- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых проблемах военной оккупации Ирака

Продолжающаяся военная оккупация Ирака войсками США и их союзников ставит перед вашингтонской администрацией и Пентагоном большое число проблем, решение которых зачастую связано со значительными трудностями.

В данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся к финансированию оккупационных войск и численности ВС США в Ираке.

Проблема финансирования оккупационных сил. По предварительным расчетам, проведенным еще до начала войны против Ирака, ее стоимость оценивалась различными специалистами в суммах от 50 до 200 млрд долларов. Напомним, что операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракской оккупации в 1991 году обошлась в 80 млрд долларов, причем 80% этой суммы была оплачена Саудовской Аравией и другими странами-членами ССАГПЗ.

Непосредственно перед началом операции «Шок и трепет» в конгрессе США собственно военные затраты были оценены в 33 млрд долларов при условии, что война продлится не более одного месяца. Из этой суммы 14 млрд долларов приходилось на переброску войск в зону Персидского залива, в 10 млрд оценивались расходы на ведение военных действий в течение месяца и в 9 млрд долларов определялись затраты на возвращение американских войск в места их постоянной дислокации. Стоимость военных действий в каждый последующий месяц оценивалась в 8 млрд долларов.

После окончания войны летом 2003 года руководитель финансового управления министерства обороны США Д. Захайми обнародовал следующие цифры затрат на войну в Ираке: расходы на переброску войск в зону конфликта, их подготовку к ведению войны и создание необходимых элементов инфраструктуры — 30 млрд долларов, затраты непосредственно на ведение военных действий (20 марта — 1 мая 2003 г.) — 5 млрд долларов. Одновременно было заявлено, что содержание оккупационных войск в Ираке ежемесячно обходится американской казне в 3,9 млрд долларов (по другим данным — до 6 млрд долларов).

На 2004/2005 финансовый год на военные нужды в Ираке, Афганистане и «других местах» администрация президента Дж. Буша запросила у Конгресса сумму в 62,6 млрд долларов, при этом парламентарии увеличили ее до 65,75 млрд долларов. Из них на расходы, связанные с пребыванием американских войск в Ираке, было выделено свыше 51 млрд долларов.

Отдельно следует остановиться на проблеме финансирования расходов, связанных с нахождением в Ираке воинских контингентов стран-союзников США, многие из которых не в состоянии их оплачивать в полном объеме. Более того, они рассчитывают на финансовую помощь со стороны Вашингтона. В то же время американский закон запрещает выплачивать денежное довольствие иностранным военнослужащим. Это вынуждает Пентагон изыскивать другие пути возмещения расходов по пребыванию иностранных войск в Ираке: оплата услуг по их переброске в страну, затрат на обустройство на месте, снабжение и др. Ряд государств рассчитывают также покрыть расходы по пребыванию их войск в Ираке за счет других государств-спонсоров.

По сообщению американской газеты « USA today» (сентябрь 2003 г.), финансовые расходы США в Афганистане и Ираке уже приближаются к затратам на войну во Вьетнаме — 111 млрд долларов, а с поправкой на инфляцию за прошедшие годы — 494 млрд долларов.

По недавним расчетам, проведенным бюджетным комитетом конгресса, в случае, если военная оккупация Ирака продлится четыре года, то это обойдется американской казне в 85 млрд долларов, а если она затянется на срок до 10 лет, то данная сумма возрастет до 200 млрд долларов.

В целом, по различным оценкам, общие расходы США на поддержание безопасности в Ираке и восстановление этой страны могут составить от 300 до 600 млрд долларов.

В заключение раздела особо отметим, что представители как законодательной, так и исполнительной ветвей власти в Вашингтоне, приводя различные цифры расходов, требуемых для продолжения военной оккупации Ирака, не упоминают о том, что эти суммы (причем весьма немалые) могут негативно отразиться на сбалансированности бюджета страны, общей экономической ситуации в США, а также на реализации внутренних программ в социальной и других сферах. В то же время в американском обществе постепенно усиливаются голоса тех, кто выступает против крупных финансовых вложений в Ирак, будущая отдача которых, по их мнению, достаточно проблематична.

Очень сложным для военно-политического руководства США является вопрос о поддержании на должном уровне численности оккупационных войск в Ираке. Большинство экспертов пришло к выводу, что его нынешний уровень в 130 тыс. человек (всего же в зоне Персидского залив, включая Кувейт, находится до 165 тыс. американских военнослужащих) не может поддерживаться далее, чем до марта 2004 года.

Невозможность сохранения численности оккупационных сил на сегодняшнем уровне обусловлена, в первую очередь, ограниченной численностью и боевым составом регулярного компонента сухопутных войск (армии) США.

По состоянию на сентябрь 2003 года в регулярных боевых частях армии США насчитывалось 175 тыс. человек, а 125 тыс. военнослужащих находилось в составе частей боевого обеспечения и обслуживания. Численность боевых частей Национальной гвардии (НГ, организованного резервного компонента) американской армии составляла 180 тыс. человек, а вспомогательных частей — 290 тыс. человек.

В настоящее время в Ираке уже находится до 50 процентов регулярных боевых частей сухопутных войск. И у командования американской армии не имеется возможностей для того, чтобы поддерживать существующую численность оккупационных сил при условии ежегодной ротации частей. К тому же не следует забывать, что помимо Ирака части армии США выполняют задачи, в т. ч. боевые и миротворческие, в других районах мира. Поэтому ротация войск в Ираке не может происходить по принципу «один на один» (см. План ротации).

План командования армии США по ротации войск в Ираке на 2003-2004 гг. (составлен в июле 2003 г.)

Части находящиеся в Ираке

Части планируемые для замены

Планируемое время ротации

3 пд (без бригады) 82 вдд (без бригады) сентябрь 2003 г.
1 эдмп многонациональная

дивизия (основа ВС Польши)

сентябрь октябрь

2003 г.

2 бр. 82 вдд замены нет январь 2004 г.
101 вшд многонациональная дивизия февраль-март 2004 г.
1 бртд 1 кд и бригада НГ февраль-апрель

2004 г.

4 пд 1 пд (без бригады) и бригада НГ март-апрель 2004 г.
2 кп бр. 1-ой кд март-апрель 2004 г.
3 бркп ударная бригада* март-апрель 2004 г.
173 вдбр замены нет апрель 2004 г.

*Ударная бригада прибыла в Ирак в октябре 2003 г. и будет действовать с 3-м бркп до апреля 2004 г.

Примечание: пд — пехотная дивизия, эдмп — экспедиционная дивизия морской пехоты, бр. — бригада, вдд — воздушно-десантная дивизия, вшд — воздушно-штурмовая дивизия, бртд — бронетанковая дивизия, кд — кавалерийская дивизия, кп — кавалерийский полк, бркп — бронекавалерийский (разведывательный) полк, вдбр — воздушно-десантная бригада.

План ротации войск в Ираке составлен на основе опыта миротворческих операций с участием армии США в 1990-е годы.

Проведенный американскими специалистами анализ показывает, что в случае, если не привлечь дополнительные части из состава Национальной гвардии, то сокращение численности оккупационного контингента ВС США становится неизбежным. К середине лета 2004 года она может быть уменьшена до 90 тыс. человек

В настоящее время командование сухопутных войск проводит мобилизацию резервистов частей Национальной гвардии для их последующей переброски в Ирак. В частности, завершается мобилизация двух бригад НГ, которые намечено направить в Ирак сроком на один год. Начата мобилизация личного состава еще одной бригады Национальной гвардии.

Как известно, в составе оккупационных сил США имеются формирования Корпуса морской пехоты (КМП). Однако общая численность личного состава Корпуса также ограничена: 45 тыс. человек в боевых частях и 125 тыс. человек в частях боевого обеспечения и обслуживания. Резервный компонент КМП насчитывает 20 тыс. человек в боевых и 15 тыс. человек во вспомогательных частях.

По оценкам экспертов американского конгресса, в случае, если Соединенным Штатам будет необходимо продолжать оккупацию Ирака в течение длительного времени при сохранении значительной численности находящегося в этой стране военного контингента, то для этого потребуется формирование дополнительных регулярных воинских частей армии, как боевых, так и вспомогательных. В свою очередь, реализация данного мероприятия потребует нескольких лет и дополнительных крупных расходов. Так, например, по расчетам конгрессменов, увеличение численности сухопутных войск на 80 тыс. человек в боевых и 18 тыс. человек во вспомогательных частях обойдется в сумму от 18 до 19,9 млрд долларов.

С целью поддержания высокой численности американских войск в Ираке высказывается даже идея о направлении в эту страну частей ВС США, размещенных в настоящее время в Боснии, Косово и на Синае. По расчетам, это может дополнительно дать 12-13 тыс. человек.

Точные сроки продолжения военной оккупации Ирака никто в США сейчас назвать не может. Оценки политиков и специалистов колеблются от одного года до трех лет. Ряд специалистов называет срок в пять лет. При этом все они сходятся на том, что срок оккупации будет зависеть от развития политической ситуации в стране и готовности формируемых местных силовых структур к полноценному решению задач по поддержанию безопасности и порядка.

Заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц заявил, что Вашингтон не планирует вывода войск до конца 2004 года.

Командующий Центральным командованием ВС США генерал Дж. Абизайд заявил: «Мы не торопимся уходить, поскольку ставится цель обеспечить появление умеренного правительства».

Президент США Дж. Буш в своем выступлении (16. 11. 2003 г.) подчеркнул: «Мы не думаем, что на это (оккупацию — В. Ю.) уйдут многие годы, потому что, прежде всего, мы полагаем, что иракский народ вполне способен управлять своей страной», а в интервью английской радиовещательной компании ВВС он заявил, что, «мы не уйдем оттуда раньше времени».

Отметим, что в последнее время в связи с ростом активности иракского сопротивления и увеличением числа потерь среди личного состава ВС США, а также (что немаловажно) приближением сроков президентских выборов в Америке, в Соединенных Штатах все чаще раздаются голоса о необходимости уменьшения численности войск в Ираке и сокращении сроков оккупации этой страны.

Соединенные Штаты активно стремятся привлечь к участию в оккупации Ирака другие страны. В настоящее время в этом деле участвуют воинские контингенты из 32 государств. Правда, многие из них являются чисто символическими. Ведутся переговоры с руководством еще 14 стран.

Однако здесь имеются свои проблемы и трудности. В частности, американские военные указывают на то, что у части союзников основу оккупационных контингентов составляют призывники с короткими сроками службы, которые к тому же не подготовлены должным образом для выполнения специфических задач в Ираке.

Вооружение, снаряжение, качество и методики обучения личного состава во многих армиях, приславших свои подразделения в Ирак, значительно отличаются от стандартов, принятых в США и НАТО, что создает определенные трудности в организации взаимодействия с ними. Хотя, по оценке американской стороны, эти трудности не являются непреодолимыми.

В условиях сохранения в стране сложной и напряженной внутриполитической ситуации, повышения боевой активности сил сопротивления, что неминуемо ведет к увеличению потерь среди личного состава оккупационных сил, ряд стран воздерживаются от отправки в Ирак своих войск. В частности, это относится к Японии.

Американцы всячески стремятся более широко привлекать к решению задач по поддержанию безопасности и порядка в стране создаваемые местные силовые структуры. Глава Временной коалиционной администрации П. Бремер при этом был вынужден признать, что «когда в стране будут нести службу иракские полицейские и солдаты, мы обретем то, чего у нас пока нет — понимания местности, ландшафта, языка, обычаев, жизни».

На сегодняшний день иракские силовые структуры уже насчитывают около 100 тыс. человек. По словам генерала Абизайда, в начале 2004 года численность местной полиции возрастет с 62 до 71 тыс. человек, пограничной охраны с 4 до 25 тыс., Корпуса гражданской обороны с 13 до 40 тыс. человек. Численность личного состава новой иракской армии будет со временем доведена до 35 тыс. человек. При этом для решения задач по охране конкретных объектов будет привлечено в общей сложности до 50 тыс. сотрудников всех выше перечисленных формирований.

А кто же противостоит сегодня войскам коалиции и иракским силовикам? По американским оценкам — это члены бывшей правящей партии Баас, религиозные экстремисты и немногочисленные, но хорошо подготовленные и организованные иностранные террористы. Общее число боевиков генерал Абизайд оценивает в 5 тыс. человек. По его словам, 95 процентов своих вооруженных акций они совершают в «треугольнике» Багдад.

В заключение подчеркнем, что стремление Вашингтона переложить значительную часть трудностей, связанных с оккупацией и поддержанием безопасности в стране, на союзников и местных силовиков вовсе не означает отказ США от сохранения за собой руководящей роли в Ираке, а это предполагает продолжение присутствия в этой стране на неопределенно долгий срок крупного контингента ВС США.

Более того, Соединенные Штаты намереваются сохранить свое военное присутствие в Ираке на постоянной основе, создав здесь четыре военные базы в Багдаде, Басре, Мосуле и Эн-Насирии. С этой целью в марте 2004 года американцы намереваются подписать с иракскими властями соответствующее соглашение. Причем места расположения будущих баз показывают, что ВС США получат возможность контролировать наиболее важные районы Ирака.