноазиатское направление, где, вопреки всем усилиям и надеждам, не удалось особенно развернуться. В том числе, по причине конкуренции с Россией. Разговоры эти начали раздаваться ещё до перехода Турции к окончательному решению «гюленовского» вопроса, который, вне всякого сомнения, имеет и своё кавказское и центральноазиатское измерения. Проще говоря, задача должна стоять таким образом, чтобы вычистить гюленистов из указанных стран, а поскольку «свято место» пусто быть не должно на место закрытых школ и выбывшего персонала предложить адекватную замену.

Понятно, что гюленовская проблема для Узбекистана – неактуальна. Однако, кончина президента УзбекистанаИслама Каримова – возможность для Турции произвести полноценную перезагрузку непростых двусторонних отношений с «чистого листа». И думается, что Узбекистан станет важнейшим государством для изучения всей дальнейшей политики турецкого руководства по отношению к «тюрскому миру». Разумеется, совершенно нет оснований считать, что Турция откажется от роли «агабейлика» («старшего брата»), однако, обертка этой политики, с учетом наработанного опыта, по идее должна претерпеть изменения. Хотя бы потому, что в нынешней ситуации шаткости в отношениях с Россией, Турции в своих шагах придется быть вдвойне осторожной, поскольку Центральная Азия – стратегическая перспектива, а есть у страны и более насущные задачи – в той же Сирии. И решение этих задач, имеющих первостепенное значение, в немалой степени будет определяться состоянием российско-турецких отношений.