- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Приведет ли новая война на Ближнем Востоке к миру?

Призрак бродит по Ближнему Востоку. Призрак новой войны. Несмотря на «миролюбивые» заявления А. Шарона, события прошедшего октября, точкой отсчета которых стал террористический акт в Хайфе, настойчиво указывают на возрастающую угрозу войны. Возможно, уже до конца года.

Выступая на празднике по случаю 30-й годовщины войны 1973 года, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил, что Израиль готов бороться с врагами в «любом месте и любыми способами». Хотя он не отметил, откуда исходит угроза Израилю, однако после проведения израильскими ВВС операции по целям вблизи Дамаска направление основного удара все поняли однозначно. Все это могло бы показаться незначительными эпизодами вне контекста нижеследующих соображений.

Реализация «дорожной карты» практически зашла в тупик. Скорее всего, ее ждет та же участь, что и доклад Митчелла и план Тенета. США фактически вступили в предвыборную президентскую кампанию. И по мере ее продвижения администрация Дж. Буша будет иметь все меньше возможностей к реальному воздействию на ситуацию в зоне палестино-израильского противостояния, тем более к оказанию давления на А. Шарона. Ибо отношение к Израилю уже давно является в США проблемой внутриполитической. Тем более на фоне той нарастающей критики, которой подвергается администрация за происходящее в Ираке. США окончательно увязли здесь, получив свою «иракскую Чечню». И ситуация, похоже, выглядит все более беспросветной. Уход же США из Ирака не представляется возможным уже хотя бы потому, что обернется абсолютно непредсказуемым развитием событий, при чем не только в Ираке, но и в регионе в целом.

В ПНА царят разброд и шатания. Чехарда с правительственными кабинетами свидетельствует об отсутствии единства в палестинском руководстве в отношении даже ближайшего будущего. Продолжающаяся уже более трех лет «интифада » и эскалация ударов Израиля по палестинским структурам практически обескровили ПНА, лишив ее способности обуздать оппозицию, тем более исламистскую. Каждый рейд израильских военных на палестинские территории лишь усиливает ненависть палестинцев и готовность к самопожертвованию. Без содействия и помощи Израиля ПНА уже не в состоянии решить задачу успокоения ситуации. Это признал в недавнем интервью даже начальник израильского генштаба генерал-лейтенант Моше Яалон.

Пойти на уступки палестинцам А. Шарону мешают как собственные ограничения о глубине возможных компромиссов, так и в еще большей мере правая правительственная коалиция, способная устроить ему импичмент в этом случае. Уязвимость позиций А. Шарона усилилась с началом следствия в отношении двух его сыновей Омри и Гилада, подозреваемых во взятках в крупных размерах. А тут еще активизация израильских «левых» с их «женевским соглашением», явившихся результатом секретных переговоров с палестинцами на протяжении двух с половиной лет под эгидой швейцарского правительства. Несомненно, что в нынешней внутриполитической ситуации в Израиле оно вряд ли может существенно повлиять на ход событий и, тем не менее, совершенно не учитывать его во внутренних раскладах было бы большой ошибкой.

В израильском обществе все больше накапливается усталость от продолжающейся уже более трех палестинской «интифады». Обещание А. Шарона обеспечить безопасность Израилю после очередного взрыва палестинской смертницы в Хайфе во все большей мере представляется недостижимой мечтой. Схожее чувство начинает проникать и в израильскую армию. Привыкшая к стремительным и успешным «блиц-кригам», повергающим арабские армии вспять, она на протяжении более трех лет вынуждена заниматься не свойственными ей полицейскими функциями: проводить «зачистки», постоянно сталкиваясь с палестинским гражданским населением, сносить дома, осуществлять контроль за основными коммуникациями, опасаясь ежеминутно подвергнуться атаке очередного смертника или смертницы, наносить «точечные» удары по инфраструктуре террора , рискуя вызвать жертвы среди мирного населения.

В этих условиях нанесение быстрого и успешного удара по Сирии могло бы стать оптимальным вариантом решения внутри- и внешнеполитических проблем. Это бы встряхнуло израильское общество, вновь консолидировав его против «общего врага». В не меньшей степени такой «блиц-криг» вдохнул бы веру в израильскую армию, поднял ее психологический дух, развеяв «пораженческие» настроения и любые «угрызения совести».

А в том, что успех в такой войне гарантирован Израилю, мало кто сомневается. В одиночку Дамаск не в состоянии противостоять Израилю. А арабы вряд ли придут ей на помощь. Мало того, что Египет и Иордания повязаны с Израилем мирными договорами, этого не позволит им Вашингтон, от помощи которого они полностью зависят. Кроме того, осуществленное США свержение С. Хусейна нанесло, судя по всему, непоправимый удар по арабскому национализму, полностью деморализовав арабские ряды, породив в них, с одной стороны, чувство унижения, а, с другой стороны, страха и подавленности.

Нет сомнений и в том, что израильскому удару не будут особенно противится и США. Вашингтон уже продемонстрировал свою реакцию на нанесенные по якобы лагерям подготовки палестинских боевиков на сирийской территории в начале октября. И не только по вышеперечисленным мотивам. Администрация Дж. Буша рассматривает Дамаск как последний оплот арабского национализма, барьер на пути установления своей гегемонии в регионе, усиленно обвиняя сирийское руководство в причастности к тому, что происходит в Ираке. Нанести удар по Сирии США в данный момент не могут по целому ряду причин. А использовать для этих целей Израиль было бы вполне уместно. Тем более без особого риска для себя.

Израиль с разгром Сирии, видимо, рассчитывает добиться следующих целей. Во-первых, ослабить общее сопротивление арабов тому сценарию урегулирования, которое Тель-Авив хотел бы навязать палестинцам и Ливану. Во-вторых, существенно ослабить поддержку арабо-мусульманского мира палестинцам, попытавшись тем самым сломить их психологически. Наконец, в-третьих, нельзя исключать, что под канонаду ударов, наносимых по Дамаску, А. Шарон попытается решить «проблему Арафата», которого он только и винит в том, что происходит на палестинских территориях.

Безусловно, при сложившихся обстоятельствах в регионе крайне велико искушение для Израиля реализовать именно такой сценарий, который дает возможность получить сиюминутные преимущества. Однако его слабость состоит в том, что не принесет ни мира, ни безопасности Израилю. Новая война в долгосрочной перспективе принесет только разочарование. Новую ненависть арабов. Более того, обернется немедленным ростом мощнейшей волны радикализма и экстремизма в арабо-мусульманском мире, которая может накрыть не только Израиль.