- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии ситуации в Ливии

Генерал Х.Хафтар и его союзники продолжают укреплять свои позиции в Ливии после удачного наступления и установления контроля над основными нефтяными портовыми терминалами в зоне т.н. «нефтяного полумесяца». В этой связи основным вопросом, который по-прежнему сохраняет риски продолжения троевластия и общей дестабилизации, является вопрос выстраивания взаимоотношений или, если хотите, системы распределения власти между Палатой представителей (ПП) в Тобруке, Правительством национального спасения (ПНС)  Ф.Сараджа, а также мисуратовскими и триполитанскими кланами. В этой связи происходит и переформатирование основных центров власти в самом Тобруке, где на первые роли выходят люди, позиционирующие себя в качестве безусловных сторонников Х.Хафтара. Это, прежде всего, спикер ПП Акилла Салех Исса и представитель Тобрука в Президентском совете при правительстве Ф.Сараджа Али аль-Джатрани. Роль премьер-министра правительства Тобрука А.ат-Тани при этом пропорционально снижается в силу его напряженных межличностных отношений с Х.Хафтаром. Сейчас в качестве основного политического рупора Тобрука и переговорщика выступает Али аль-Джатрани, который старается переформатировать соглашения о мирном урегулировании в Ливии мая 2015 года (т.н. Схиратские соглашения) в более раннюю редакцию. Эта трансформация, в частности, предусматривает ликвидацию ст.8 данного соглашения, которая регламентирует руководство вооруженными силами страны исключительно Президентскому совету, а также сокращает количество членов этого совета с восьми, как в настоящее время, до двух. Если такое переформатирование А.аль-Джатрани и Х.Хафтару удастся сделать, то своих постов в совете лишаться два их основных оппонента — Мухаммед аль-Амир Варфалли (представитель сильного клана варфалла) и Абдусалам Кажман. При этом стратегия А.аль-Джатрани предусматривает возобновление сепаратных переговоров об условиях раздела власти только с представителями Мисураты.

Немаловажным моментом, который усиливает вес А.аль-Джатрани, является его «доброжелательное восприятие» на Западе. Он и сопровождавший его председатель комитета по энергетике ПП Исса аль-Алиби были очень хорошо приняты 5 октября с.г. в Риме министром иностранных дел Италии П.Джентилони. До этого Рим разговаривал только исключительно с мисуратовцами в лице А.аль-Миитиги. Это принципиальный разворот Рима. В свою очередь министр Тобрука Мухаммед аль-Диари 4 октября с.г. посетил Париж, где провел встречу с министром иностранных дел Франции Ж.М.Эйро. Последний в ходе встречи четко артикулировал, что Франция будет добиваться того, чтобы Х.Хафтар «сохранил свое место в Президентском совете». Это звучит абсолютно логично, поскольку французские военные, собственно, и сыграли главную роль в быстром военном прогрессе сил генерала. Вопрос теперь в том, что Париж и Рим, похоже, на ливийской площадке выступают единым фронтом, чего ранее не было. Это, безусловно, сказывается на политическом весе Тобрука и прежде всего генерала Х.Хафтара. Два его эмиссара — генеральный секретарь вооруженных сил ПП Ибрагим Салах Аун и председатель комитета ПП по парламентским связям Халед Али Ибрагим — 12 октября с.г. посетили Брюссель, где были приняты высшими чиновниками ЕС. Все это говорит о том, что на Западе в данном случае снова склонили свою голову в сторону «сильных батальонов». При этом на протяжении очень долгого времени Запад демонстрировал полное отсутствие каких-либо устойчивых ориентиров среди многообразия политических сил Ливии, а генерала Х.Хафтара упорно не замечали, называя его «ястребом». Как представляется, во многом такая позиция была продиктована и тем, что генерала активно поддерживали Москва и Каир. Прекрасный образец того, как политическая ангажированность вступает в противоречие со здравым смыслом и общим настроем на борьбу с радикальным исламизмом.. Отметим при этом, что Париж и Москва в данном вопросе оказались союзниками, в отличие от сирийского конфликта.

На этом фоне спецпредставитель ООН по Ливии М.Коблер пытается создать устойчивый баланс сил в стране и не допустить полного нивелирования курируемого им проекта в лице ПНС во главе с Ф.Сараджем. В отсутствии реальной военной силы таким инструментом влияния этого органа, по оценке спецпредставителя, должна стать концентрация экономических и финансовых рычагов. С этой целью планируется при финансировании и технической поддержке ООН (UNSMIL) реанимировать проект агентства Public Projects Authority, который несколько месяцев действовал при прежнем ливийском премьере А.Зидане и позволял ему полностью контролировать и мониторить состояние основных международных контрактов страны. Интересно, что это агентство было основано еще при М.Каддафи в 2010 году. В период А.Зидана его возглавлял тесно связанный с британскими деловыми кругами И.аль-Шериф. Последний известен своим связями с признанными Тобруком Ф.Джергабом который сегодня является главой телекоммуникационной компании LPTIC, и главой «западного» Центрального банка Ливии А.Хебри, Ну а генеральная цель М.Коблера — это установление Ф.Сараджем полного контроля над основным внешним инвестиционным фондом Ливии, что планируется сделать через основание специального комитета под руководством родственника все того же А.Зидана Али Махмуда Хассана. Таким образом, к поддержке правительства Ф.Сараджа подтягивается очень мощная сила на востоке страны в лице зиданского клана. Налицо попытка создать с одной стороны систему баланса сил и интересов различных кланов, а с другой — лимитировать властные амбиции того же Х.Хафтара по получению абсолютной власти экономическими барьерами.