- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: август 2016 г.

4 августа с громким заявлением выступило командование египетской армии, согласно которому военным удалось ликвидировать главаря группировки «Вилает Синай» (ранее она называлась «Ансар Бейт аль-Макдис») Абу Дуаа аль-Ансари (боевой псевдоним), а также его наиболее значимых заместителей. В коммюнике не уточнялась дата проведения этой операции.

По данным военных, всего в результате «точечных ударов» к юго-западу от г.Эль-Ариша были уничтожены свыше 45 «террористов». В нанесении этих ударов участвовали ВВС и армейский спецназ.

Известно, что изначально группировка «Ансар Бейт аль-Макдис» относила себя к «Аль-Каиде» (запрещена в России). В ноябре 2014 г. она присягнула на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) и приняла действующее сейчас название.

5 августа была совершена попытка покушения на бывшего муфтия Египта Али Гомаа. Как сообщило МВД страны, нападение было совершено близ места жительства А.Гомаа в одном из пригородов Каира. В результате нападения ранение получил один из телохранителей 64-летнего экс-муфтия, который был смещен с этого поста в 2013 году после почти 10-летнего нахождения на нем. В том же году позднее А.Гомаа поддержал действия военных, сместивших президента-исламиста Мухаммеда Мурси и последовавшее подавление его сторонников.

В заявлении для прессы после пятничной молитвы А.Гомаа сообщил, что это было не первое покушение на него. По его словам, ранее был взорван его дом в провинции Файюм, что к юго-западу от Каира.

В конце августа в Каир прибыли эксперты из России и Германии с тем, чтобы изучить обломки самолета авиакомпании «Когалымавиа», разбившегося в октябре 2015 года на Синайском полуострове. Ответственность за уничтожение самолета с российскими туристами взяло на себя ИГ. В настоящее время обломки самолета находятся в Каире, где эксперты выложат их с тем, чтобы попытаться определить место, где произошел взрыв.

В августе наблюдатели констатировали, что со времени низложения президента — исламиста Мухаммеда Мурси в 2013 году резко возросло число случаев применения насилия по отношению к коптам.

В начале августа  стало известно, что Каир пытается получить кредит Международного валютного фонда (МВФ) в объеме 12 млрд долларов из рассчета получения 4 млрд долларов в год. Как заявил в этой связи министр финансов АРЕ Амр аль-Гари, если этот кредит будет получен, внешний долг Египта может составить 53,4 млрд долларов, что будет соответствовать 16% ВВП.

Уже 11 августа было объявлено, что Каир и МВФ достигли предварительного соглашения относительно выделения в ближайшие три года кредита в объеме 12 млрд долларов. Эти средства пойдут на поддержание египетской экономики, оказавшейся в глубочайшем кризисе за последние 5 лет в связи с резким сокращением потока иностранных туристов и прямых иностранных инвестиций. Для того, чтобы это соглашение вступило в силу, оно должно быть утверждено Административным советом МВФ.

Условия предоставления этого кредита первоначально не объявлялись, но, как ожидалось, они будут очень тяжелыми для египтян. В частности, предполагалось, что государство откажется от поддержки относительно низких цен на товары первой необходимости, такие как бензин, электричество, основные продукты питания, а также сократит многомиллионную армию чиновников. Последняя насчитывает 5,8 млн человек, кроме того, 800 тысяч человек заняты на государственных предприятиях. Всего в Египте насчитывается 26 млн наемных работников.

Согласно официальной статистике, 27% египтян живут за порогом бедности, 20% населения страны находятся в зоне, близкой к этому порогу.

В связи с тяжелейшим социально-экономическим положением Египта все чаще стала звучать критика в адрес президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси. Его обвиняют в реализации дорогостоязих проектов, например, строительстве второго русла Суэцкого канала, и в неоправданных закупках дорогих воооружений.

13 августа президент АРЕ заявил о своей готовности пойти на непопулярные реформы с тем, чтобы вывести экономику страны из кризиса. «Все трудные решения, которые многие боялись принять в прошлые годы, я приму не колеблясь ни секунду», — заявил он. Чтобы египетские семьи легче пережили последствия отказа от поддержки цен на товары первой необходимости, он предложил им экономить расход воды и электричества.

До сих пор государство тратило 7,9% бюджетных средств на поддержание относительно низких цен на электричество и бензин.

По состоянию на конец июля, валютные резервы Каира сократились до 15,5 млрд долларов. До июля 2017 года Египту необходимо выплатить кредиторам по процентам к ранее занятым суммам 4,4 млрд долларов.

29 августа египетский парламент одобрил закон о введении налога на добавленную стоимость. Это была одна из мер, которые МВФ требовал от Каира взамен за предоставление тому кредита в 12 млрд долларов. На 2016 — 2017 финансовый год этот налог установлен в размере 13%. На следующий финансовый год он составит уже 14%. Этот новый налог заменит ранее существовавший налог на продажи в размере 10%. Под новый налог не подпадают порядка 50 товаров и услуг первой необходимости, в том числе хлеб.

Чтобы закон о введении налога на добавленную стоимость вступил в силу, его должен утвердить глава АРЕ.

По оценкам аналитиков, кредит МВФ станет «глотком кислорода» для находящейся в кризисе экономики страны, однако он «никак не станет решением проблемы в долгосрочной перспективе».

25 августа на фоне скандала о коррупции при закупке зерна, приведшего к потере для государства миллионов долларов, был отправлен в отставку министр снабжения Халед Ханафи. Согласно официальной версии, его отставка состоялась после того, как один из депутатов парламента обвинил его в проживании в течение нескольких месяцев в пятизвездочном отеле, что стоило государству в 700 тысяч евро. В заявлении для прессы экс-министр утверждал, что оплатил это удовольствие из своего собственного кармана.

28 августа после более чем 3-месячного заключения был освобожден известный адвокат Малек Адли, специализировавшийся на отстаивании интересов правозащитников. Он был арестован в мае после того, как месяцем ранее выступил в защиту организаций, выступивших против решения египетских властей уступить Саудовской Аравии острова Тиран и Санафир в Красном море. Ему было предъявлено обвинение в «попытке свержения режима», «распространении ложной информации» и в «принадлежности к группе,  которая пыталась помешать применению законов и конституции». Процесс над ним так и не начался.

Как сообщалось, в июне административный суд отменил решение правительства о передаче островов, однако власти обжаловали это решение.

30 августа стало известно, что Конституционный суд Египта рассмотрит в начале октября противоречивый закон, принятый в ноябре 2013 года и наложивший определенные ограничения на порядок проведения манифестаций в стране. Он  был принят несколько месяцев спустя после низложения президента — исламиста М.Мурси и последовавших затем манифестаций его сторонников, при подавлении которых погибли сотни человек, тысячи были арестованы.

Согласно этому закону, организаторы манифестации должны информировать власти как минимум за три дня до начала проведения акции. Он разрешает МВД страны запретить проведение манифестации, если они сочтут, что она являет собой «угрозу для безопасности». После его принятия он использовался властями для запрета манифестаций не только исламистов, но и левой и светской оппозиции.

30 октября египетский парламент принял закон, регулирующий права коптов на строительство и ремонт их церквей. Копты всегда были недовольны многочисленными ограничениями на строительство их храмов. Судя по всему, новый закон, представленный правительством, стал таким же ограничительным, как и предыдущий.

Согласно официальной статистике, в Египте насчитывается примерно 2900 коптских храмов. Христианская община в стране составляет примерно 10% от 90-миллионного населения.

По новому закону, губернатор провинции обязан в четырехмесячный срок ответить на любой запрос коптов относительно разрешения на строительство храма. В случае отказа губернатор обязан мотивировать свое решение, а копты получили право на обжалование такого решения в административном суде.

31 августа Кипр и Египет подписали соглашение о строительстве подводного газопровода, по которому кипрский природный газ будет поставляться в АРЕ, являющуюся крупнейшим в регионе потребителем углеводородов. Согласно соглашению, Египет, сам обладающий крупными запасами «голубого топлива» на его шельфе в Средиземном море, будет как потреблять кипрский природный газ, так и реэкспортировать его. Предполагается, что газопровод вступит в строй до 2022 года.

В целом, пока трудно сказать, как египтяне отреагируют на меры властей по введению режима жесткой экономии. Понятно, что они затронут сильнее всего наиболее обездоленных. Хватит ли авторитета у президента А.Ф.ас-Сиси, чтобы убедить людей вновь не выходить на улицы? Ответ на этот вопрос станет понятен в ближайшие недели.