- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об открытии первой зарубежной военной базы Турецкой Республики в Сомали

30 сентября турецкие СМИ сообщили о завершении строительства первой зарубежной военной базы Турецкой Республики, которая начнет функционировать в Сомали в самое ближайшее время. Как сообщается на учебной базе будут нести службу 200 турецких военнослужащих, занимаясь подготовкой сомалийских солдат с целью борьбы с террористической организацией «Аш-Шабаб». Кроме того, дополнительные силы будут направлены из Турции для обеспечения охраны и безопасности базы. В рамках соглашения, подписанного между двумя странами в феврале 2014 года и одобренного ООН, планируется единовременная подготовка 1,5 тысяч сомалийских военнослужащих. Всего же, как сообщают официальные источники, планируется подготовить 10,5 тысяч человек.

image001 [1]

Имея в виду бросающуюся в глаза скудность информации в СМИ и очевидную нехватку содержательных комментариев обозревателей, за исключением того, что в ближайшее время вступит в строй и вторая турецкая учебная база в Катаре, как вывод — «Эрдоган создает империю», попробуем сказать несколько слов от себя.

Во-первых, хорошо известно, что Турция реализует широкомасштабную программу сотрудничества с Африкой. 2005 год стал годом Африки в стране. В рамках реализации этой программы число турецких дипломатических представительств на африканском континенте в период нахождения у власти Партии справедливости и развития, с 2002 года и по настоящее время, увеличилось троекратно – с 14 до 43. Турецкий экспорт в страны Тропической Африки в период с 2003 по 2015 год увеличился с 554 млн до 3,9 млрд долларов. Африка рассматривается турецким руководством, как одно из наиболее перспективных направлений международного сотрудничества, как с учетом природных запасов региона, так и имеющихся на континенте «окон возможностей».

Во-вторых, если говорить непосредственно о Сомали, Турция закрывшая свое дипломатическое представительство в Могадишо в 1991 году, к сомалийскому вопросу вернулась спустя двадцать лет в 2011 году, после поездки в страну Р.Т.Эрдогана, в ранге премьер-министра. Результатом стала заметная гуманитарная помощь, в размере около 400 млн долларов, оказанная по линии Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (ТИКА – агентство мягкой силы Турции), Красного полумесяца Турции и ряда некоммерческих организаций. Отметим, что в том году по всем турецким городам была развернута масштабная кампания по сбору средств среди населения для помощи сомалийцам, что частично и сформировало указанную выше сумму. Оказание гуманитарной помощи, объемы которой есть открытая для всех интересующихся подробностями информация, начатое в 2011 году продолжается и вплоть до настоящего времени. Одновременно, в той мере, в которой позволяет ситуация, растут и экспортные поставки турецкой продукции в страну: с 219 тысяч долларов в 2003 году до  71 миллиона долларов в 2015 году.

В-третьих, как это можно заключить из материалов ТИКА – сомалийское направление является одним из стратегических направлений турецкой «мягкой силы». ТИКА реализуется в стране практику многих малых и средних дел. К настоящему времени, можно сказать, что турки в значительной мере в стране освоились.  Сотрудничество существует, помимо всего, прочего и в сфере образования – 500 сомалийских студентов являются получателями турецких стипендий и обучаются в Турции. Другое крыло турецкой мягкой силы – «Турецкие Авиалинии», формально частная, а де-факто государственная компания, приступила к осуществлению в Могадишо регулярных перелетов.

В целом же, Турция стремится к тому, чтобы играть заметную роль в числе целого ряда стран, выделяющих помощь стране. Во-всяком случае, со страниц сомалийского отчета ТИКА президент Хасан Шейх Махмуд указывает на то, что ТИКА – агентство, внесшее наибольшую лепту в развитие Сомали, в ряду прочих аналогичных иностранных структур. При том, что он же уточняет, что турки пусть и не дают больше всех денег, но тратят их эффективно. Кроме того, в отличие от многих других они не боятся идти в страну, у которой такие «большие проблемы с имиджем».

Так что, подводя черту под изложенным, Турция имеет к Сомали долгосрочный, стратегический интерес и до создания своей военной базы, турки прочно осели в стране. А реализация данного проекта окончательно фиксирует турецкое присутствие, военно-политическое и экономическое, на Африканском роге, в непосредственной близости от стратегической транспортной артерии. Впрочем, тут надо оговориться ещё раз, что речь пока идет о создании Турцией своей учебной, а не военно-морской, базы, что, впрочем, не должно умалять её стратегического значения.

Конечно, сложно в нынешней ситуации, а также на ближайшую перспективу, рассматривать Сомали в качестве ворот в Восточную Африку. В этом смысле, тот же Джибути со своими портами и трансафриканскими инфраструктурными проектами смотрится выигрышней, где закрепляются китайцы со своей первой зарубежной военно-морской базой, параллельно существующей базе США. Равно как и порт Бербера в самопровозглашенном анклаве Сомалиленд, торги на управление которым в начале сентября месяца выиграл международный консорциум компаний, ведомых дубайским оператором DP World.

Однако, представляется, что турки, помогая единоверцам в весьма сложной, надо сказать, ситуации создают себе немалый задел на будущее, вступив в соревнование за влияние в Восточной Африке, на контитенте и бассейне Индийского океана с ведущими международными игроками. Правда нельзя сказать, что на фоне тех же американцев, китайцев и эмиратцев им «обломился» лакомый кусок, да и борьба с терроризмом имеет свою оборотную сторону – играешь глобально, будь готов к глобальным угрозам. Что, собственно, Турция уже в полной мере ощутила на себе, со своим повышенным уровнем террористической угрозы.