- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Убийство лидера иракских шиитов нанесло удар по процессу стабилизации обстановки в Ираке

Начало сентября было отмечено в Ираке двумя неординарными событиями: похороны убитого 29 августа в результате теракта лидера Высшего совета исламской революции Ирака (ВСИРИ) аятоллы Сейеда Мухаммеда Бакера аль-Хакима и утверждение Временным управляющим советом Ирака (ВУСИ) персонального состава переходного правительства страны.

Политологи отмечают, что убийство аятоллы аль-Хакима будет иметь серьезные последствия для всего процесса урегулирования внутриполитической обстановки в Ираке. Более 20 лет лидер шиитов аль-Хаким возглавлял, оппозиционную Саддаму Хусейну группировку, которую сам и основал в 1982 г., будучи в изгнании в Иране. ВСИРИ — это не только политическая организация. Под ее эгидой и патронажем действует мощное вооруженное формирование корпус «Бадр», которое по западным источникам, имеет под ружьем более 30 тыс. боевиков, а также современное вооружение и боевую технику. ВСИРИ, а также его военизированный корпус обладает большим авторитетом среди иракских шиитов, представляющих большинство населения страны. Более того, Высший совет мог бы стать серьезной противодействующей англо-американским союзникам силой. Однако опытный политик аль-Хаким не пошел на конфронтацию с США и принял решение включить представителей ВСИРИ в состав Временного управляющего совета Ирака, который на днях объявил персональный список временного кабинета министров. Этот список повторяет ВУСИ не только количественно (в каждом по 25 человек), но и качественно, зеркально отражая конфессиональный принцип подбора руководителей. В переходном правительстве тоже 13 шиитов, пять суннитов, пять курдов, один этнический туркмен и один ассириец-христианин.

Такая политика аль-Хакима и его Высшего совета давала надежду на перспективу стабилизации обстановки в Ираке. С его смертью многое может измениться. Известно, что внутри ВСИРИ никогда не было особого единства взглядов, и «дисциплина» поддерживалась благодаря авторитету и власти погибшего аль-Хакима. Ныне, как отмечают наблюдатели, эта организация, раздираемая противоречиями, лишится былого престижа и авторитета даже среди иракских шиитов. Все больше воинствующих религиозных лидеров пытаются стать рупором для тех иракцев, которые недовольны присутствием иностранных войск в стране. Уже на траурных церемониях, которые собрали сотни тысяч иракцев в Багдаде, Хилле, Кербеле и, конечно, в Наджефе, звучали антиамериканские лозунги и призывы шиитских лидеров к иностранным войскам покинуть страну. Так, известный аятолла Муктада ас-Садр заявил в Багдаде, что «иностранная оккупация стала главным препятствием на пути возрождения Ирака». Ас-Садр потребовал проведения в стране «всеобщих свободных выборов».

Аятолла Али ас-Систани возложил на США ответственность за ухудшение обстановки в Ираке. По его мнению, «американцы должны немедленно исправить ошибку, передав власть самим иракцам». Аналогичную позицию занял Абдель Азиз аль-Хаким — брат убитого аятоллы, который возглавил руководство ВСИРИ и вооруженные формирования корпуса «Бадр». Хотя Азиз аль-Хаким и заявлял, что иракские мусульмане-шииты полностью поддерживают действия американского оккупационного контингента в их стране и никогда не будут воевать против войск США, однако при этом он подчеркивал, что в стране слишком много сил, настроенных враждебно по отношению к шиитам, и поэтому шиитам Ирака для обеспечения собственной безопасности требуется оружие.

Разочарование иракских шиитов в способностях американцев обеспечить стабильность и безопасность в стране приводит их к мысли о том, что Ирак после Саддама опаснее, чем при Саддаме, и, соответственно, необходимо усиление «сил шиитской самообороны». Как подтверждение этого мнения можно расценить последние теракты в Ираке. Уже после подрыва здания ООН, убийства аятоллы аль-Хакима и еще 126 человек, было совершено два новых теракта: покушение на жизнь заместителя духовного лидера иракских шиитов Али Хусейна ас-Систани — Али аль-Ваази, а также мощный взрыв вблизи главного полицейского управления в Багдаде. Все это вызывает у шиитов недовольство и побуждает их к активным действиям. Так, в Наджефе то и дело вспыхивают драки и стихийные митинги. Разъяренные шииты нападают на всех, кто пытается приблизиться к месту теракта. Уже есть сообщения о том, что толпа избила нескольких журналистов арабских телекомпаний. Как сообщают наблюдатели, иракские шииты очень злы на арабские спутниковые телеканалы, такие как Al-Jazeera и Al-Arabia. Это связано с тем, что большинство местных жителей считают, что взрыв организовали сторонники Саддама Хусейна, а эти телеканалы традиционно положительно относятся к бывшему иракскому президенту. Очевидцы теракта соглашаются общаться с представителями СМИ лишь в том случае, если журналисты могут доказать, что не работают на арабские телеканалы.

Вместе с тем, шииты считают, что доля ответственности за трагедию лежит и на США, отвергнувших ряд предложений Совета по обеспечению безопасности в шиитских районах Ирака.

Власти опасаются, что убийство Мохаммада Бакра аль-Хакима и последовавшие за ним антишиитские теракты могут спровоцировать мощные шиитские волнения в стране.

Действительно, подобное развитие событий способно привести к радикализации всего шиитского движения в Ираке, возглавляемого ВСИРИ.

В свою очередь, радикализация Высшего совета может дорого обойтись и самим иракцам и союзникам.

Во-первых, это, несомненно, парализует деятельность временных иракских государственных органов, прежде всего, Управляющего совета, а также только что сформированного временного правительства.

И процесс этот уже начался. Не успев поработать во Временном управляющем совете, из его состава вышел один из влиятельных шиитских лидеров Мухаммад Бахр аль-Аллум. Объясняя свое решение, он заявил, что этот орган не в состоянии изменить в лучшую сторону те беспомощные меры, которые предпринимаются американцами для охраны порядка. Аль-Аллум призвал соотечественников не надеяться на чужестранцев, а заняться самозащитой.

Во-вторых, как считают многие аналитики, с гибелью аль-Хакима США лишились единственной тонкой ниточки, которая связывала американцев с шиитским большинством. По мнению Вашингтона, именно шииты должны были сыграть главную роль в послевоенном обустройстве Ирака. В отличие от мусульман-суннитов, шииты приветствовали свержение режима Саддама Хусейна.

В-третьих, вполне вероятно, что вооруженные формирования ВСИРИ выйдут из-под контроля политических структур и активизируют свою деятельность, прежде всего, на юге страны. Уже появились сообщения, что корпус «Бадр» взял на себя ответственность за обеспечение безопасности и стабильности в городе Наджафе. Возможно, что зона его военно-полицейской деятельности распространится на всю территорию Ирака, где проживают шииты. Уже упоминавшийся шиитский лидер Бахр аль-Аллум потребовал создания вооруженного народного ополчения, которое «заполнит вакуум безопасности» в стране. Под этим формированием аль-Аллум, конечно, имел в виду, прежде всего, корпус «Бадр».

В-четвертых, военная активность шиитов вызовет соответствующую реакцию суннитов, курдов, туркмен. Подобное развитие событий может стать началом распада иракского государства, чему не смогут помешать международные оккупационные войска.

В-пятых, радикализация ВСИРИ станет удобным предлогом для соседнего Ирана более решительно воздействовать на внутриполитическую ситуацию в Ираке. Известно, что ВСИРИ, находившийся в эмиграции в Иране, имел тесные связи с иранскими властями, а корпус «Бадр», дислоцировавшийся также на иранской территории, курировался Корпусом стражей исламской революции. Поэтому Тегеран имеет в своих руках надежный инструмент для военно-политического воздействия на ситуацию в соседнем Ираке. И то, что погибший аятолла аль-Хаким, а также его сторонники не стали на путь жесткой конфронтации с США еще не говорит о том, что они порвали все связи с антиамериканским режимом в ИРИ. Просто внешнеполитическая и внутриполитическая обстановка в Иране складывается ныне так, что обострение отношений с США (даже через канал ВСИРИ) не отвечает интересам иранской военно-политической элиты, причем как консервативного, так и либерального ее крыла. Однако Тегеран в полной мере использовал пропагандистский ресурс от теракта в Наджефе. Иранское руководство с необыкновенно глубоким прискорбием восприняло смерть своего единоверца. В стране был объявлен трехдневный траур. И на церемониях, также как в Ираке звучали антиамериканские лозунги и призывы вывести войска.

Таким образом, террористы, взорвав начиненную взрывчаткой автомашину убив лидера иракских шиитов и вместе с ним еще 126 человек нанесли серьезный удар по процессу стабилизации обстановки в Ираке. По предварительным данным подозрение падает на международную террористическую организацию «Аль-Каида», которая чрезвычайно заинтересована в дестабилизации ситуации в этой стране, в дестабилизации, которая способствует росту у простых иракцев негативных настроений против США, Европы, ООН. Одновременно подобная ситуация привлекает в ряды террористов все большее число недовольных жителей Ирака. И не только Ирака. Двое из задержанных по обвинению в причастности к теракту в Наджефе подданные Саудовской Аравии.

Более того, 27 августа кувейтская газета Al-Watan со ссылкой на информированные курдские источники сообщила, что свыше 1200 боевиков «Аль-Каиды», направленные из Афганистана на помощь иракскому сопротивлению, прошли через труднодоступные горные районы на территорию Ирака.

Сегодня многие государственные деятели, политики, политологи приходят к выводу, что без широкой интернационализации ситуации в Ираке, без повышения роли ООН нельзя решить иракскую проблему. Как справедливо заявил на днях министр иностранных дел России Игорь Иванов, «без содействия международного сообщества в вопросе нормализации обстановки в Ираке, эта страна вряд ли сможет выйти из кризиса».