- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 — 11 сентября 2016 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Сирией. Россия и США 10 сентября после длительных и сложных переговоров в Женеве достигли соглашения по вопросам сирийского урегулирования, согласовав план действий, состоящий из пяти документов. Содержание документов официально не раскрывается из-за содержащейся в них «чувствительной информации». Соглашение вступает в силу с 12 сентября.

Руководителям внешнеполитических ведомств двух стран – С. Лаврову и Дж. Керри — удалось договориться о прекращении огня в Сирии с 12 сентября, создании специального российско-американского центра для размежевания сирийской оппозиции и террористических группировок, разграничении районов действий ВКС РФ и ВВС США, обеспечении гуманитарного доступа в Алеппо. Россия и США призывали все стороны взять на себя обязательства по соблюдению режима перемирия, что «предусматривает прекращение любых военных действий, в том числе воздушные бомбардировки». Глава МИД РФ С. Лавров пояснил, что «мы сделаем все, чтобы стороны конфликта, на которые влияют РФ и США, сделали соответствующие шаги». В рамках соглашения разработаны и вступают в силу процедуры реагирования на нарушения перемирия, поставок гуманитарной помощи, коммерческих и гражданских грузов. «Пробный» период перемирия продлится семь дней, затем должны последовать дальнейшие шаги по стабилизации ситуации «на земле». Специальный российско-американский центр (его предстоит еще создать) будет заниматься «практическими вопросами разграничения террористов и умеренной оппозиции, а также их разделения». Размежевание террористов и оппозиции закреплено в соглашении в качестве ключевого приоритета, а госсекретарь Дж. Керри подтвердил готовность США начать соответствующую работу. За отделением террористов должно последовать их уничтожение силами ВКС РФ и ВВС США. Согласованы районы, «в которых такие удары будут скоординированно наноситься, и в них, по договоренности, которую разделяет сирийское руководство, будут работать только ВКС РФ и ВВС США». РФ и США подтвердили необходимость скорейшего возобновления диалога Дамаска и оппозиции, а также призвали другие страны, прежде всего, входящие в Международную группу поддержки Сирии (МГПС), воздействовать на стороны конфликта, на которые они имеют влияние, с целью выполнения договоренностей. Женевские соглашения будут представлены членам МГПС и СБ ООН в ближайшее время. В то же время, как заявил Лавров, «стопроцентных гарантий (реализации соглашения по Сирии) никто дать не может, слишком много игроков вовлечено в этот процесс».

Правительство Сирии заявило о своем согласии на перемирие «по гуманитарным соображениям». Оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) сообщил, что поддержит договоренности по установлению режима прекращения огня в том случае, если правительственные силы будут его соблюдать, а также заверил, что группы умеренной оппозиции дистанцируются от террористов в Сирии. Вместе с тем, оппозиционеры выразили сомнения в том, что соглашение между РФ и США будет выполняться, а «умеренная» группировка «Ахрар аш-Шам» отказалась соблюдать перемирие. Нет единства по этому вопросу и в различных фракциях Сирийской свободной армии. В Пентагоне заявили, что приступят к военному сотрудничеству с РФ в Сирии после выполнения Москвой обязательств, взятых на себя в рамках достигнутых в Женеве договоренностей. США направили письмо сирийским оппозиционерам, в котором настаивают на соблюдении ими условий нового перемирия, и сообщили, что продолжение сотрудничества с террористической группировкой «Джебхат Фатх аш-Шам» (раньше «Джебхат ан-нусра», запрещена в РФ) грозит для повстанцев «тяжелыми последствиями». В то же время повстанцы вправе принимать меры для самообороны в случае возобновления авианалетов, в том числе сирийской и российской авиации. Российско-американские договоренности поддержали Турция, Иран, ведущие страны Запада, ООН, многие арабские страны и ливанская «Хизбалла».

По оценкам экспертов, те силы, «от которых зависит воплощение соглашения в жизнь, не верят друг другу». При этом США «должны убедить множество разрозненных, слабых и имеющих ярко выраженный локальный характер группировок в том, что они должны отказаться от кооперации с самой мощной вооруженной силой, противостоящей Б. Асаду. Точно также, Россия должна убедить сторону Асада в необходимости проявления сдержанности», в то время как власти в Дамаске имеют «минимальный контроль» над многими группировками, воюющими на их стороне. И все же соглашение от 10 сентября «дает хрупкую надежду на окончание кровопролития» в Сирии.

Тем временем в различных районах САР продолжались боевые действия проправительственных сил с формированиями боевиков экстремистских группировок. Наиболее ожесточенные бои происходили в Алеппо на севере страны, где армия и ополченцы 9 сентября вернули контроль над районом Рамусе и деблокировали южный въезд в город. В последующие дни бои в Алеппо продолжались, причем как армия, так и боевики пытались захватить более выгодные позиции к началу перемирия. На востоке провинции Алеппо турецкая армия и отряды сирийской оппозиции вели наступление в направлении города Эль-Баб, считающегося одним из главных опорных пунктов боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Турция выразила готовность провести совместную с США операцию по освобождению города Ракка от боевиков ИГ, но без участия отрядов сирийских курдов. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна полностью защитит свою границу с Сирией и не позволит создать террористический коридор. Москва выразила серьезную обеспокоенность в связи с продвижением турецких войск вглубь территории Сирии и призывала Анкару воздерживаться от шагов, чреватых усилением дестабилизации обстановки в этой стране. В МИД РФ считают, что действия Турции осуществляются без согласования с легитимными сирийскими властями и без одобрения со стороны Совбеза ООН.

7 сентября оппозиционный ВКП представил план политического урегулирования конфликта в Сирии, вновь исключив возможность нахождения у власти в дальнейшем президента Б. Асада.

Сложная обстановка сохраняется в Турции. Власти страны продолжают кампанию репрессий и преследований в отношении предполагаемых сторонников оппозиционного исламского проповедника Ф. Гюлена и лиц, причастных к попытке государственного переворота 15-16 июля. Так, на прошедшей неделе командование ВВС Турции отстранило от исполнения должностных обязанностей 73 военнослужащих, подозреваемых в связях с «Террористической организацией фетхуллахистов» (ФЕТО) Гюлена. Прокуратура в Стамбуле выдала ордера на арест 85 человек, в том числе трех генералов и 43 офицеров, подозреваемых в связях с Гюленом. Сообщается о задержании 105 армейских имамов по подозрению в причастности к июльскому путчу. Власти Турции арестовали шесть бизнесменов, подозреваемых в связях с ФЕТО. Всего на сегодняшний день под арестом находятся 16 тыс. человек, обвиненных в связях с фетхуллахистами.

В провинции Хякари на юго-востоке страны проводится масштабная операция против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Президент Р. Т. Эрдоган заявил, что она является самой крупной в истории страны. По его мнению, РПК активизировала свою деятельность, чтобы помешать операции «Щит Евфрата», которую ВС Турции проводят на севере Сирии. Власти Турции отстранили от работы 11,5 тыс. учителей, подозреваемых в связях с РПК. 11 сентября Анкара ввела прямое управление в 28 местных администрациях на юго-востоке Турции, где компактно проживают курды, что вызвало там беспорядки, а у США — обеспокоенность.

Отношения РФ и Турции восстанавливаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы турецким партнерам, заявил 5 сентября президент РФ В. Путин. Наша страна ждёт результатов расследования убийства российского пилота гражданином Турции в 2015 году над Сирией. Президенты В. В. Путин и Р. Т. Эрдоган обсудили 9 сентября по телефону вопросы дальнейшего развития российско-турецкого сотрудничества. «Особое внимание было уделено ситуации в Сирии».

8 сентября в Лондоне прошла встреча министров обороны США и Турции Э. Картера и Ф. Ышика. Картер поблагодарил Ф. Ышика за помощь в борьбе с «Исламским государством» в Сирии и заверил его «в твердой поддержке США усилий Турции по зачистке своих границ от боевиков ИГ». Картер также «подтвердил свою поддержку долгосрочного стратегического партнерства между США и Турцией» и пообещал, что Вашингтон «продолжит стоять плечом к плечу с Анкарой против общих угроз». США в целом не имеют претензий к действиям Турции по борьбе с ИГ на территории Сирии, заявил глава Центрального командования ВС США генерал С. Таунсенд.

5 сентября Иран и Великобритания завершили процесс нормализации дипломатических отношений спустя почти пять лет после обоюдного закрытия посольств. Великобритания впервые с 2011 г. назначила посла в Иране. «Повышение уровня наших дипломатических отношений дает нам возможность начать вести переговоры по целому ряду вопросов», — заявили в Лондоне.

Иран не готов обсуждать заморозку добычи нефти на предстоящей в сентябре встрече стран-членов ОПЕК, заявили в Тегеране. Присоединиться к сделке ИРИ сможет лишь после того, как добыча выйдет на досанкицонный уровень — то есть превысит 4 млн баррелей в сутки, что, как считают иранцы, произойдет не раньше конца 2016 — начала 2017 года.

10 сентября Росатом приступил к строительству второй очереди АЭС «Бушер-2» в Иране. Строительство третьего блока иранской АЭС в Бушере с участием России начнется в 2018 году.

Президент ИРИ Х. Роухани 7 сентября призвал исламский мир наказать Саудовскую Аравию за совершенные преступления, напомнив о прошлогодней трагедии в КСА, когда погибли сотни паломников. Это, по словам Х. Роухани, произошло «по причине бездействия и некомпетентности лиц, ответственных за проведение хаджа». Х. Роухани считает, что «если бы проблема с саудовским правительством заключалась только в ограничении хаджа, возможно, мы бы нашли решение. Но, к сожалению, это правительство совершает преступления в регионе и, поддерживая терроризм, проливает кровь мусульман в Ираке, Сирии, Йемене». Ранее, 5 сентября, верховный лидер ИРИ А. Хаменеи призвал пересмотреть правила доступа к мусульманским святыням — Мекке и Медине.

Верховный муфтий Саудовской Аравии А. Аль аш-Шейх в ответ на обвинения А. Хаменеи властей королевства в гибели иранских паломников заявил, что иранцы «не мусульмане». Муфтий отметил, что обвинения А.Хаменеи «неудивительны», поскольку иранцы происходят от зороастрийцев и, следовательно, «не мусульмане».

Президент Судана О. аль-Башир объявил 7 сентября о прекращении начавшегося в 2003 году вооруженного конфликта в регионе Дарфур на западе страны и о восстановлении там мира. Этот конфликт унес жизни около 300 тыс. человек, 2,5 млн человек стали внутренне перемещенными лицами. Аль-Башир сообщил о выполнении мирного соглашения с повстанцами в Дарфуре и объявил амнистию для всех мятежников, сдавшихся властям. В то же время многие эксперты считают, что говорить о восстановлении полного мира в Дарфуре преждевременно, так как часть вооруженных группировок в регионе не сложила оружие и не подписала соглашений о мире.

Высокий суд правосудия Палестины 8 сентября постановил перенести на неопределенный срок выборов в местные органы власти на территории, управляемой Палестинской национальной администрацией. Вердикт был принят после острых разногласий между движениями ФАТХ и ХАМАС по избирательным спискам, а также на основании поданного адвокатами иска, в котором они требовали отменить голосование из-за того, что оно не будет проходить в Иерусалиме. ХАМАС отказался подчиниться решению суда. Тем временем Израиль начал возводить защитный барьер на границе с сектором Газа, который на некоторых участках уходит под землю, чтобы не дать возможности палестинским боевикам прокапывать туннели на израильскую территорию.

Приложение

 

 

О вооруженных силах Эритреи

 

 

На сегодняшний день вооруженные силы Эритреи (201,75 тыс. человек) по своей численности являются одними из наиболее крупных в Африке, уступая лишь ВС Египта (468 тыс. человек) и значительно превосходя армии стран-соседей – Эфиопии (138 тыс. человек) и Судана (110 тыс. человек). Резервные компоненты насчитывают около 120 тыс. человек (население Эритреи составляет примерно 6 млн человек). Ежегодные военные расходы страны зарубежными экспертами оцениваются в 75-80 млн долл. (5-6% от ВВП). Верховным главнокомандующим национальных ВС является президент Государства Эритрея И. Афеворк.

Вооружение и военная техника (В и ВТ) эритрейской армии в своем подавляющем большинстве представлены российскими (советскими) образцами, как закупленными в РФ, странах СНГ (преимущественно в Белоруссии и Украине) и Восточной Европы (главным образом в Болгарии), так и захваченными в качестве трофеев у эфиопской армии еще в период освободительной войны, завершившейся в 1992 г. Отдельные образцы В и ВТ приобретались в странах Западной Европы, Израиле и Китае.

Основу эритрейских ВС составляют сухопутные войска, насчитывающие около 200 тыс. человек. В их составе имеется 4 штаба армейских корпусов, 23 пехотные дивизии, дивизия специального назначения («коммандос») и отдельная механизированная бригада.

На вооружении имеется до 150 танков (в основном Т-55); 112 артиллерийских орудий калибра 122 мм и 130 мм, в том числе 32 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика»; до 34 РСЗО (25 БМ-21-40 «Град» и 9 220-мм «Ураган»); более 100 минометов различных калибров. Противотанковые средства представлены ПТРК «Малютка», «Конкурс» и «Корнет-Э» (до 80) и 85-мм противотанковыми пушками. Имеется также до 50 БМП-1, до 135 бронетранспортеров (МТ-ЛБ, БТР-152, БТР-60ПБ) и примерно 40 БРДМ. На вооружении войсковой ПВО числятся два дивизиона ЗРК С-125 «Печора» (8 ПУ), до 100 ПЗРК типа «Игла» и «Стрела», 9 ЗСУ-23-4 «Шилка» и примерно 70 зенитных орудий и установок калибра 23 мм и 57 мм.

Из всего перечисленного лишь ПТРК «Корнет-Э», РСЗО «Ураган» и ПЗРК «Игла» являются современными образцами оружия. Все остальное В и ВТ сильно устарело, изношено и к тому же плохо обслуживается. Поэтому процент боеспособной техники, по всей видимости, невелик.

На вооружении ВВС (350 человек) числится до 24 боевых самолета (Су-27 – 10, в том числе 2 Су-27УБ, МиГ-29 – до 14, в том числе 1-2 Миг-29УБ), до 11 учебных и до 9 военно-транспортных самолетов. Вертолетный парк представлен примерно 4 боевыми Ми-24П и 8 многоцелевыми машинами. Основанная часть самолетов и вертолетов размещена на военно-воздушной базе в столице страны Асмэре. Часть авиатехники базируется на аэродроме в Массауа. Реальные боевые возможности эритрейских ВВС крайне ограничены. Это связано с тем, что большая часть авиационной техники (примерно две трети) находится в неисправном состоянии, «катастрофически не хватает опытных технических и летных кадров», топлива, запчастей, специального оборудования и имущества. В итоге подавляющее большинство боевых самолетов и вертолетов не поднимается в воздух. Вместе с тем, в последнее время эритрейское правительство пытается улучшить состояние дел в ВВС. В частности, сооружены подземные укрытия для девяти боевых самолетов. В военном аэропорту близ Асмэры зафиксировано нахождение нового самолета-заправщика.

Корабельный состав военно-морских сил (1,4 тыс. чел.) представлен ракетным катером пр. 205, примерно 10 патрульными и 5 десантными катерами. Главной военно-морской базой является Массауа.

На сегодняшний день основной упор в вопросах военного строительства эритрейское руководство делает на попытках модернизации вооруженных сил, на что брошены все свободные финансовые средства. По информации зарубежных СМИ, в Асмэре активно задействуют на военные нужды «теневые» статьи доходя, получаемые от перепродажи оружия в горячие точки Африки; нелегальной добычи и экспорта природных ископаемых, а также «пожертвования» представителей многочисленной эритрейской диаспоры за рубежом.

Решение задачи замены и модернизации В и ВТ крайне затруднено тем, что в декабре 2009г. Совбез ООН принял резолюцию 1907, которая ввела запрет на «продажу или поставку Эритрее вооружений и смежных материальных средств всех типов, включая оружие и боеприпасы, военные машины и технику, полувоенное снаряжение и запасные части для перечисленного, а также технической помощи, обучения, финансовой и иной помощи, связанной с военной деятельностью, либо с предоставлением, изготовлением, техобслуживанием или использованием этих предметов». В декабре 2011 г. СБ ООН усилил режим санкций в отношении Эритреи. В итоге официальное военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами было свернуто. В то же время ооновская Группа контроля по Сомали и Эритрее, созданная для наблюдения за выполнением международных санкций в отношении этих двух стран, в своем докладе СБ ООН (2012г.) отметила, что Эритрея продолжает получать «вооружения и боеприпасы, которые доставлялись по морю, а также получала иностранную техническую помощь и запасные части для военной авиации. Однако Группа контроля не смогла установить, имеет ли место прямое участие какого-либо иностранного правительства в умышленном нарушении эмбарго на поставки оружия в Эритрею».

В последнее время получают развитие военные связи Эритреи с Саудовской Аравией и ОАЭ. В апреле 2016г. Эритрея и КСА подписали соглашение о стратегическом партнерстве в области безопасности и обороны. Эмираты же получили право использования в Эритрее инфраструктуры бывшей военной базы, которую они задействуют в качестве аэродрома «подскока» для своей авиации, действующей в составе арабской коалиции во главе с Эр-Риядом в Йемене. Кроме того, порт Ассаб используется кораблями ВМС ОАЭ в качестве логистической базы. Сообщается о переброске эритрейских военнослужащих (порядка 400 человек) в йеменский Аден для участия в действиях арабской коалиции. «Естественно, что это сближение между Эритреей и монархиями Персидского залива сопровождается серьезными инвестициями на сумму не менее 50 млн долларов со стороны последних в реконструкцию портовой и дорожной инфраструктуры».

Напряженными остаются отношения Эритреи с Эфиопией. Подписание мирного соглашения по итогам войны 1998-2000 гг., в которой Эритрея потерпела поражение, не завершило территориальный спор между двумя странами. Периодически (последний раз в июле с. г.) отношения между Эритреей и Эфиопией обостряются вплоть до вооруженных столкновений на границе.

В Эритрее господствует культура милитаризма, пронизывающая все сферы жизни. Ее основой является идеология осажденной крепости, которая доминирует над внешней политикой страны и восприятием правящими кругами и значительной частью населения внешнего мира. Эритрея со времени обретения независимости живет под лозунгом «враг у ворот», что не позволяет правящей элите, представленной бывшими партизанскими вожаками, реально оценивать «истинные нужды страны и вызовы, стоящие перед ней».

После получения независимости правящая партия Народный фронт освобождения Эритреи создала систему национальной службы и призыва. Официально ВС страны комплектуются по призыву и на добровольной основе, мужчинами и женщинами, гражданами Эритреи, в возрасте 18 — 40 лет; срок службы по призыву — 18 месяцев. В реальности все население страны – и мужчины, и женщины в возрасте 18-50 лет обязаны пройти первоначальную военную подготовку (6 месяцев) и действительную службу (1 год), которая может быть заменена участием в различных «национальных проектах». В отдаленной полупустынной местности на западе страны была создана специальная военно-тренировочная база для молодежи, которая «почитается в качестве краеугольного камня процесса национального строительства».

После войны с Эфиопией военная служба зачастую превратилась в бессрочную. Молодые эритрейцы, призванные на срочную военную службу, не имеют четких перспектив увольнения из ВС. В итоге же власти получили падение престижа военной службы и армии в целом. Отмечается рост дезертирства. Так, в последние годы из ВВС дезертировали порядка 150 летчиков и техников, в основном в период прохождения ими обучения за рубежом.

В целом за период независимости Эритрее в силу перманентно кризисного состояния экономики, острой нехватки финансовых средств, полной зависимости страны в вопросах технического оснащения национальной армии от иностранной помощи не удалось создать вооруженные силы, которые бы отвечали современным требованиям военного дела. На сегодняшний день и на обозримую перспективу ВС Эритреи по своей технической оснащенности и уровню подготовки личного состава смогут выполнять лишь задачи при действиях в пограничных конфликтах ограниченного масштаба.