Соглашение о Китайско-пакистанском экономическом коридоре (КПЭК) было подписано в марте 2015 г. Его реализация стала возможной благодаря сопряжению нескольких составляющих:
— давних экономических, финансовых, военных и иных отношений между Пакистаном и Китаем, которые в последние годы вышли на уровень стратегических;
— предоставлению Пакистаном своей территории как ответ на запрос Китая обеспечить системные интересы Поднебесной, в первую очередь, для решения насущных проблем развития экономики, в частности западных провинций, Синьцзян-Уйгурского автономного района. Логистическая поддержка Пакистана предоставляет Китаю возможность выхода:
— к теплым водам Ормузского пролива и далее к углеводородным рынкам стран Персидского залива и Африки;
— короткий в два с половиной раза в сравнении с действующим в настоящее время маршрутом к странам Центральной Азии, Ирану и далее в сторону Каспийского бассейна и европейским государствам
Во внутренней политике Пакистан добился определенных успехов в широкомасштабной антитеррористической военной операции федеральной армии. Кампания официально стартовала в июне 2014 г., и к моменту подписания соглашения по КПЭК уже продемонстрировала успехи по выдворению боевиков с территории страны.
В 2015 году китайская сторона сделала максимально конкретное предложение Исламабаду о состыковке стратегии развития двух стран. КНР намерена в приоритетном порядке продвигать с Пакистаном проекты в области инфраструктуры и транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, планирует расширять сотрудничество в таких сферах, как железные дороги, автомагистрали, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, инжиниринг, высокие технологии и охрана окружающей среды. Также важно в первую очередь стимулировать сотрудничество в сфере энергоресурсов и финансов. КНР готова полноценно использовать взаимодополняемые преимущества двух стран в энергетической области с целью построения долгосрочного, стабильного стратегического сотрудничества». Общая сумма китайских инвестиций в проект КПЭК составила 46 млрд долларов.
Согласно подсчетам пакистанских экспертов, его реализация будет способствовать повышению ВВП страны свыше 3-х процентов. Иными словами, стратегическая инициатива Китая выступает своего рода локомотивом для экономического роста соседней страны и будет способствовать ее социально-экономическому развитию. Планируется, что проект будет реализован в течении пятнадцати лет.
Но следует подчеркнуть, что ряд объектов, которые в настоящее время включены в КПЭК, уже введены в эксплуатацию или в ближайшее время будут введены. Например, еще в 2007 г. Пакистан и Китай подписали соглашение об инвестировании 280 млн долларов в строительство глубоководного порта Гвадар. Первые причалы были введены в операционную деятельность в 2012 г. Согласно пакистанским СМИ порт Гвадар с разрешения военных властей Пакистана в последние годы используется как военно-морская база китайских ВМС.
Следующим объектом, действующим на протяжении нескольких десятилетий является Каракорумское шоссе.
Строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктурных объектов требует колоссальных энергозатрат. Учитывая, что на протяжении последних двух десятилетий Пакистан сталкивается с острой нехваткой энергоресурсов, китайская сторона вкладывает инвестиции в приоритетном порядке в энергетические объекты КПЭК, выделив большую часть финансов, 33.8 млрд долларов из общей суммы в 46 млрд долларов. Строительство части энергетических объектов планируется завершить к декабрю 2017 г., таким образом, к началу 2018 г. около 10 000 мегаватт электроэнергии дополнительно поступит в энергосистему Пакистана.
Еще в ноябре 2015 г. был одобрен маршрут «единого коридора», который берет начало на китайской территории в районе города Кашгар, далее пересекает территорию Пакистана, заканчивая свою сухопутную часть в порту Гвадар на побережье Ормузского пролива. Именно здесь начато строительство 870-километрового участка дороги , которая и соединит Кашгар с Гвадаром. Параллельно строительству скоростной автомагистрали планируется прокладка оптико-волоконной связи, а в перспективе железнодорожной и / или трубопровода.
Помимо основного маршрута КПЭК имеет несколько участков. Например, участок Бурхан — Дера Исмаил Хан – Кветта — Сораб ставит целью обеспечить столь необходимую связь между основными транспортно-пропускными узлами КПЭК в северо-западных районах Пакистана. Значительная часть проекта пролегает по территории Белуджистана, западной провинции страны.
Начало строительства КПЭК берет в Гилгит-Балтистане, административной территории Пакистана, граничащей с Китаем. Технико-экономическое обоснование этого участка дороги включало прокладку тоннелей, ремонтные работы, восстановление части Каракорумского шоссе, поврежденной в результате затопления и оползней в январе 2011 г.; строительство шоссейных дорог и прокладка железнодорожных путей. Планировалось, что часть объектов должны быть завершены к середине 2016 г., но в силу ряда причин часть участков основной автомагистрали в настоящее время находятся в стадии строительства.
В Пакистане обсуждении какого-либо проекта – шумное многомесячное мероприятие, а обсуждение такого масштабного проекта как КПЭК грозило занять все пятнадцать лет, отпущенные для его реализации. Точку обычно ставит заявление посольства КНР в Пакистане. В 2015 г., в лимитированные временные рамки провинциальным и федеральным властям удалось преодолеть многоуровневые разногласия: между администрациями провинций, провинциями и центром, а также между политическими партиями, гражданской администрацией и военным истеблишментом. И на сегодняшний день можно констатировать, что достигнут национальный консенсус и КПЭК обещает стать своего рода объединяющим социальным проектом.
Подготовительная работа, разработка технико-экономического обоснования проекта велась в течение трех лет. В августе 2016 г. КПЭК вступил в стадию реализации.
Особенностью КПЭК является то, что строительство основных крупных объектов инфраструктуры ведет дорожно-строительные подразделения пакистанской армии или бизнес–структуры, афиллированные с ней, в частности кампания Frontier work organization. Это свидетельствует о дальнейшем укреплении позиций военного истеблишмента в реализации внутренней и внешней политики страны.
Успехи пакистано-китайского экономического сотрудничества, реализация ряда проектов привлекли внимание инвесторов из разных регионов, включая Европу, США, Японию и страны Ближнего Востока.
Автор долго и часто беседовала с пакистанцами в Карачи о проекте КПЭК. Они открыто идут на разговор, и с большим воодушевлением подчеркивают выгоды проекта и в целом значимость пакистано-китайских отношений, постоянно повторяя слова генерала Р.Шарифа, начальника штаба Сухопутных войск, что КПЭК – «game changer» (фактор меняющий развитие ситуации). Никто этого не отрицает. Но создается впечатление, что сами пакистанцы ждут нерукотворного чуда, которое материализуется и принесет им дополнительные рабочие места, повышение уровня социальных выплат, готовые транспортные развязки, оптико-волоконную связь, покрывающую территорию всей страны, инфраструктурное обустройство выжженной пустыни в Белуджистане и т.д.