- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Фактор Фетхуллаха Гюлена в турецко-американских отношениях

В октябре состоялся визит министра юстиции Турции Бекира Боздага в США в рамках которого он встретился с генеральным прокурором Лореттой Линч. Повестка переговоров была более чем ожидаема. Обсуждался вопрос выдачи турецким властям оппозиционного богослова Фетхуллаха Гюлена [1], проживающего в американском штате Пенсильваня с 1999 года. Ордер на арест проповедника был выписан в начале августа. В документе 75-летнему Ф.Гюлену официально вменяется в вину руководство попытки путча в Турции 15 июля. Сам проповедник отвергает обвинения.

Бекира Боздаг, подводя итоги переговоров, заявил. «Ни один министр юстиции в истории Турции не посещал США с целью переговоров по экстрадиции преступника. Сам по себе этот факт доказывает значимость для Анкары выдачи главаря террористического течения “Параллельное государство” (FETÖ) Фетхуллаха Гюлена». А также он добавил, что  при встрече подарил генпрокурору США копию договора о выдаче преступников, подписанного Османским государством с США в 1874 году. «Тем самым, мы дали понять сотрудничество в правовой сфере между нашими странами началось не в 1981 году, когда был подписан соответствующий договор между Анкарой и Вашингтоном, а уходит корнями в 19-й век. Считаю, что процесс экстрадиции не должен нанести урон многолетнему сотрудничеству», — сказал Б.Боздаг.

Турция уже дважды отправляла запрос в США с «доказательствами террористической деятельности Фетхуллаха Гюлена и его  в причастности к попытке госпереворота». В свою очередь Белый дом заявил, что получил официальный запрос Анкары, однако по словам представителя Государственного департамента США Марка Тонера ходатайство о выдаче Ф.Гюлена не связано с попыткой государственного переворота в Турции 15 июля. Американская сторона утверждает, пока Турция не предоставит неопровержимые факты, доказывающие преступную деятельность  Ф.Гюлена, экстрадиции не будет.

Официальные заявления турецкой стороны доказывают насколько обострились американо-турецкие отношения. Так, премьер-министр республики Бинали Йылдырым сравнил Ф.Гюлена с лидером террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в России) Усамой бен Ладеном. «Когда 11 сентября террористы обрушили башни-близнецы, нужны ли были доказательства?» —заявил глава турецкого кабинета министров.

Турецкие проправительственные СМИ работают «сверхурочно», чтобы обвинить гюленистов во всех бедах Турции. Так, например, убийство 34 курдов турецкими военно-воздушных силами  вблизи села Робоски 28 декабря 2011 года, убийство армянского журналиста Гранта Динка и даже уничтожение российского военного самолет в прошлом году. Интересно, однако, что именно сторонники правящей Партии справедливости и развития (ПСР) блокировали поиски виновных в операции в деревне Робоски, содействовали тем, кто был причастен к убийству Гранта Динка и аплодировали уничтожению российского самолета. Турецкие официальные лица даже заявляют о «сильных связях между РПК и движением “Хизмет”» (в переводе на русский означает «служба»- так себя называют сторонники Ф.Гюлена).

В интервью одному из самых авторитетных мозговых центров США Центра международных и стратегических исследований бывший старший советник координатора Белого дома по вопросам Ближнем Востока, Северной Африки и в регионе Персидского залива Аманда Сноут, на вопрос кто такой Фетхуллах Гюлен ответила. «Oн клерик, писатель». А.Сноут добавила. «Мы не владеем информацией каким образом Гюлен связан с попыткой переворота. Все школы основанные Гюленом в США находятся под пристальным вниманием ФБР, и до сих пор не найдено каких-либо признаков исламской индоктринации». По мнению А.Сноут, вражда между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и Ф.Гюленом не имеет идеологических мотивов, это «борьба за власть».

Действительно, проблема секуляризма  в Турции имеет глубокие корни. В 1923 г. первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк объявил Турцию светским государством. После этого было множество попыток найти самое уместное определение роли религии в государстве, которые закончились провалом. Примером тому являются государственные перевороты 1960, 1971 и 1980 гг. После распада СССР, в частности, в Централной Азии возник религиозный ваккум, который должен был заполниться новой идеологией, и эту роль решила взять на себя Турция. Именно в это время в Турции стали использовать «политический ислам» как инструмент soft power (мягкой силы). Является фактом, что с 1990-х «политический ислам» активно пропагандировался США как новая модель «умеренного ислама». Созданное не без американской поддержки псевдорелигиозное учение Ф.Гюлена привело к проникновению во властные структуры адептов этого движения. Бывшая сотрудница ФБР Сибил Эдмонс писала, что школы Ф.Гюлена являются хорошо законспирированным тылом сотрудников ЦРУ и используются при проведении соответствующих операций в регионах, а большая часть учителей этих школ имеет дипломатический паспорт. Считается, что  в ближайшее окружения Ф.Гюлена входят такие высокопоставленные официальные лица США, как бывший заместитель главы Национального совета по разведке, служивший также главным резидентом подразделения ЦРУ в Турции Грэхэм Фуллер и бывший посол США в Турции Мортон Абрамович. Учитывая вышеупомянутые факторы, не удивительно, что американская сторона до последнего не меняет своей позиции, даже после таких резких заявлений президента Турции Р.Т.Эрдогана, что «рано или поздно Америке придется сделать выбор между террористом и демократическим турецким государством».

Если до 15 июля лидеры других турецких партий выступали с очень остроженными заявлениями и комментариями на  счет Ф.Гюлена и его сторонников, то после попытки переворота характер заявлений резко поменялся. Так лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу заявил: «Гюлен определенно должен быть возвращен в Турцию. Он должен предстать перед независимым судом в Турции». Лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели, в свою очередь объявил: «Попытка переворота, организованная сторонниками террористической организации Фетхуллаха Гюлена – это во многом продолжение планов, тех, кто 627 лет назад потерпел поражение в Косово, тех, кто 620 лет назад был разбит в районе Нигболу». Однако, как правильно и  не без сарказма отметил глава прокурдской Партии демократии народов Селахеттин  Демирташ, который был единственным лидером партии, кто не был приглашен 7 августа на митинг «демократии и  в память о шахидах»: «Без рекомендательного письма от движения («Хизмет»-авт.), кто-то даже не позволил бы себе стать руководителем класса в школе «.

По мнению аналитика Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Кадира Устюна, предшествующие попытке госпереворота события — разногласия по сирийскому вопросу и поддержка со стороны США сирийских курдов, уже привели к серьезному кризису доверия в турецко-американских отношениях. «Невозвращение Гюлена может привести кризис в двухсторонних отношениях в постоянный формат.   Если Соединенные Штаты продолжат уже принятую политику, согласно которому  Эрдоган сам организовал переворот, чтобы расправиться со своими противниками, если они не признают факт, что Фетхуллах Гюлен является  угрозой номер один национальной безопасности ближайшего союзника по НАТО, если американская пресса предпочтет представлять события 15 июля в том контексте, что и сейчас, то вектор турецко-американских отношений резко изменится. Отныне такие вопросы, как  роль Турции в борьбе с ИГ («Исламское государство, запрещено в России –авт.), использование военной базы Инджирлик, место турецкой армии в НАТО  и другие вопросы стратегического значения будут в центре внимания”.

Нынешние турецкие власти никогда не отличались сдержанными или умеренными заявлениями. Приостановление эксплуатации военной базы Инджирлик является маловероятным, однако дальнейший нарастающий угрожающий тон турецкой стороны не вызывает сомнений. Интересно, что 1 ноября, после визита министра юстиции Турции в США, в турецком издании Daily Sabah появилась информация, о том, что высокопоставленный чиновник Госдепартамента, который предпочел анонимность, поскольку он не уполномочен обсуждать этот вопрос публично, заявил: «Eсть разумные основания принимать в серьез обвинения турецкого правительства против Гюлена. Правительство Соединенных Штатов рассматривает доказательства Турции о преступной деятельности Гюлена, однако эти доказательства, предъявленные до сих пор, касаются предполагаемых преступлений, совершенных Гюленом до переворота. Утверждение турецкой стороны о том, что Гюлен и его последователи были вовлечены в неудавшуюся попытку переворота, заслуживает внимания».