- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оптимизация по-саудовски

26 сентября 2016 г. в Саудовской Аравии был преданы гласности одобренные Советом министров (возглавляемым, согласно конституционному акту – Основном закону правления, правящим монархом) королевские указы, предусматривающие сокращение жалований, поощрительных премий и отмену бонусов министрам, членам Консультативного совета и высшим чиновникам министерств и ведомств. Эти меры были связаны, как говорилось в специальном заявлении высшего органа исполнительной власти, с «кризисным состоянием мировой экономики, определяемом снижением цен на энергоносители». Указы должны вступить в действие с началом нового 1438 г. года по мусульманскому календарю (2-3 октября 2016 г.). Впрочем, из списка лиц, на которых распространялось действие указов, исключались участники боевых действий, а также «сотрудники разведывательных структур и органов государственной безопасности, выполняющие свои обязанности за пределами страны». Саудовская Аравия, как отмечала местная пресса, вступила в «эпоху оптимизации расходов – таршид аль-инфак».

К концу 2015 г. саудовская экономика столкнулась с серьезными трудностями. Дефицит бюджета 2016 г. (закрепив тенденцию, наметившуюся в бюджете предыдущего года) составил 326,2 млрд риалов (1 доллар США = 3, 75 саудовским риалам). Объясняя в декабре 2015 г. причины сложившейся ситуации, правящий монарх в ходе обсуждения Советом министров бюджета нынешнего года подчеркивал, что основной финансовый документ «принимается в условиях снижения цен на нефть, региональных и международных экономических и финансовых вызовов и дестабилизации в странах-соседях». За использовавшимися Сальманом бен Абдель Азизом эвфемизмами скрывались существенные расходы на военную операцию в Йемене, помощь сирийской антиправительственной оппозиции, противостояние «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) в составе возглавляемой Соединенными Штатами антитеррористической коалиции, как и на борьбу со сторонниками этой организации на саудовской территории.

Хотя бюджет 2016 г. и сохранил высокий уровень ассигнований на здравоохранение и образование, саудовский истеблишмент более не мог повторить эксперимент 2011 г., когда для предотвращения выступлений в столице и борьбы с волнениями в Восточной провинции предшественник нынешнего короля Абдалла бен Абдель Азиз проявил «щедрость», выделив более 121 млрд. риалов (из государственных и личных фондов) на пособия бедным и безработным. Новый бюджет был, как его назвала саудовская пресса, «скромен». В конце декабря 2015 г. было объявлено о пересмотре цен на нефтепродукты, газ, электроэнергию и воду «в жилом, промышленном и сельскохозяйственном секторе». Выделение средств на новые объекты более не предполагалось. Возникла необходимость «сократить расходы на аппарат управления и повысить эффективность использования ресурсов».

Конечно, повышение цен на нефтепродукты, газ, электроэнергию и воду не было катастрофичным. Розничные цены на бензин АИ 92 повысились с 45 хиллелей (1 риал = 100 хиллелям) до 75 хиллелей за литр и на бензин АИ 95 – с 60 хиллелей до 90 хиллелей за литр, — при этом государство предполагало оказывать помощь малоимущим гражданам. Повышение цен на электроэнергию и воду не коснулось, как подчеркивали саудовские издания, 87% домохозяйств жилого сектора. Тем не менее, становилось ясно, что саудовское государство начинает движение к более экономному расходованию средств, что проявило себя и в королевских указах конца сентября текущего года.

Начиная с октября 2016 г., правительство пойдет на отмену всех надбавок, которые получали государственные служащие. Исключение составят лишь внеурочные часы работы, а также работа в выходные дни (пятница и суббота), когда работнику может выплачиваться (как максимум) 25% от его штатного заработка, а также в праздничные дни, когда надбавка составит 50% от штатного заработка. Финансовое вознаграждение министра (как специально подчеркивают королевские указы) будет снижено на 20%, а члена Консультативного совета – на 15%. Государство более не будет оплачивать поездки высших государственных чиновников во время отпусков (длительность которых сокращается с 42 до 36 рабочих дней), в их пользование не будут представляться государственные автомобили. Равным образом осуществлявшаяся ранее за счет государства страховка их личных автомобилей будет приостановлена в течение всего нынешнего финансового года. Высшие государственные чиновники более не смогут пользоваться предоставлявшимися им ранее государством сотовыми телефонами. Наконец, вновь принятые королевские указы предполагали, что, начиная с октября текущего года, и на срок до окончания текущего финансового года государство откажется от заключения новых (как и продления завершившихся) контрактов с иностранными специалистами, входящими в высшее звено менеджеров саудовских министерств и ведомств.

Предпринимаемые меры не могли рассматриваться как спонтанное начинание. Оптимизация провозглашалась одним из направлений реализации одобренной саудовским Советом министров 25 апреля 2016 г. представленной заместителем наследника престола, вторым заместителем председателя совета министров, министром обороны и главой Совета по экономике и развитию принцем Мухаммедом бен Сальманом программы «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Касающаяся этого направления часть «Видения: 2030» подчеркивала стремление его разработчиков «перестроить работу правительственных учреждений на принципах большей четкости выполнения возложенных на них обязанностей», как и реализовать «систему кадровой политики», построенную на основе «оценки качества» работы (рассматриваемой в качестве важнейшего фактора при определении размера заработной платы) как, в целом, того или иного министерства и ведомства, так и занятых в нем управленцев и, в первую очередь, их высшего звена.

Каким может быть итог реализации сентябрьских указов Сальмана бен Абдель Азиза?

Как сообщала саудовская пресса (в частности, «Аль-Хайят» в номере от 28 сентября 2016 г.), согласно данным саудовского Департамента статистики, общая сумма заработной платы, выплаченной в 2015 г. всем чиновникам государственного аппарата, составила 322 884 млрд риалов. При этом сумма выплаченных им надбавок и бонусов достигла 79 223 млрд риалов. В свою очередь, согласно все тем же данным, количество министров (а также лиц, включенных в государственную табель о рангах в качестве обладающих министерскими привилегиями) в Саудовской Аравии составило в том же 2015 г. 143 чел. Ежемесячная заработная плата каждого из них составила 51,75 тыс. риалов. Если же, как того требуют новые королевские указы, эта заработная плата будет сокращена на 20%, то находящийся на министерской должности станет ежемесячно получать 41,4 тыс. риалов.

В свою очередь, имея в виду, что число членов Консультативного совета составляет ныне 150 человек, и каждый из них ежемесячно получает 26,45 тыс. риалов, то после пятнадцатипроцентного сокращения эта сумма составит 22,48 тыс. риалов. Но, кроме того, каждый член Консультативного совета сразу же после назначения в состав саудовского протопарламента получает единовременную выплату, составляющую 300 тыс. риалов. Эта выплата исчисляется, исходя из стоимости выделяемого ему на срок в четыре года (время каденции Консультативного совета) автомобиля, обслуживания этого автомобиля, заработную плату водителя и заправку. После двадцатипроцентного сокращения эта выплата снизится до 255 тыс. риалов.

Таким образом, если исходить из подсчетов, публикуемых «Аль-Хайят», то государство сможет сэкономить 79 млрд риалов, сокращая лишь заработные платы, пособия и бонусы высших чиновников. Сохраняя же в своем текущем бюджете высокий уровень ассигнований на социальные нужды, саудовское руководство не стремится распространить начавшуюся оптимизацию на сферы здравоохранения и образования.