- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Забастовки в Израиле. Краткий анализ ситуации.

С весны 2003г., с момента опубликования чрезвычайной экономической программы правительства Израиля, автором которой является нынешний министр финансов страны Биньямин Нетаниягу, по стране катится волна забастовок. Для того, чтобы лучше разобраться в происходящем, надо вернуться на некоторое время назад и вспомнить некоторые факты из недавней истории экономического развития Израиля.

После кризиса гиперинфляции 1985г. большинству экономистов в Израиле стало понятно, что для дальнейшего развития экономики необходимы глубокие структурные реформы. Был взят курс на либерализацию экономической системы страны. Одним из основополагающих элементов свободного рынка является частная собственность. В Израиле же государство в той или иной мере контролировало большинство предприятий страны. Поэтому без приватизации дальнейшее развитие было невозможно. Многое было сделано в этом направлении, но остались некоторые государственные гиганты, такие как Электрическая компания, телефонная компания Безек, предприятия оборонной промышленности, перестройка и приватизация которых вызвала волну протеста в профсоюзной среде, и поэтому проведена не была. Стоит отметить, что Гистадрут, Всеизраильское профсоюзное объединение, и по сей день является одним из крупнейших работодателей в стране. Государственные и профсоюзные предприятия отличаются тем, что они перегружены рабочим персоналом и работают неэффективно — им менее важна прибыль, так как государство при необходимости их поддержит денежными вливаниями. На этих предприятиях людей привлекает более высокий уровень заработной платы и лучшие условия социального обеспечения. В Израиле также до сих пор существует чрезмерно большой третичный сектор. Это связано с тем, что в течение длительного времени Израиль проводил политику всеобщей занятости, а третичный сектор мог абсорбировать большое количество людей. Поскольку государственная система всегда стремится к бюрократизации, а государству в израильском хозяйстве отводилась зачастую ведущая роль, то можно себе представить, какую армию чиновников создала такая система.

Несмотря на то, что приватизация и реструктуризация в стране идёт более 10-и лет, несмотря на либеральные реформы, начавшиеся в 90-х годах, израильские расходы на общественный сектор, составлявшие на сентябрь 2001г. 54,5% ВВП, являются наиболее высокими среди развитых стран Азии, Западной Европы, обеих Америк. Если бы правительственный контроль над ресурсами был ключом к достижению большого экономического роста, в Израиле наблюдался бы наибольший рост в Западном мире. В израильском обществе существует представление, что экономический рост зависит от действий правительства. Именно в связи с таким перекосом расходы на социальное обеспечение легли тяжёлой ношей на плечи правительства.

Именно на таком этапе развития структурных реформ застал Израиль кризис, начавшийся в 2000г. сначала мировым кризисом рынка высоких технологий, а затем усугубившийся интифадой Аль-Акса. В высокотехнологичных отраслях промышленности страны прокатилась волна увольнений, что привело к увеличению уровня безработицы и увеличению разрыва между богатыми и бедными. При напряжённом финансовом положении государству приходится взваливать на себя ещё и дополнительные расходы на социальные нужды. Всё это только усиливает рецессию.

В таком непростом состоянии находилась экономика Израиля, когда Биньямин Нетаниягу занял пост министра финансов страны. Будучи сторонником либеральной рыночной системы, Нетаниягу представил план реформирования экономики, который получил название «план Нетаниягу». Этот план нашёл отражение в проекте бюджета на 2004г., который был одобрен парламентом страны в первом чтении пятого ноября 2003г. Некоторые пункты этого плана вызвали жесткую критику со стороны профсоюзных лидеров. Для лучшего понимания проблемы, далее будут приведены наиболее критикуемые положения программы, вызвавшие волну забастовок.

В программе речь идёт о четырех так называемых сверхцелях развития израильской экономики в 2004 году.

Стимулирование экономического роста — это первая сверхцель. Для её достижения необходимо, чтобы была создана стабильная окружающая среда с ответственной и состоятельной бюджетной политикой, включающей в себя сокращение общественного сектора и высвобождение ресурсов для делового сектора.

Сокращение общественного сектора со временем позволит облегчить налоговое бремя и высвободить дополнительные ресурсы для бизнес- сектора. Регулирование бюджета с целью высвобождения 10 млрд. шекелей заложено в проекте на 2004г. Такая сумма определяется с расчетом 4%-ного дефицита бюджета в 2004г. (некоторые израильские специалисты оценивают дефицит бюджета на будущий год в размере 5,5-6%). Также предложены меры по улучшению эффективности работы правительственных министерств, включающие слияние подразделений и сокращение работников правительственного сектора на 1500 человек. Эти меры предполагают закрытие наименее важных правительственных отделов, сокращение направлений в различных министерствах, а также сокращение числа правительственных представительств за рубежом. Предлагаются меры по снижению пенсионных затрат у гражданских служащих и по снижению величины компенсации в связи с ранним уходом на пенсию.

С тем чтобы ускорить экономический рост, проект бюджета на 2004г. включает несколько структурных изменений, направленных на понижение издержек и усиление конкуренции в бизнес- секторе. Для этого предполагается открыть морские порты для свободной конкуренции, устраняя при этом монополию Управления портов и создавая на его месте четыре корпорации – три, работающие как морские порты, и четвёртую как холдинговую компанию. Такие меры позволят улучшить условия торговли, могут служить увеличению экспорта и внесут свой вклад в экономический рост. Планируется также создание конкуренции на рынке нефти путём разделения компании «Oil Refineries» на две самостоятельные компании и ликвидации государственных холдингов в области переработки. Намечены реформы в Управлении почтовой службой.

Второй сверхцелью правительства является улучшение положения бедных слоёв населения путём отхода от грантоориентированной политики к политике стимулирования труда. В бюджете 2004г. с этой целью планируется выделение денег на создание негосударственных центров занятости. Планируется и сокращение квот на привлечение иностранных рабочих, что позволит увеличить предложение работы на внутреннем рынке для израильтян. Выделяются деньги на повышение качества образования.

Третьей сверхцелью программы является повышение эффективности общественных услуг для населения. Экономическая политика в 2004г. будет вестись в соответствии с этим принципом. Так как общественный сектор страдает от излишней забюрократизированности и низкого качества услуг, предлагается ряд мер по повышению эффективности работы данного сектора и уменьшению затрат на него при повышении качества предоставляемых услуг. Эта политика выражается в развитии системы информации в правительственных учреждениях, в сокращении чиновничьего аппарата и в некоторых других мерах по улучшению системы здравоохранения и пр.

Защита потребителя – это четвёртая сверхцель данной программы. Её планируется достичь путём сокращения и ослабления частных и государственных монополий. Израильская экономика характеризуется относительно высокой централизацией и низким уровнем конкуренции как в инфраструктуре и промышленности, так и в потребительских услугах, что приводит к высокому уровню цен во многих секторах экономики страны, и цены зачастую выше, чем в других развитых странах. Усиление конкуренции во всех секторах рынка послужит повышению выгоды потребителя, увеличит частное потребление и снизит цены на товары и услуги.[1]

29 апреля 2003г. Всеизраильское объединение профсоюзов Гистадрут объявило всеобщую забастовку. Закрылись государственные учреждения и компании, в том числе телефонная и электрическая, была приостановлена работа банков, аэропортов, не велась уборка мусора с улиц городов. По мнению профсоюзов, план Нетаниягу ударит по наиболее бедным и социально не защищенным слоям населения. В то же время, по мнению профсоюзных лидеров, он в недостаточной степени затрагивает представителей делового сектора. Как подчеркивают профсоюзные функционеры, если властям нужны деньги, например на армию, то следует в первую очередь потрясти богатых. Прежде всего профсоюзы предлагают в очередной раз повысить налоги для предпринимателей. Однако в ответ на это требование в окружении Нетаниягу указывают, что подобный шаг способен привести к снижению деловой активности в Израиле и вывозу денег за рубеж. Кроме того, авторы программы указывают, что невозможно больше мириться с ситуацией, когда худой несет на своих плечах толстого, имея в виду, что частный сектор вынужден обеспечивать огромную массу госслужащих.

Несмотря на попытку профсоюзов представить дело так, что большинство населения их поддерживает, недовольство забастовкой и руководством Гистадрута в Израиле все более возрастало. Звучали призывы к правительству Израиля любыми средствами остановить эту акцию и «разобраться» с лидером Гистадрута Амиром Перецом.

Постоянно велись переговоры между представителями профсоюзов и правительством. Обе стороны шли на уступки очень неохотно. Забастовка то прерывалась, то начиналась вновь. Между тем, согласно подсчётам экономистов, в связи с забастовкой страна ежедневно несла убытки до миллиарда шекелей, то есть примерно $220млн.[2]

18 мая 2003г. всеобщая забастовка в Израиле была прекращена. Как сообщили израильские СМИ, это произошло через несколько часов после встречи министра финансов Израиля Биньямина Нетаниягу с руководителем Всеизраильского профсоюзного объединения Гистадрут Амиром Перецем. Стороны тогда достигли принципиальной договоренности о прекращении забастовки, а все существующие противоречия было решено урегулировать в рабочем порядке.

Между тем следует отметить что, Алан Гринспан, президент федеральной резервной системы США, – одна из самых почитаемых и влиятельных фигур в мировом экономическом сообществе – одобрил экономическую программу оздоровления экономики Израиля, представленную Нетаниягу. Косвенным подтверждением успехов экономической политики министерства финансов страны явилось усиление шекеля по отношению к доллару. Также в июне 2003г. наметился рост иностранных инвестиций в экономику страны. Аналитики рейтинговых агентств «Moody» и «Standard Poor» высказали мнение, что не стоит понижать рейтинг инвестиционной привлекательности страны и отметили, что Израиль единственная страна в мире, которая в той или иной степени проводит такое большое количество реформ одновременно.[3]

Меры, предпринимаемые правительством, рассчитаны на глобальное оздоровление экономики. При таких серьёзных структурных реформах происходит значительное сокращение рабочих мест, что повышает эффективность системы в целом, но больно бьёт по уволенным работникам и их семьям. Выходит, что к армии уволенных из-за кризиса на рынке хай-тек, мирового экономического спада и интифады Аль-Акса, добавились работники общественного сектора. Анализ опубликованных данных показывает, что в первом полугодии 2003г. безработица достигла уровня в 10,7% трудоспособного населения, тогда как за тот же период 2002г. она составила 10,2%. Это самый высокий уровень безработицы за последнее десятилетие.

Несмотря на такие показатели, правительство продолжило свой курс по реструктуризации экономики и изысканию дополнительных средств. Были сокращены размеры пособий детям, министерство финансов также предложило сократить свой собственный бюджет на 50млн. шекелей и сократить бюджет Национального фонда страхования на 25 млн. шекелей. По подсчётам аналитиков министерства, сокращение представительства Израиля в Нью-Йорке принесёт в бюджет ещё 125 млн. шекелей.

Действия правительства вызвали осенью новую волну забастовок. Профсоюзные лидеры мотивировали это тем, что правительство нарушило майское соглашение с Гистадрутом, в котором говорилось, что правительство обязуется сокращать платежи не более чем на 4% ежегодно. Осенью правительство решило сократить выплаты по пенсиям и за сверхурочную работу, что и было расценено как нарушение соглашения.

Поэтому Всеизраильское профсоюзное объединение Гистадрут обратилось к госслужащим с призывом провести массовую акцию протеста. К бюджетникам присоединились работники морских портов и почт. Особенность забастовки состояла в том, что на работу бастующие продолжали выходить, однако они не вели приема населения и не отвечали на телефонные звонки, сообщает РИА Новости [1]. Служащие министерств и ведомств прекратили прием посетителей и обработку документов. МВД приостановило выдачу и продление паспортов и удостоверений личности, полиция прекратила принимать экзамены по вождению и выдавать водительские права. Светофоры даже на главных перекрестках были переведены в режим мигающего желтого. Работники таможни международного аэропорта имени Бен-Гуриона организовали так называемую итальянскую забастовку — работали крайне медленно и проводили подробнейший досмотр багажа всех пассажиров, прибывавших из-за рубежа.[4]

В забастовке приняли участие и оборонные предприятия. В стачке участвовали представители Центра ядерных исследований и научно-исследовательский штат системы безопасности. 16 сентября 2003г. работники военно-промышленного комплекса Израиля объявили рабочий конфликт и с 1 октября начали бессрочную забастовку на всех объектах ВПК.

Профсоюзная организация объяснила причины конфликта наличием «тайного» договора между управлением ВПК и правительством о продаже 4-х заводов: «Асот Ашкелон», «Маген» в Рамат а-Шароне, хайфского завода по производству авиационной техники и информационно-технологического бизнес-центра Анкель. Управление ВПК заверило в свою очередь, что будут соблюдены все пункты достигнутого с работниками ВПК соглашения о проведении программы по увеличению рентабельности ВПК. Как сообщается, один из пунктов данного соглашения позволяет продажу заводов, не выпускающих основную продукцию ВПК.[5]

Дело в том, что несмотря на вхождение Израиля в пятерку крупнейших экспортёров оружия в мире, израильские оборонные государственные компании переживают в последнее время серьёзные финансовые затруднения. Для рентабельной работы им необходимо обеспечить сбыт своей продукции на внешних рынках. С учетом обострившейся в последнее время конкуренции на рынке оружия Израиль вынужден предпринимать энергичные меры для удержания и укрепления здесь своих позиций. Наряду с политическими и экономическими мерами наибольший эффект правительство ожидает от организационных мероприятий, нацеленных на глубокую реструктуризацию оборонных отраслей промышленности. Одним из способов решить финансовые проблемы государственных компаний является их приватизация, но в Израиле этот процесс проходит довольно медленно, а конкретно в оборонной сфере он сопряжён с рядом дополнительных трудностей. Профсоюзные лидеры болезненно воспринимают любые попытки правительства начать приватизацию ВПК, поэтому они и инициировали забастовку в оборонном секторе.

Особенно драматично развивается противостояние правительства и профсоюзов портов Израиля: Хайфы, Ашдода и Эйлата. Планы правительства по реструктуризации портов вызвали забастовку портовиков. 1 октября 2003г. в ответ на объявление забастовки портов правительство приняло решение поощрять использование египетских и иорданских портов израильскими предпринимателями для отгрузки своих товаров. Это решение не подорвало позиции израильских портовиков, а только увеличило расходы правительства, так как министерству финансов позже пришлось согласиться с необходимостью предоставления денежных компенсаций за дополнительные затраты, связанные с перевозом грузов через египетские порты во время забастовки портов Израиля. Кроме того, было заявлено, что Ассоциация пользователей морских перевозок занимается также рассмотрением денежных возвратов в случаях, когда из-за забастовки в Израиле контейнеры разгружались в портах соседних стран и хозяева груза обязывались выплачивать пошлину за складирование и хранение товаров. Ассоциация также готовит счета, которые будут оплачены общественными деньгами.

В октябре путём переговоров между правительством и профсоюзами было достигнуто соглашение о прекращении забастовки портовиков. Однако согласно плану Нетаниягу, помимо приватизации израильских портов был создан частный порт «Израильская верфь», который находится на реке Кишон, в километре севернее Хайфы. Это было сделано в целях усиления конкуренции между портами, а следовательно, для повышения эффективности их работы. Новый порт начал функционировать 13 ноября 2003г. В ответ на это 2000 служащих трёх других портов страны вышли на забастовку, так как, по их мнению, эти действия явились нарушением достигнутых ранее договорённостей.[6]

Увеличение транспортных расходов увеличивает стоимость израильского экспорта. Это вынуждает некоторых партнёров Израиля искать более дешёвые аналоги. Забастовка портов Израиля также оказала влияние на экспорт из иордано-израильской промышленной зоны Ирбид. В октябре 2003г. экспорт из неё упал на 22%. Это, в частности, вызвано забастовкой портов Израиля, и перегруженностью в связи с этим иорданских портов — так считают руководители промышленной зоны. [7]

На фоне продолжающихся забастовок постоянно проходили переговоры между профсоюзами и представителями правительства. Но никаких серьёзных договоренностей не следовало. На 3 ноября 2003г. была назначена всеобщая забастовка. Суд по трудовым вопросам разрешил только четырехчасовую акцию. Причём было запрещено бастовать представителям больниц, аэропортов, телефонной и электрической компаний (таким образом, суд оставил в силе специальные приказы правительства, запрещающие бастовать этим государственным службам). Аналитики расценили это как успех Нетаниягу, но до окончательной победы ещё далеко. Лидер Гистадрута Амир Перец (он одновременно лидер партии Ам Эхад, которая сейчас ведёт переговоры о слиянии с партией Труда) видит в этой акции единственную возможность укрепить свой политический вес, ему необходимо сохранить старую монополистическую систему. Тогда он сможет рассчитывать на голоса определённой части избирателей на будущих выборах. Для Нетаниягу компромисс также труден, так как он понимает, что начатые реформы необходимо довести до конца. Остановленные на половине пути, они могут привести к гораздо более плачевным последствиям для экономики Израиля, чем если бы они вообще не были начаты.

Несмотря на такую разницу в позициях,12 ноября 2003г. сторонам удалось договориться о продолжении переговоров о дальнейших структурных изменениях после 31 декабря 2003г. Стороны также согласились сделать планы по реструктуризации открытыми для профсоюзных групп.

Кроме того, 15 ноября 2003г. глава Минфина Биньямин Нетаниягу принял во внимание выводы комиссии Кема о положении малоимущих семей после сокращения пособий Института национального страхования Битуах Леуми. Нетаниягу объявил, что 13,400 семей с наиболее низким уровнем дохода получат надбавку от 175 до 900 шекелей в месяц в течение ближайшего полугода.[8]

Министерство финансов также в данный момент разрабатывает программу по увеличению заработной платы нетто для низкооплачиваемых работников хозяйства на 200 шекелей в месяц. В рамках предыдущей программы минфина, обнародованной примерно месяц тому назад, предполагалось произвести увеличение зарплат на 100 шекелей в месяц. Средства на претворение этой программы в жизнь предполагалось изыскать путем увеличения налогов, ввиду чего программа была встречена резкой критикой и, в конце концов, заморожена. Финансирование нынешней программы должно произойти за счет увеличения налоговых поступлений в государственную казну, наблюдаемое в период с июля по октябрь. Стоимость программы оценивается в 2.5-3 миллиарда шекелей. Увеличение зарплат предполагается произвести путем корректировки сетки подоходного налога. Введение новой сетки намечено с января 2004 года. «Низкооплачиваемыми» работниками, являющимися основным объектом программы, считаются работники, зарплата которых колеблется от 3,000 до 8,000 шекелей в месяц.

Программа является результатом стратегического решения министра финансов Биньямина Нетаниягу, в рамках которого появившийся ввиду увеличения налоговых сборов излишек решено направить не на покрытие бюджетного дефицита, а на увеличение рассматриваемой в качестве фактора экономического роста покупательной способности населения.[9]

Несмотря на действия правительства, направленные на стабилизацию обстановки в стране, Гистадрут не планирует прекращение забастовок. Так, 19 ноября прошла забастовка сотрудников аэропортов и телефонной компании «Безек», 21 ноября прошло сообщение о планируемоё Гистадрутом забастовки в больницах. Кризис в Израиле продолжается.

В конце хотелось бы отметить, что по опубликованным данным министерства промышленности и торговли, в 2002 году израильское хозяйство потеряло около полутора миллионов рабочих дней по причине забастовок. Это меньше, чем в 2001 году, в течение которого было потеряно более двух миллионов рабочих дней [2]. По данным министерства, в 2002 году в стране состоялось 47 полных забастовок, в которых приняли участие 1,65 миллиона работников, и 34 частичных забастовки, в которых приняли участие 158,590 работников. Основными причинами забастовок прошлого года были: нарушение трудовых договоров, структурные изменения и увольнения (по 19% каждая из причин); задержка в выплате заработной платы (13%); ухудшение социальных условий (11%). Большинство забастовок (70%) и подавляющее большинство потерянных рабочих дней (94%) было зафиксировано в общественном секторе. Половина потерянных рабочих дней произошла по причине забастовок работников местных органов власти.[10]

Пока остается только гадать, сколько рабочих дней, а значит и денег потеряет экономика Израиля в этом году. Однако надо надеяться, что государство, взвалившее на себя такое количество реформ одновременно, действительно с ними успешно справится.

[1] Приведено по : «Review of Economic Developments, Macro-Economic Forecasts, and Principles of the Economic Policy [3]», Иерусалим , октябрь 2003.

[2] Приведено по: «Всеобщая забастовка в Израиле создает огромные неудобства для нормальной жизни населения», РИА «Новости», 01.05.2003.

[3] Dagoni Ran «You are on the right path, Greenspan tells Netanyahu», 19.06.2003. Вашингтон, www. globes. co. il [4].

[4] Приведено по: «В Израиле проходит забастовка госслужащих», 30.09.2003. www. NEWSru. com [5]

[5] Приведено по: «С 1 октября – забастовка ВПК Израиля», 17.09.03., www .jnews .co .il [6]

[6] Приведено по Bior Haim and Ratner David «Port workers continue strike in Haifa, Ashdod, Eilat», статья в газете Хаарец , 15.11.03.

[7] Приведено по : «Labor strikes cut Jordanian-Israeli exports by 22%», Jerusalem Post, 15.11.03.

[8] Приведено по: «Нетаниягу возвращает часть денег», 15.11.03., www. jnews. co. il

[9] Приведено по: «Надбавка низкооплачиваемым работникам», 20.11.03., www. jnews. co. il

[10] Приведено по: «Забастовка длилась 1,5 миллиона рабочих дней», 28.07.03., www. jnews. co. il