- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Основные тезисы из сессии «Вопрос-ответ» с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом

Продолжая тему результатов для Турции «Большой двадцатки», затронутую в статье, опубликованной накануне, невозможно не обратить внимание на беседу президента Турции Р.Т.Эрдогана со своим журналистским пулом, состоявшуюся в ставшем уже традиционном формате – на борту №1, возвращающемся из зарубежной поездки. В данном случае из Китая.

Итак, какие вопросы звучали и как на них отвечал турецкий президент, согласно сообщениям в турецких СМИ?

Прежде всего, как сообщается, в ходе общения между президентами Р.Т.Эрдоганом и Б.Обамой обсуждался вопрос штурма сирийской «столицы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  Ракки. Вот как, по сообщению, турецких СМИ, Р.Т.Эрдоган резюмировал состоявшуюся беседу: «Обама, особенно по вопросу Ракки, хочет что-нибудь сделать вместе. Мы отметили, что с нашей точки зрения не должно быть проблем. Мы сказали: «Пусть наши военные соберутся вместе, что будет необходимо, то и будет сделано»…».

В ответ на заданный вопрос, относительно того, соответствуют ли действительности разговоры о нежелании турецкой армии, во всяком случае до 15 июля, входить в Сирию и нет ли в этом руки ФЕТО, Р.Т.Эрдоган заметил, что в данном случае уместнее было бы говорить о «чувствительности (Турции-авт.») к тому, чтобы выступать с коалицией единым фронтом и о региональных факторах. В целом, по словам Р.Т.Эрдогана, после событий 15 июля турецкая армия стала сильнее, к турецким военным вернулась уверенность в себе, что наглядным образом и проявилось в ходе операции на севере Сирии в Джараблусе.

Как отметил Р.Т.Эрдоган, в операции «Щит Евфрата» коалиция оказывает поддержку с воздуха, а на земле действуют отряды умеренной оппозиции (в том числе из числа прошедших подготовку в Турции), турецкие танкисты и пехота. Упомянул Р.Т.Эрдоган и про г.Манбидж, 90-95% населения которого составляют арабы, а, следовательно, курды его не должны занять. Впрочем, вне зависимости от позиции США, сейчас нет борьбы между Турцией и курдами – не было её ни в Джараблусе, ни в Ар-Раи.

Про конкретную дальнейшую роль Турции Р.Т.Эрдоган подробностей не сообщил, отметив только, что это зависит от подхода США. Впрочем, турецкий президент сказал главное – то, что Турция вынуждена демонстрировать, что «она присутствует в регионе», в противном случае, освободившееся пространство будет заполнено террористическими организациями, такими как: ИГ, Рабочая партия Курдистана (РПК), Партия демократического союза (ПДС), Отряды народной самообороны (ОНС) и т.д. Аналогичные риски, по замечанию Р.Т.Эрдогана, присутствуют и в Ираке, где РПК пытается сохранить за собой место.

Касательно достаточно актуального для турецкого руководства (не путать с турецким населением) вопроса введения с Европой безвизового режима, президент Р.Т.Эрдоган, по его словам, в результате переговоров с канцлером Германии А.Меркель, председателем Европейского совета Д.Туском и председателем Европейской комиссии Ж.К.Юнкером, увидел, что они пришли «к более положительной позиции». Фигурировала дата 1 октября. Президент Р.Т.Эрдоган поставил вопрос ребром, по собственным словам заявив, что «Если вы говорите, вы это сделаем после ( ратификации-авт.) соглашения о реадмиссии, то мы на это пойдем».

Одновременно, обсуждался и вопрос о «апгрейде» соглашения о Таможенном союзе, и, по словам Р.Т.Эрдогана, А.Меркель в этом не видит проблемы.  Как подчеркнул турецкий президент, за обоими вопросами пристально следят министр по делам ЕС и министр иностранных дел Турции.

И даже если будет небольшая задержка, то, по мнению Р.Т.Эрдогана, вопрос с отменой визового режима должен будет решиться уже в текущем году. Не преминул заметить Р.Т.Эрдоган и то, что «уважаемая Меркель» демонстрирует положительный подход, категорически отвергнув «некрасивые» заявления о том, что, дескать, Турция поставила канцлера ФРГ «на колени», используя фактор беженцев. По словам Р.Т.Эрдогана, то что Турция сделала для беженцев – всем хорошо известно (правда оценки «цены вопроса» растут весьма быстро, достигнув уже 25 млрд долларов).

Говоря о состоявшихся переговорах с президентом США Б.Обамой и президентом России В.Путиным, Р.Т.Эрдоган отозвался о них следующим образом. С Россией Турция в сфере экономики может осуществлять более сфокусированные шаги, особенно в энергетике. Что же до США, то сначала должно состояться заседание Генеральной Ассамблеи ООН, потом в США пройдут президентские выборы. Дальнейшие шаги Турции будут определяться исходом выборов, а также, вероятно, самым главным фактором – решением вопроса с экстрадицией из США в Турцию беглого проповедника Ф.Гюлена. То, в чем турецкое руководство упрекает США – в невыполнении условий Соглашения о взаимной выдаче, согласно которым Ф.Гюлен до экстрадиции в Турцию должен быть заключен под стражу, а не раздавать направо и налево интервью. Так что, как пояснил Р.Т.Эрдоган Б.Обаме – антиамериканизм в Турции возникает не на пустом месте, а рождается из непонимания того, как подобный подход может демонстрировать стратегический партнер Турции.

Итак, подводя окончательную черту под обсуждением итогов «Большой двадцатки», резюме просматривается следующее: Россия выпустила Турцию в Сирии на оперативный простор, под набор определенных обязательств, как известных публике – экономический блок, так и не объявленных официально, но проявляющихся в конкретных турецких шагах и риторике, в частности, по поводу территориальной целостности страны и президента САР Б.Асада. Отношения с ЕС проистекают у Турции непросто, без перспектив практической реализации Брюссельского соглашения, однако, А.Меркель, по-прежнему, может считаться самым влиятельным политиком, настроенным на диалог с Анкарой. Перед США Турция поставила ребром вопрос «либо мы, либо курды», демонстрируя готовность к самостоятельным действиям в Сирии и наращиванию своего присутствия в стране. Однако, в Анкаре прекрасно отдают себе отчет в том, что период времени до ноября месяца – «мертвый сезон», в течение которого никаких принципиальных изменений в позиции американцев ожидать не приходится, ни по курдам, ни по Ф.Гюлену. В целом же надо заметить, что никакого разворота Турции в сторону России не наблюдается. Турция также как и прежде продолжает попытки балансировать между всеми.