- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Экономическая ситуация в Сирийском Курдистане

Активное внутриполитическое развитие кантонов Сирийского Курдистана (Рожавы), а также необходимость ведения боевых действий для защиты курдских земель от наступлений боевиков и правительственных сил Сирии ставит вопрос об уровне развития экономики региона. Стоит сразу отметить тот факт, что говорить можно лишь о тенденциях экономического развития Сирийского Курдистана, так как проработанной экономической политики или официально принятого плана не существует. Главные цели экономики на данном этапе сводятся к обеспечению первичных нужд населения и предоставлению воюющим Отрядам народной самообороны (ОНС) и иным оборонительным структурам всего необходимого от одежды и пищи до оружия и боеприпасов.

Экономический потенциал Сирийского Курдистана огромен, однако до гражданской войны в Сирии регион был одним из беднейших в стране и эксплуатировался как колония. Все три кантона богаты природными ресурсами, среди которых нефть (нефтяные запасы Джазиры составляют 60% всей добычи Сирии), природный газ, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы. На территории Рожавы принципиально не строились промышленные или перерабатывающие заводы, сырье просто поставлялось в другие регионы страны, где и становилось конечным продуктом. Наблюдается также неравномерность в экономическом развитии кантонов: наиболее развитый и богатый с точки зрения природных ресурсов регион – Джазира, от благосостояния которого зависит весь Сирийский Курдистан. Кантон Джазира оплачивает все расходы по содержанию выстраиваемой политической и общественной системы Рожавы. На данном этапе основной вызов, который стоит перед курдами Сирии – как наладить собственное производство с нуля, где взять инвестиции, как привлечь необходимые технологии, как выровнять уровень экономического развития кантонов и каким образом обучить высококвалифицированную рабочую силу.

Ситуация значительно осложнена тем, что в 2012 году Турция закрыла пограничные пункты для торговли, введя режим торгового эмбарго. Региональное правительство курдской автономии в Ираке последовало этому примеру. Таким образом, северная граница закрыта, южная непроницаема в связи с деятельностью террористических групп, и только за большие взятки можно провозить овощи, фрукты и другие товары, которые к моменту поступления на рынок становятся слишком дорогими для простых покупателей. Несмотря на ценовый контроль со стороны местных советов, действует черный рынок, на который товары попадают контрабандой через турецкую границу.

По словам советника по экономическим вопросам кантона Джазира Абдурахмано Хемо, в Рожаве действует три параллельные экономики: общественная, военная и открытая. Все они представляют общую зарождающуюся экономическую систему, которая получила название «кооперативная экономика». В общественной экономике участвуют все слои общества посредством кооперативов, которые создаются в разных секторах от строительного до торгового. Членство в кооперативе осуществляется на добровольных началах, при этом управление имеет коллективный характер. В кооперативе обобществленная собственность, основанная на долевом принципе: каждый член кооператива имеет от одной до пяти паев. При этом один человек имеет один голос в решении насущных вопросов. Человек без средств и имущества тоже может вступить в кооператив на кредитных условиях. Согласно Общественному договору, основные продукты и природные ресурсы принадлежат народу, их цена поддерживается на минимальном уровне. Доходы кооператива делятся на три части: первая (30%) тратится на планируемое производство и проекты, вторая (50%) распределяется среди членов кооператива в соответствие с их потребностями и выполненной работой, третья (20%) покрывает каждодневные нужды кооператива: здравоохранение, образование, электричество, вода, содержания дорог и др. Суть кооперативов – самообеспечение и независимость от мировой и региональной конъюнктуры. Чтобы население активно вступало в кооперативы и поддерживало строящуюся экономическую систему, власти кантонов устраивают образовательные курсы, где разъясняют людям принципы коллективного труда и его преимущества. Так, в кооперативы уже обращены почти все сельскохозяйственные угодья, принадлежавшие до революции государству. Запрещены любые виды ростовщичества, а также образование монополий. При этом существуют частные предприятия, судьба которых в будущей экономической системе пока не определена.

Следующий сектор экономики Рожавы – военная экономика. В связи с продолжающейся войной в Сирии около 70% бюджета кантонов тратится на военные нужды: от обеспечения оборонительных отрядов одеждой и едой до покупки оружия. Война обходится курдам в 20 миллионов долларов ежегодно. Поступления в бюджет формируются за счет продажи добытой нефти на внутреннем рынке, а также осуществления контрабандных операций на границах. С лета 2013 года в Рожаве наладили очистку тяжёлой нефти, получение дизельного топлива. Сегодня литр дизельного топлива стоит в два раза меньше, чем до гражданской войны в Сирии. Однако используемая в Сирийском Курдистане сейчас технология очистки позволяет получить дизель низкого качества, что в долгосрочной перспективе станет причиной повреждения генераторов, автомобилей и механизмов. Кантоны осознают эту проблему и пытаются найти способы улучшить технологию переработки.

Третий сектор – открытая экономика. Ее суть сводится к необходимости поиска международных инвестиций, привлечения необходимых технологий и подготовки высококвалифицированных кадров для развития промышленности. Проблема заключается в том, что Рожава – непризнанное на международной арене образование. Несмотря на наличие закона об открытой экономике, в котором прописаны основные положения привлечения иностранных инвестиций и обозначены правила игры, ни одно государство и даже частная компания не решаются вкладывать деньги в нестабильный непризнанный регион. На данном этапе существует необходимость построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью около 300 миллионов долларов, электростанцию стоимостью около 400 миллионов долларов, предприятие по производству удобрений стоимостью 5 миллионов долларов. Кооперативы не в состоянии предоставить такие деньги, средств едва хватает на обеспечение населения всем необходимым. Имеется трудность и с высококвалифицированными кадрами в промышленности. Исторически Рожава являлась сельскохозяйственным регионом, промышленности здесь никакой не было, а значит, не было необходимости в соответствующих трудовых ресурсах. Сейчас обучить достаточное количество нужных людей крайне сложно, так как тоже требует значительных финансовых вложений, а привлечение кадров из-за рубежа пока ничего не дало.

Таким образом, зарождающаяся экономика Сирийского Курдистана на данном этапе имеет целый комплекс проблем, от решения которых зависит будущее политических завоеваний курдов.