- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущем положении христиан в Египте

Христианство в Египте представлено коптской общиной, католиками армянской, халдейской, греческой, маронитской церквей и протестантами. Самая многочисленная, политически и экономически активная часть христианского населения Египта – копты. Это восточные христиане, которые ведут свою родословную от древних египтян и приняли учение Христа в I веке нашей эры. Предания связывают историю коптов с миссионерской деятельностью евангелиста Марка, который проповедовал в Египте после вознесения Спасителя. Тогда была заложена единая Александрийская Церковь, которая впоследствии распалась на две кафедры – халкидонскую (современная Александрийская Православная Церковь) и нехалкидонскую (современная Коптская Православная Церковь). Большинство исследователей сходится во мнении, что копты составляют примерно 9-10% населения Египта. Проживают копты в Верхнем Египте в провинциях вдоль Нила от Миньи до Асуана, а также в отдельных районах Каира и Александрии.

Традиционно копты составляли экономически активную часть общества, в значительной степени опережали мусульманское население по уровню образования, а значит и по уровню благосостояния. Это вызывало недовольство мусульманской общины Египта и было причиной частых погромов коптов на протяжении всего XX века.

При президенте Хосни Мубараке копты жили относительно спокойно, так как власть носила светский характер, и делалось многое, чтобы предотвратить столкновения на конфессиональной почве. С 2002 года Рождество стало официальным праздником Египта, копты были представлены в парламенте, центральных и местных органах власти. Государство защищало право собственности и равенство людей перед законом независимо от религиозной принадлежности. Однако даже при таких комфортных условиях существования коптов в окружении мусульманского большинства они подвергались нападкам одиночек и фанатически настроенных групп.

Ситуация резко изменилась к худшему после свержения Хосни Мубарака в 2011 году в результате волны протестов, получивших название «арабская весна». По стране прокатились кровавые расправы и погромы, уничтожались христианские храмы, дома, изымалась собственность христиан. Радикализация власти, выход на политическую арену «Братье – мусульман», избрание М.Мурси на пост президента фактически узаконили гонения на христиан. По некоторым подсчетам, более 140 тысяч христиан покинули Египет с 2011 года.

После военного переворота и прихода к власти нынешнего президента А.Ф.ас-Сиси ситуация стала меняться к лучшему. Президент значительное внимание уделяет положению христиан через восстановление церковных зданий, разрушенных радикальными мусульманами, посещение Рождественских богослужений и замену исламской Конституции «Братьев-мусульман» на гражданскую, которая обеспечит христианам все права и свободы. На уровне государства провозглашена политика по защите христиан от притеснений и их полноценное возвращение в экономическую и политическую жизнь Египта. Во время христианских праздников вокруг церквей выстраиваются полицейские кордоны. Президент А.Ф.ас-Сиси также уделяет время встречам с главами православных церквей Египта. Так, 29 июля он принял делегацию Коптской Церкви во главе с Патриархом Тавадросом II. Египетский лидер подчеркнул важность братских отношений между христианами и мусульманами.

Однако благожелательная государственная политика по отношению к христианам находится в зависимости от мусульманского большинства, которое по-прежнему относится к коптам недоброжелательно. На местном уровне, христиане сталкиваются с притеснениями и преследованиями со стороны враждебно настроенных к ним мусульман. По официальным данным, за последние три года произошло 37 нападений на христиан-коптов. В мае 2016 года 70-летнаяя женщина-христианка была избита, раздета и проведена по улицам Миньи. В июле 2016 года группа радикальных мусульман напала на христианские дома из-за слухов о том, что верующие строят в поселке храм. Полиция арестовала шесть христиан и шесть мусульман, последних отпустили через некоторое время без предъявления обвинений. Христиане же остались под стражей. Два дня спустя после этого инцидента родственник священника в Минье был убит ударом ножа в сердце, еще три человека ранены. 28 июля Патриарх Тавадрос II временно отменил катехизические беседы, которые он проводил каждую среду в Каире по причине  всплеска насилия по отношению к коптам в различных частях Египта. Коптская церковь призвала мировую общественность и коптскую диаспору воздержаться от проведения кампаний в поддержку египетских христиан. Подобные акции уже не первый раз могут быть расценены как вмешательство христианского мира во внутренний дела Египта.

Неочевидной представляется политика А.Ф.ас-Сиси по возвращению коптов в экономическую и политическую жизнь Египта. В ноябре 2015 года был избран новый состав парламента. 36 мест из 596 заняли христиане, при этом две трети из них попали в парламент в соответствие с религиозной системой квот, которая не отражает реального пропорционального соотношения населения. На практике не гарантированы права собственности. В ходе одиночных насильственных акций разрушаются магазины, которыми владеют копты, уничтожаются их дома, осуществляется грабеж и вымогательства.

Большую проблему в современном Египте представляет вопрос восстановления и строительства новых христианских храмов. А.Ф.ас-Сиси заявил, что до конца этого года будут восстановлены и отреставрированы все без исключения храмы, пострадавшие в ходе беспорядков с 2011 года. По данным неправительственных организаций, всего в Египте за пять лет были разрушены более 70 церквей. Однако вопрос осложнен размытым законодательством в области возведения новых культовых христианских сооружений. Еще при Х.Мубараке копты тщетно пытались добиться разрешения властей на возведение новых храмов. Неоднократно вносимый в парламент законопроект каждый раз блокировался, и до сих пор этот вопрос остается предметом жестких ограничений. 31 августа 2016 года парламент Египта принял закон, разрешающий строить и реконструировать христианские храмы. Однако слабое место закона кроется в том, что выдавать разрешения на строительство новых христианских храмов будут местные исполнительные органы власти, которые в течение четырех месяцев должны будут дать согласие или мотивировать отказ. Это предоставляет губернаторам абсолютную власть в выдаче лицензий на строительство новых и реконструкцию уже действующих церквей. При этом большое значение будет играть мнение сотрудников службы безопасности, которые могут отказать в строительстве, чтобы якобы избежать разжигания межконфессиональной розни.

Вышесказанное дает право сказать, что межрелигиозные отношения в Египте в целом стабилизировались, однако христианский вопрос как и прежде стоит на повестке дня, и новым властям страны необходимо усилить защитное законодательство, чтобы обеспечить христианам равноправную безопасную жизнь на землях их исконного проживания.