- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 — 25 сентября 2016 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Сирии и Афганистане. Командование сирийской армии объявило 19 сентября о завершении «режима тишины», введенного 12 сентября. В Афганистане правительство страны и «Исламская партия» Г. Хекматиара подписали 22 сентября предварительный вариант мирного соглашения.

В Сирии многочисленные нарушения режима прекращения огня, введенного в соответствии с договоренностями межу РФ и США от 9 сентября, боевиками вооруженных формирований оппозиции привели к тому, что командование ВС САР объявило 19 сентября о выходе из перемирия. В Министерстве обороны России также заявили, что считают «бессмысленным соблюдение сирийскими правительственными силами режима перемирия в одностороннем порядке». Со своей стороны, Госдепартамент США сообщил, что в Сирии в последние дни имело место значительное снижение интенсивности боев, а также несколько улучшилась ситуация в том, что касается доставки гуманитарной помощи. Одновременно в Вашингтоне заявили, что США собираются пересмотреть будущие перспективы сотрудничества с РФ по Сирии в связи с «вопиющим нарушением прекращения боевых действий» в САР.

С 19 сентября ожесточенные бои с переменным успехом между проправительственными силами и боевиками экстремистских группировок велись в Алеппо и прилегающих к городу районах на севере Сирии. Авиация наносила интенсивные удары по позициям боевиков в Алеппо. Также бои возобновились к северу от города Хама в центральной части страны.

Осложнению ситуации в Сирии и вокруг неё способствовал удар 19 сентября по гуманитарному конвою ООН и Сирийского общества Красного полумесяца в районе Алеппо, приведший к человеческим жертвам. В Москве назвали атаку конвоя «неприемлемой провокацией» и потребовали тщательного расследования инцидента. США и их западные союзники обвинили в произошедшем Россию и власти САР. В Вашингтоне сообщили, что создание американо-российского Совместного исполнительного центра по Сирии приостановлено, но США «продолжают координировать с РФ безопасность полетов в небе» над САР в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по предотвращению инцидентов. В то же время глава Пентагона Э. Картер утверждает, что в соответствии с режимом прекращения огня, российские и сирийские самолеты должны прекратить полеты в небе над Сирией, в отличие от авиации возглавляемой США международной коалиции. Однако, по словам главы Комитета начальников штабов ВС США генерала Дж. Данфорда, США не стремятся к полному контролю над воздушным пространством в Сирии, поскольку считают, что это может привести к конфронтации с Москвой и Дамаском. При этом генерал отметил, что создание в Сирии зон, запретных для полетов, не подразумевает конфронтации. Госсекретарь США Дж. Керри призвал прекратить все полеты над ключевыми северными районами Сирии, чтобы снизить напряженность в регионе. Россия, со своей стороны, не исключает нанесение ударов по группировкам, слившимся с «Исламским государством» (ИГ) и «Джебхат-ан-нусрой» (обе запрещены в РФ).

На минувшей неделе продолжались интенсивные политико-дипломатические усилия по возобновлению перемирия в Сирии. Отметим, что все участники переговоров подчеркивают: альтернативы политическому процессу в Сирии нет, а шансы на сохранение соглашения о перемирии по-прежнему сохраняются, хотя сделать это будет крайне трудно, а, по словам представителя РФ в ООН В. Чуркина, «почти невозможно». Так, в Нью-Йорке на встречах Международной группы поддержки Сирии их участники не смогли договориться об условиях возобновления перемирия в САР. Россия считает, что разрешить кризис в Сирии не удастся без подавления ИГ, «Джебхат ан-нусры» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам») и примкнувших к ним группировок, «это — ключ к укреплению режима перемирия». При этом «США и коалиция не в состоянии выполнить задачи по размежеванию оппозиции и террористов в Сирии», а «сирийская оппозиция ничего не сделала для выполнения соглашения по перемирию в Сирии». По итогам прошедшей 24 сентября встречи главы внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, а также ЕС призывали Россию сделать «экстраординарные шаги» для восстановления режима прекращения огня в Сирии. Участники встречи также признали «Джебхат ан-нусру» в качестве террористической организации и официально обратились к поддерживаемым западной коалицией вооруженным формированиям в Сирии с требованием полностью прекратить сотрудничество с этой группировкой. На заседании СБ ООН 25 сентября представитель США обвинила РФ в полномасштабной операции в Алеппо, одновременно заявив, что Вашингтон всеми силами будет добиваться восстановления режима прекращения огня в Сирии, но считает, что главную роль в этом должна играть Россия. Российский представитель подчеркнул, что Москва не пойдет на односторонние шаги по прекращению огня в Сирии, но надеется что у соглашения между РФ и США «еще есть возможности». Сирийский же представитель заверил членов Совбеза ООН в том, что армия САР добьется полного освобождения Алеппо. Более 30 группировок сирийской оппозиции во главе с Сирийской свободной армией 25 сентября заявили о своем отказе от переговоров на международном уровне, назвав их «бессмысленными», подчеркнув, что Россия не может выступать посредником в мирных инициативах по Сирии, так как является партнером режима Б.Асада.

Правительство Афганистана и «Исламская партия» (ИП) Г. Хекматиара подписали 22 сентября в Кабуле предварительный вариант мирного соглашения. В настоящее время боевики ИП, по оценкам экспертов, представляют собой вторую по численности после движения «Талибан» группировку вооруженной афганской оппозиции. В соответствии с соглашением, власти Афганистана гарантируют, что Г. Хекматиар и члены его партии не будут подвергаться судебному преследованию, смогут свободно перемещаться по стране, заниматься политической деятельностью и участвовать в выборах. Кроме того, Кабул предпримет шаги по исключению ИП и ее лидера из «черного списка» Совбеза ООН. Находящиеся под арестом члены партии, которые не совершили тяжких преступлений, будут отпущены на свободу. Сторонники Г. Хекматиара смогут поступать на службу в армию и полицию. В свою очередь, ИП обязуется распустить все свои вооруженные формирования и заниматься исключительно мирной политической деятельностью. Партия полностью разорвет связи с террористическими группировками. Будут отпущены находящиеся в заложниках у сторонников ИП представители афганских властей. Ожидается, что окончательный вариант соглашения будет подписан президентом Афганистана М. А. Гани и Г. Хекматиаром после того, как стороны проведут дополнительные переговоры касательно отдельных статей соглашения. США приветствовали договоренности, но не исключили Г. Хекматиара из своего перечня иностранных террористов.

21 сентября первый за последние несколько лет танкер с нефтью вышел из Рас-Лануфа — одного из крупнейших портов Ливии. Это произошло после взятия под контроль района «нефтяного полумесяца» на средиземноморском побережье страны вооруженными силами под командованием генерала Х. Хафтара. Армейское командование объявило о передаче терминалов под управление ливийской Национальной нефтяной корпорации Ливии (ННК), которая пообещала незамедлительно приступить к экспорту нефти. Глава ННК М. Саналла 22 сентября заявил, что Ливия рискует стать банкротом в 2017 г., если стране не удастся в ближайшее время возобновить экспорт нефти.

В Нью-Йорке 22 сентября прошла министерская встреча по Ливии представителей 23 государств (в том числе России), ООН, Евросоюза, ЛАГ и Африканского союза с участием главы правительства национального согласия (ПНС) Ливии Ф. Сараджа. В итоговом коммюнике подчеркивается, что ПНС является единственным законным получателем международной помощи в сфере безопасности, а участники встречи «готовы откликнуться на его запросы о международной помощи в подготовке и оснащении законных ливийских вооруженных сил и сил безопасности по всей Ливии с помощью целесообразно откалиброванного исключения из эмбарго на поставки оружия для закупки летальных припасов, необходимых для противодействия ИГ и другим террористическим группировкам, находящимся под санкциями ООН». В целом же группа «сохраняет приверженность соблюдению данного эмбарго».

Выступая 20 сентября на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Турции Р. Т. Эрдоган вновь заявил о необходимости реформирования ООН особенно в сфере принятия решений по обеспечению безопасности. По словам Р. Т. Эрдогана, «пять постоянных членов (Совбеза ООН) не могут в одиночку принимать такие решения. Пусть все члены ООН будут постоянными».

Анкара поддерживает территориальную целостность Украины и считает, что итоги выборов в российскую Государственную думу в Крыму не имеют юридической силы, говорится в заявлении представителя турецкого МИДа от 23 сентября.

24 сентября рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг Турции на одну ступень до «мусорного» уровня Ba1. Агентство считает, что финансовое положение в этой стране ухудшилось из-за политической нестабильности, а реакция правительства в Анкаре на попытку государственного переворота в июле с. г. «препятствует ожидаемым реформам и верховенству закона».

В Иордании 20 сентября прошли выборы в нижнюю палату Национального собрания (парламент) королевства. Основной оппозиционной силой выступал Фронт исламского действия (ФИД) — политическое крыло местного ответвления «Братьев-мусульман». В голосовании приняли участие 37% избирателей. Большинство мест получили лояльные монарху политики. Сторонники ФИД завоевали в новом составе парламента 16 из 130 мест.

22 сентября на родину из Саудовской Аравии, в крупнейший город на юге страны – Аден вернулось международно признанное правительство Йемена. В КСА оно работало около полутора лет из-за нестабильности в сфере безопасности в республике.

Иран выполняет взятые на себя обязательства по ядерной программе в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, подписан в 2015 г.), заявил 19 сентября глава МАГАТЭ Ю. Амано.

На минувшей неделе Министерство финансов США выдало первые две лицензии на экспорт самолетов американской корпорации «Боинг» в Иран, а европейская авиастроительная корпорация «Эрбас» получила первое разрешение на поставки пассажирских самолетов Тегерану. Товарооборот между Евросоюзом и Ираном за последний год вырос на 43% благодаря отмене санкций, а экспорт нефти из ИРИ практически достиг досанкционного уровня, заявила 22 сентября верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини.

«Недостаточно активное выполнение СВПД со стороны США в последние месяцы представляет собой несовершенный подход, который необходимо безотлагательно исправить», — считает президент ИРИ Х. Роухани.

«Мы не позволим террористическому режиму Ирана разработать ядерное оружие — ни сейчас, ни через 10 лет, никогда», — заявил премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 20 сентября, выступая на Генассамблее ООН.

24 сентября президент США Б. Обама наложил вето на законопроект, который позволяет семьям погибших во время терактов 11сентября 2001 г. подавать в суд на Саудовскую Аравию. По словам Обамы, законопроект может навредить национальным интересам США. Конгресс США в сентябре большинством голосов принял законопроект, который поддержали семьи погибших. Официальный Эр-Рияд отрицает какую-либо причастность к террористической атаке. КСА также пригрозило, что в случае принятия закона может отказаться от многомиллиардных инвестиций в экономику США.

Первые в истории отношений России и Пакистана совместные учения «Дружба-2016», нацеленные на «ликвидацию незаконных вооруженных формирований», начались 23 сентября на базе Черат в западной провинции страны Хайбер-Пахтунхва примерно в 70 км от границы с Афганистаном.

 

Приложение

 

 

О военно-морских силах аравийских монархий

 

 

Аравийские монархии продолжают уделять значительное внимание вопросам укрепления и развития своих военно-морских сил, как важному инструменту обеспечения национальной безопасности. Это обусловлено сохраняющейся в зоне Персидского залива напряженностью и ростом боевых возможностей ВМС Ирана, отношения с которым у большинства стран-членов ССАГПЗ (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия) остаются сложными, а у КСА и Бахрейна – напряженно-враждебными. Не исключается и возможность проникновения террористов «Исламского государства» (запрещено в РФ) в зону Персидского залива, Красное и Аравийское моря, в частности, для проведения террористических атак на морские суда, а также на прибрежные и расположенные на шельфе объекты добычи нефти и газа.

Во всех аравийских монархиях ВМС представляют собой самостоятельных вид вооруженных сил. В ноябре 2014 г. Совет коллективной обороны ССАГПЗ рекомендовал создать объединенные ВМС организации. Однако, как и ряд других идей в сфере коллективной обороны и безопасности, она вряд ли будет практически реализована в ближайшей перспективе.

Общая численность ВМС аравийских монархий составляет 27,5 тыс. человек. В их составе насчитывается 42 боевых корабля, свыше 250 боевых катеров и примерно 30 вспомогательных судов. Основу флотов составляют ракетные корветы и ракетные катера, а ВМС КСА – многоцелевые фрегаты.

Перед аравийскими ВМС поставлены следующие основные задачи: охрана и оборона территориальных вод, морского шельфа и побережья, портов и объектов нефтяной инфраструктуры, защита морских коммуникаций, поддержка действий сухопутных войск на приморских направлениях, борьба с минной опасностью, противодействие высадке морских десантов.

Офицерские кадры для флотов готовятся в странах Запада и Египте. Собственный военно-морской колледж имеет только КСА. В ВМС стран-членов ССАГПЗ работает большое число иностранных советников и технических специалистов. Регулярно проводятся совместные учения флотов «аравийской шестерки» «Солидарность», аравийские ВМС периодически участвуют в совместных учениях с флотами США, Великобритании, Франции и Египта.

ВМС Саудовской Аравии являются крупнейшими среди аравийских монархий. Они насчитывают 15,5 тыс. человек. Штаб ВМС находится в Эр-Рияде. Организационно ВМС состоят из двух флотов – Западного (на Красном море, штаб в Джидде) и Восточного (в Персидском заливе, штаб в Эль-Джубайле) и командования морской пехоты. Имеется морская авиация и береговая оборона. Каждый флот состоит из тактических групп кораблей и катеров. Учитывая приоритетные угрозы со стороны Ирана, большее внимание уделяется Восточному флоту, который отличается в лучшую сторону по качеству подготовки личного состава. С марта 2015г. саудовский флот задействован в вооруженном конфликте в Йемене, преимущественно участвуя в блокаде йеменского морского побережья совместно с кораблями ВМС Египта.

В составе саудовских ВМС имеется 18 боевых кораблей (фрегатов (фр) – 7, корветов (кор) – 4, тральщиков (тщ) – 7) и 73 боевых катера (ракетных (рка) – 9, десантных (дка) – 8, патрульных (пка) – 56). Основные корабельные силы распределены между флотами следующим образом: Западный флот: фр — 4, тщ — 2 рка — 2; Восточный флот: фр – 3, кор — 4, тщ — 5, рка – 5). Вспомогательный флот представлен 17 судами. Большая часть боевых кораблей и катеров находится в строю свыше 25 лет. В последнее десятилетие ВМС не пополнялись новыми боевыми единицами. Часть кораблей прошла модернизацию.

ВМС КСА располагают сетью военно-морских баз (ВМБ) и пунктов базирования (ПБ): на Красном море – Джидда (ГВМБ), Янбу, Аль-Вайх, Хаги, Джизан; в Персидском заливе – Эль-Джубайль (ГВМБ), Даммам, Рас-Танура, Эль-Катиф, ПБ в Эль-Шамах, Дуба, Тамва, Рас аль-Мишаб.

Морская авиация (4 эскадрильи) имеет на вооружении 12 противолодочных/боевых вертолетов, оснащенных ПКР «Экзосет». Кроме того, имеется 34 поисково-спасательных и многоцелевых вертолета. В составе ВВС КСА имеется 6 самолетов базовой патрульной авиации Р-3С «Орион», которые действуют в интересах флота. В интересах ВМС также могут быть задействованы самолеты ДРЛО Е-3А системы АВАКС. Морская пехота (3000 человек) состоит из одного полка. В составе сил береговой обороны имеется 4 батареи подвижного ракетного комплекса (ПБРК) «Отомат».

Береговая охрана КСА (4,5 тыс. человек) находится в оперативном подчинении Министерства обороны и авиации. Она располагает 16 пка, 8 дка и примерно 100 моторными лодками. Кроме того, имеется четыре вспомогательных судна, в том числе королевская яхта.

Слабой стороной саудовских ВМС остается большая зависимость от иностранной технической помощи, недостаточное развитие тыла. Боеспособность флота повышается медленно, слабым остается взаимодействие с сухопутными войсками и ВВС. Имеются проблемы с ремонтом корабельного состава. Национальная судостроительная промышленность не занимается постройкой боевых кораблей и катеров.

Саудовцы имеют планы обновления и увеличения корабельного состава флота. Так, в 2015 г. Госдепартамент США одобрил продажу КСА четырех многоцелевых кораблей типа фрегат на сумму 11,2 млрд долларов, которые должны войти в состав саудовского Восточного флота. В США, Франции и Испании заказано до 100 патрульных катеров для ВМС и Береговой охраны.

В целом мероприятия, намеченные руководством страны по модернизации ВМС, заметно повысят их уровень технической оснащенности. Однако и после реализации соответствующих программ саудовский флот не сможет в полном объеме решать стоящие перед ним задачи.

ВМС Объединенных Арабских Эмиратов (2,5 тыс. человек) имеют в своем составе 13 боевых кораблей (ракетных корветов — 8, патрульных кораблей — 2, тщ – 2, десантных кораблей – 1), 61 боевой катер (рка — 20, пка – 26, дка — 15) и 5 вспомогательных судов. Имеется также 2 носителя сверхдальних торпед. Морская авиация насчитывает 4 патрульных самолета и 22 вертолета. ГВМБ и штаб находятся в Абу-Даби, имеется несколько ПБ. Военно-политическое руководство ОАЭ считает развитие национальных ВМС одним из приоритетных направлений военного строительства, на их нужды выделяются значительные финансовые средства. Эмираты стремятся создать сбалансированный флот, предназначенный главным образом для действий в прибрежной зоне, но также и в Аравийском море. Флот активно пополняется новыми кораблями и катерами различных типов, разнообразными образцами военно-морских оружия. Вместе с тем, боеспособность эмиратских ВМС остается пока на недостаточно высоком уровне.

ВМС ОАЭ принимают участие в вооруженном конфликте в Йемене.

ВМС Омана (4,5 тыс. человек) являются вторыми в ССАГПЗ после ВМС КСА по численности личного состава, однако по боевому потенциалу уступают им, а также ВМС ОАЭ. Корабельный состав представлен 8 боевыми кораблями, включая 4 корвета, и 10 боевыми катерами, в том числе 4 рка, несколькими вспомогательными судами. Имеется 16 противолодочных вертолетов. В Сингапуре заказано 4 пка. Штаб ВМС находится в городе Ас-Сиб, близ столицы страны Маската. ГВМБ расположена в Саид-бен-Султан. Кроме того, имеется ВМБ Мина-Салалах и ряд ПБ.

ВМС Катара насчитывают 1800 человек, включая Морскую полицию. Корабельный состав представлен 20 боевыми катерами, в том числе 7 рка, а береговая оборона — 2 батареями ПБРК «Экзосет» ММ40 (3 счетверенных ПУ). Штаб и ГВМБ располагаются в Дохе. Вторая ВМБ находится на острове Халул. В 2016г. в Италии размещен заказ на сумму в 4 млрд долларов на постройку 7 кораблей и катеров: кор – 4, рка – 2 и десантного корабля-дока/корабля материально-технического обеспечения.

ВМС Бахрейна (1200 человек) имеют в своем составе 3 боевых корабля (фр – 1, кор – 2) и 12 боевых катеров, в том числе 6 рка. Авиация ВМС имеет 2 вертолета SA-365F «Дофин» корабельного базирования, оснащенных ПКР и 2 вертолета Во-105 берегового базирования. В интересах ВМС предусматривается использование истребителей F-16 королевских ВВС. Корабли и катера базируются в основном на ВМБ Мина-Салман, но ГВМБ считается Манама. Имеется ПБ Ситра.

Корабельный состав ВМС Кувейта (2000 человек) представлен 12 рка и 47 пка, включая Береговую охрану. В интересах флота могут быть задействованы 4 вертолета «Супер Пума», оснащенные ПКР «Экзосет», и истребители F/A-18 национальных ВВС. Штаб ВМС располагается Эль-Кувейте. ГВМБ — Рас-Аль-Калайя. В рамках пакетного соглашения по ВТС, подписанного с Францией в 2015г., предусматривается проведение ремонта и модернизации поставленных в 1990-е гг. 8-ми рка. Намечена покупка 3-х тщ и 2-х судов снабжения.