- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: сентябрь 2016 г.

В ночь с 1 на 2 сентября в очередной раз полыхнуло в Буркина-Фасо близ границы с Мали и Нигером. Там в результате вооруженного нападения двух неизвестных лиц на таможенный пост в Маркойе погибли 2 человека, в том числе 1 таможенник. Еще трое таможеников получили ранения. Нападавшие скрылись в сторону границы с Нигером на мопедах таможенников.

Инциденты подобного рода и ранее имели место на севере Буркина-Фасо в провинции Удалан. Начиная с 2015 года их было по меньшей мере 7. Атакам подвергались посты жандармерии и полиции. Все они приписывались неким «террористам», но никто из их числа до сих пор не был задержан. Таможенный пост был атакован впервые.

Наиболее кровопролитный инцидент в Буркина-Фасо имел место 15 января, когда в столице атаке подверглись два отеля и два ресторана. В результате атаки погибли 30 человек, главным образом из числа иностранцев, около 70 получили ранения.

Позднее ответственность за нападение на таможенный пост впервые взяло на себя «Исламское государство» (ИГ,запрещено в России).

21 сентября власти Мавритании объявили о нейтрализации группы сторонников ИГ. В общей сложности речь шла о 11 лицах, которые были арестованы перед арабским саммитом, прошедшим в Нуакшоте 24 июля. По данным следствия, участники группы планировали совершить «показательные» по разрушительности теракты, а также водрузить флаги ИГ над основными зданиями столицы Мавритании.

Уже 22 сентября представитель правительства Мавритании поторопился минимизировать значение произведенныых арестов. При этом утверждалось, чтот речь шла о «любителях», поскольку «в Мавритании не существует ячеек ИГ».

2 сентября в центральной части Мали джихадисты неизвестной организационой принадлежности захватили населенный пункт Бони (район Мопти). Малийские военные, как это уже не раз бывало, предпочли разбежаться. Захватив городок, дихадисты первым делом подожгли здания жандармерии и мэрии.

Малийские военные восстановили контроль над Бони, где проживают несколько тысяч человек, лишь день спустя, после того, как под покровом ночи джихадисты без боя оставили город. Действия малийских военных при возвращении в город прикрывали два вертолета Миссии ООН в Мали (Minusma). Там же, в Бони, 4 сентября было развернуто подразделение миротворцев.

3 сентября, сразу после инцидента с захватом Бони джихадистами, в оставку был отправлен министр обороны Тиеман Юбер Кулибали. Этой отставке предшествовала серия атак на малийских военных, и в частности, совершенное в июле нападение на военную базу в Нампале, в результате которого погибли 17 солдат.

Новым министром обороны стал Абдулайе Идриса Майга, до этого занимавший пост министра территориальных администраций.

5 сентября министр безопасности Мали генерал Салиф Траоре пообещал предпринять повышенные меры безопасности в центральной части страны, и в частности, не ограничиваться присутствием в регионе полицейских и жандармов, а провести в ней некую войсковую операцию. Министр также соообщил, что прииграничные зоны этого района будут патрулироваться совместными патрулями Мали, Мавритании, Алжира, Нигера и Буркина-Фасо. Говоря про тех, кто 2 сентября захватил г.Бони, он назвал их «вооруженными бандитами», а не джихадистами.

В явном противоречии с действительностью прозвучало 13 сентября заявление команедующего французской операцией «Бархан» генерала Франсуа-Хавье де Воллемонта, согласно которому джихадистские группировки, действующие в Сахеле, якобы больше не имеют тактической возможности захватывать и удерживать под своим контролем города. Понятно, что он хотел бы сказать, что захват Бони — это заурядное событие…

7 сентября стало известно о происшедшем расколе в основном движении бывших туарегов — повстанцев — Национальном движении освобождения Азавада (НДОА), однако представитель альянса Координация движений Азавада (КДА, в него входит НДОА) Альму аг Мохаммед в заявлении для АФП минимизировал значение этого раскола. «Я опровергаю информацию, согласно которой имел место массовый отток активистов НДОА на сторону Движения за спасение Азавада (ДЗСА)», — заявил он.

Ранее ДЗСА распространило коммюнике, в котором осудило КДА за неспособность справиться с ростом числа межобщинных конфликтов, приведших к многочисленным жертвам. Подобная критика заставляет предположить, что новое движение скорее — проправительственное, нежели оппозиционное. Его коммюнике появилось после межобщинной встречи, состоявшейся несколькими днями ранее.

Предполагается, что первый съезд ДЗСА состоится в октябре. Среди лидеров нового движения замечены бывший представитель НДОА Муса аг Ашаратуман и дезертировавший из малийской армии бывший полковник Ассала аг Хаби. Согласно их утверждениям, они вышли из рядов КДА с сотнями своих вооруженных сторонников, которые имеют до сотни пикапов, оборудованных пулеметами. Оба лидера ДЗСА — уроженцы региона Менака, граничащего с Нигером.

В сентябре произошел раскол в еще одной организации — Национальном альянсе за спасение идентичности (народности) пель (ANSIPRJ). От нее отделились те, кто решил присоединиться к мирному процессу. Эта военно-политическая организация была создана в июне с задачей защитить представителей пель от произвола военных и полиции, с которым эта народность столкнулась после того, как появился джихадистский Фронт освобождения Масины (ФОМ), где были представлены главным образом пель. Изначально ANSIPRJ провозгласил себя «не джихадистским и и не сепаратистским». В любом случае понятно, что внутри этой организации было два крыла. Иначе как объяснить, что она взяла на себя ответственность за нападение в июле на базу малийский военных, где погибли 17 солдат. Впрочем, ответственность за это нападение взяла на себя и джихадисткаая группировка «Ансар ад-дин».

Как заявидл представитель диссидентов Сиди Бесайе Сиссе, он вместе с 200 бойцами «присоединился к мирному процессу». Он обвинил лидера группировки Умара Альджану в том, что тот вел переговоры с джихадистами, действующими в центральной части Мали. Со своей стороны последний отверг это обвинение.

9 сентября в Бамако состоялась встреча между президентом Мали Ибрагимом Бубакаром Кейтой и одним из лидеров оппозиции Сумайлой Сиссе, по итогам которой последний высказался за перенос назначенных на 20 ноября муниципальных выборов из-за нестабильной ситуации на севере и в центральной части страны.

Лидер партии Союз за республику и демократию сообщил, что его организация не разделяет подход главы государства к проблемам Северного Мали. Он выразил сожаление, что оппозиция не участвовала в переговорах, приведших в мае — июне 2015 года к подписанию мирного соглашения с повстанцами, призванного изолировать джихадистов.

Муниципальные выборы в Мали должны были состояться еще в 2014 году. Однако они неоднократно переносились из-за отсутствия условий для их проведения, и в частности, из-за нестабльности в стране, север которой в начале 2012 года захватили три джихадистских группировки. Северные районы Мали были освобождены в начале 2013 года в ходе французской военной операции «Серваль». Однако обстановка там остается напряженной. Более того, действия формирований джихадистов распространились и на центральную часть Мали.

Провозглашенные меры по усилению мер безопасности в центральной части Мали никак не помешали террористам, устроившим 9 сентября засаду в районе Мопти в центральной части страны. В результате нападения на армейскую автоколонну в окрестностях г.Бони погибли 3 малийских военных из числа Национальных гвардейцев, 2 получили тяжелые ранения. Были также повреждены 2 автомобиля. Возможно, нападавшие имели другую цель, поскольку в это время в регионе находилась высокопоставленная делегация Генштаба малийской армии.

16 сентября в очередной раз вспыхнули столкновения между формированиями проправительственной группировки Группа самообороны туарегов Имгада и союзников (ГСТИС) и КДА. Они имели место в районе населенного пункта Инташдейт в 85 км к северо-востоку от Кидаля. В результате столкновений погибли свыше 10 человек, в том числе 6 — со стороны КДА. Их противники утверждали о 15 погибших со стороны КДА. При этом в коммюнике КДА утверждалось, что атакующей стороной была ГСТИС.

В августе формирования КДА и ГСТИС уже сходились в ожесточенных боях за право контроля над г.Кидаль.

27 сентября посол США в Бамако Пауль Фолмсби потребовал от малийских властей прервать какие-либо связи с ГСТИС, до этого регулярно обвинявшейся в столкновениях с другими группировками на севере Мали. В ответ ГСТИС обвинила американца в «пристрастности» к КДА.

19 сентября очередное нападение на автоколонну малийских военных было совершено в районе Гао между населенными пунктами Госси и Доро. В результате нападения один солдат погиб, 4 получили ранения.

27 сентября в Томбукту на севере Мали неизвестные расстреляли военнослужащего Национальной гвардии и его родственника. По всей видимости, речь шла о целевом нападении, поскольку оно имело место у дома, где проживал военный.

В целом, приходится констатировать, что международному сообществу вряд ли стоит делать ставку на малийских военных в вопросах стабилизации ситуации в стране. Они раз за разом демонстрируют свою недееспоспособность. В этих условиях одним из решений проблемы представляется усиление роли и возможностей миротворческой миссии в Мали за счет увеличения в ней численности наиболее действенных контингентов.