- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Принц Мухаммед бен Сальман: визит в Японию

31 августа 2016 г., завершив официальный визит в Китай, наследник наследника престола, второй заместитель председателя Совета министров, министр обороны и глава Совета по экономике и развитию принц Мухаммед бен Сальман прибыл в Токио. Как и в случае с Китаем, речь шла об официальном визите в ответ на «личное приглашение» премьер-министра Японии Синдзо Абэ и на основе «личного указания» короля Сальмана бен Абдель Азиза. Сопровождавшая принца в поездке в Японию саудовская делегация едва ли отличалась от той, которая находилась вместе с ним во время визита в Пекин – министры финансов, торговли и инвестиционной деятельности, энергетики, промышленности и минеральных ресурсов, министр культуры и информации, экологии, водных ресурсов и сельского хозяйства, коммуникаций и информационных технологий, и иностранных дел.

Как и во время визита в Китай, важнейшей целью визита выступало стремление саудовской стороны привлечь внимание японского политического истеблишмента и делового сообщества к проекту предложенной под руководством принца Мухаммеда бен Сальмана социально-экономической перестройки – «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Если в Пекине этот проект связывался с предлагаемым Китаем «экономическим поясом шелкового пути», то в Токио с японским «экономическим чудом». Обсуждавшиеся обеими сторонами вопросы предполагали (как и в ходе встреч принца с китайскими политиками и представителями деловых кругов) дальнейшее расширение объема японских капиталовложений в саудовскую экономику, а также саудовских – в японскую. Вновь, как и в китайском случае, третий человек в саудовской политической иерархии предлагал стране, которую он называл «стратегическим партнером королевства», новый образ собственной страны – устремленной в будущее и стремящейся стать ведущей державой региона и «мостом между Востоком и Западом».

Стоило бы заметить, что японская сторона оказала максимум внимания саудовскому гостю. Он был принят не только Синдзо Абэ, но и императором Акихито, а также наследным принцем Нарухито. В Токио прошли масштабные переговоры между саудовскими министрами и их японскими коллегами. Принц Мухаммед бен Сальман встретился с действующим мэром японской столицы (в прошлом, в разное время бывшей министром обороны и министром по делам «северных территорий») Юрико Коикэ, рассматриваемой в Саудовской Аравии (да и в арабском мире) в качестве «друга арабов», имея в виду, что она говорит по-арабски в силу того, что в 1980-е гг. она училась на социологическом факультете Каирского университета.

Итогом визита в Японию стало подписание семи соглашений о взаимопонимании. Речь идет, в частности, о соглашении о культурном обмене, сотрудничестве между малыми и средними предприятиями обеих стран и повышении их взаимной конкурентоспособности на мировых рынках, сотрудничестве в области энергетики, сотрудничестве в инвестиционной сфере. Саудовский фонд развития и Японское агентство международного сотрудничества (JICA), специализирующееся на предоставлении технического содействия, льготных кредитов и грантов, подписали соглашение о поощрении совместной инвестиционной деятельности и обмене связанной с этим процессом информацией. В свою очередь, Саудовское информационное агентство и крупнейшее независимое японское информационное агентство Киодо Цусин достигли соглашения о сотрудничестве в сфере обмена информацией. Наконец, обе стороны подписали соглашение о взаимопонимании в сфере обороны.

Как и в случае визита в Пекин, пребывание принца Мухаммеда бен Сальмана в Токио стало поводом для проведения Саудовско-японского делового форума, а также встреч между наследником наследника престола и представителями ведущих японских банковско-финансовых учреждений, торгово-промышленных компаний и корпораций. Это были, в частности, Банк Токио-Мицубиси, Банк Мидзухо, финансовый холдинг «Группа Номура». Итоги проведенных принцем переговоров с членами руководства компании Sumitomo Chemical Co., Ltd., уже сегодня позволяют говорить о том, что эта компания примет участие в финансировании строительства новых нефтехимических предприятий на саудовской территории.

Участниками Саудовско-японского делового форума стали представители не менее пятисот японских компаний и корпораций, объединенных в Организацию японской внешней торговли (JETRO). Как подчеркивала саудовская пресса, выступая от имени японских участников Форума, официальный руководитель JETRO Хироюки Ишигэ подчеркивал, что саудовский проект «Видение Королевства: 2030» представляет собой «подлинно национальную стратегия вхождения Саудовской Аравии в XXI век», несомненно «отвечающую устремлениям Японии, направленным на финансирование национальной промышленности и национальных предприятий». Итогом такой постановки вопроса, как и подчеркнутой заинтересованности участников Форума в инвестирование капиталов в «страну-стратегического партнера Японии» стало вручение JETRO официальной лицензии на открытие ее технико-экономического представительства в Эр-Рияде. Одним из первых начинаний компаний, входящих в Организацию японской внешней торговли, станет совместная японско-саудовская деятельность в сфере переработки морской воды, подготовки кадров для саудовской промышленности, создания предприятий для производства труб для нефте– и газопроводов, а также производства изделий из пластмассы.

Как и в ходе визита принца в Китай, не была обойдена вниманием и сфера культуры. На полях визита саудовский министр культуры и информации Адиль ат-Турейфи провел переговоры со своим японским коллегой, целью которых стало достижение согласия японской стороны на оказание содействия культурным, спортивным и творческим аспектам проекта «Видение Королевства: 2030». В свою очередь, встреча саудовского министра с главой Японского фонда (Japan Foundation) Хироясу Андо позволила поставить вопрос о расширении сферы изучения японского языка и культуры в саудовских высших учебных заведениях.

Отмечая значение визита принца Мухаммеда бен Сальмана, японский министр иностранных дел Фумио Кисида заявлял в интервью газете «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Саудовская Аравия не только важнейший экономический партнер Японии, поставляющий не менее 30% всей необходимой нефти», но и «важнейший политический партнер, от позиции которого во многом зависит мир и стабильность в регионе Ближнего Востока». В силу этих двух обстоятельств, как подчеркивал глава японского внешнеполитического ведомства, японская политика в отношении Эр-Рияда строится на основе «трех осей». Первая «ось» – «участие в процессе саудовских экономических реформ», рассматривая Саудовскую Аравию как «стратегического партнера» Токио в ближневосточном регионе. В этом контексте, как замечал Фумио Кисида, «предложенный принцем Мухаммедом бен Сальманом проект “Видение Королевства: 2030” – неоспоримо важный шаг к процветанию всего региона Ближнего Востока». Вторая «ось» – «развитие японско-саудовского сотрудничества в сфере культуры и спорта». Действия в этом направлении определяются для Токио тем, что Саудовская Аравия – «центр притяжения для мусульманского мира», а устремленность проекта «Видение Королевства: 2030» к развитию культуры, досуга граждан и спорта «создаст условия для распространения этого процесса на весь исламский мир». Наконец, третья «ось» – «углубление политического диалога», прежде всего, в отношении событий в Сирии и Йемене. По словам японского министра иностранных дел, «мы хотим быть участниками процесса политического урегулирования ближневосточных конфликтов на основе достижения согласия с саудовской стороной».

3 сентября 2016 г., завершив официальный визит в Японию, принц Мухаммед бен Сальман прибыл в Ханчжоу, возглавив саудовскую делегацию на саммите G20.