- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саммит G20 в Китае: взгляд из Ирана

4-5 сентября в китайском городе Ханчжоу прошел очередной ежегодный форум глав стран-членов «Большой двадцатки» (G20). В эти дни внимание все мировых СМИ было приковано не только к результатам саммита, но и к атмосфере проходящих встреч, в частности, с участием президентов России, США и Китая. Не обошли вниманием саммит G20 и иранские СМИ и аналитики.

С самого первого дня иранские СМИ поспешили обратить внимание на холодную встречу американского лидера китайцами. Как известно, президент Китая Си Цзиньпин не приехал в аэропорт, встретить своего американского коллегу Барака Обаму. Ему не была выстелена красная дорожка, а для спуска не была подготовлен даже трап, в то время как для президентов России, Индии, Южной Кореи, Бразилии, премьер-министра Великобритании был выстелен красный ковер, сообщает агентство ISNA. Кроме того, в сеть попало видео, на котором советник Б.Обамы Сьюзан Райс, будучи недовольной встречей, в аэропорту вступила в перепалку с китайским чиновником, в ходе которой последний кричал: «Это моя страна! Это наш аэропорт!».

Особое внимание иранские СМИ уделили таким своим партнерам, как Россия, Индия, Турция, а также своему региональному сопернику — Саудовской Аравии, и активно освещали встречи глав этих государств.

О роли саммита G20 иранская экономическая газета Donya-e-eghtesad пишет следующее: «Саммит G-20 можно считать одним из самых важных событий в международной политической экономике, около 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли находится в распоряжении стран-членов G-20, однако доминирующее положение в мировой экономике не обязательно означает их способность к агрегации власти и координирующим действиям в мире. Саммит G-20 2016 г. приходит в атмосфере разногласия среди ее членов в трех ключевых областях — геополитики, геоэкономики и глобального управления».

«Политические разногласия между Китаем и США, Японией, Индией, Австралией вокруг сферы влияния в Южно-Китайском море, все больше углубляются, о чем президент Б.Обама предупреждал перед началом саммита. В  свою очередь Китай дал свой ответ на эти предупреждения встречей американского президента в Ханчжоу», — пишет  Donya-e-eghtesad.

Газета также имеет пессимистический взгляд на вопрос снятия санкций Запада против России.

«Серьезные разногласия появились и в «третьем звене», как отношение Турции с обеими сторонами Атлантики после (попытки-авт.) военного переворота. Очевидно, что у Турции есть противоречия со своими западными союзниками и управлять ею стало невозможно», — отмечает газета.

По мнению издания, в области международной многосторонней геоэкономики в результате растущих разногласий между странами «Большой двадцатки»», а так же Большой семерки», роль мировых держав идет на спад, и надежды на ее восстановление нет. Именно поэтому традиционные и новые силы пытаются на основе соглашений создать зоны свободной торговли, для продвижения либерализации экономики. Другими словами, уровень «глобализации» или «селективной глобализации» на сегодняшний день снижается, и ключевыми символами того являются соглашения о Транстихоокеанском и Трансатлантическом партнерствах.

В Транстихоокеанском партнерстве Китай, как главная экономическая держава на Востоке, не был включен, а государства Трансатлантического партнерства пытались разделить выгоду от глобализации и создать всевозможные препятствия на пути вступления новых стран в мировую экономику.

Как может повлиять рост конкуренции и разногласий между членами G-20 и проблемы их сотрудничества на такую страну, как Иран? По мнению иранского экономического издания, в первую очередь противоречия между странами G-20 создает для Ирана возможности для маневров. Проблемы в отношениях между Россией и Западом, Турцией и Западом, Китаем и США открывают для Тегерана новое пространство.

Во-вторых, система глобального управления в подобных условиях начинает рушиться, и чем дальше углубляются разногласия, тем меньше вероятность согласованного давления на Иран.

Однако, растущие разногласия между полюсами власти и силы, имеет и темную сторону, потому что это может понизить роль мирового сообщества в международной системе. Главная разница между мировым сообществом и мировой системой в регулировании. В мировом сообществе участие государства минимальное, в то время как в мировой системе «политика силы» — первое и последнее слово.

С усилением конкуренции среди мировых и региональных держав, Иран, как страна, расположенная на перекрестке событий, может каждый день сталкиваться с новыми проблемами и быть вынуждена тратить большую часть своей силы, чтобы справляться с конфликтами.

О том, какое место может занимать Исламская Республика среди стран членов «Большой двадцатки», сообщает национальное агентство IRIB, в интервью которому эксперт по мировой экономике Мохаммад Мохаммадпур Эмран сказал: «К сожалению, несмотря на то, что G-20 должны решать экономические вопросы, политические факторы имеют большое влияние на принятие решений. Членство Ирана в G-20 даст стране много возможностей, таких, как экономический рост, повышения экономического доверия на международном уровне, создание совместных предприятий и т.д. На сегодняшний день Иран является одной из крупнейших экономик мира».

Следует отметить, что от комментирования прошедшего в Китае саммита воздержались официальные лица Исламской Республики. Однако, учитывая строгий контроль власти над СМИ, можно предположить, что молчание иранских властей означает занятие наблюдательной позиции за развитием отношений между членами G-20.

Если раньше усилия Тегерана были направлены на противостояние оказываемому Западом давлению, то после отмены санкций и сближения с Европейским союзом ИРИ должна вести более гибкую политику, особенно, учитывая ухудшение отношений России – союзника по антитеррористической коалиции в Сирии, политического, экономического партнера, и Запада. Иран активно налаживает сотрудничество с европейскими странами, которые сами заинтересованы в этом сотрудничестве, о чем заявляла верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, находясь в Тегеране. В то же время США продолжают политику санкций против ИРИ и угрожают введением их нового пакета. При такой ситуации наблюдательная позиция Тегерана оправдана и логична.

Кроме того, саммит «Большой двадцатки» на сегодняшний день интересует Иран куда менее, нежели предстоящий саммит стран-членов ОПЕК, на котором будет обсуждаться вопрос заморозки уровня добычи нефти с целью поднятия мировых цен. Дело в том, что отмена запрета на экспорт иранской нефти позволил ИРИ почти достичь досанкционного уровня добычи (4 млн баррелей в сутки), однако искусственное понижение цен со стороны, прежде всего, Саудовской Аравии не позволяет в полной мере восстановить пострадавшую в результате санкций экономику страны. По словам министра нефти ИРИ Бижана Намдара Зангане, шансы на достижение соглашения на предстоящем саммите ОПЕК есть.

Именно это является причиной пристального внимание иранских СМИ за встречами президентов России, Саудовской Аравии и США, отношения между которыми влияют на формирование нефтяных цен.