- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Состояние и развитие морских портов Туниса

Более 90 % внешней торговли Республики Тунис обеспечиваются за счет морских перевозок.  В настоящий момент в стране функционируют 9 коммерческих портов: Тунис, Сфакс, Бизерта, Сус, Аштар, Сехира, Габес, Зарзис, Тазерка. Главными являются Тунис и Сфакс. Остальные 7 имеют второстепенное значение. Контейнерными терминалами оборудованы Тунис, Сфакс и Сус. В последние годы увеличение показателей грузового трафика имеется главным образом в Сфаксе и Сусе.

Главный порт страны – Тунис, представляющий из себя комплекс портов Тунис (пассажирский), Ле Гуилетт (пассажирский и торговый) и Радес (грузовой). Последний является наиболее крупным, на него приходится до 80 %  контейнерного трафика страны, 21 % от общего количества грузовых перевозок, 76 % от общего количества перевозок на колесной технике. Создан в 1987 году для обеспечения перевозок Ро-Ро (грузы на колесной технике). Затем было добавлено оборудование для обслуживания контейнерных перевозок и грузов общего назначения, сооружен терминал для приема нефтепродуктов. Состоит из 7 причалов, максимальная длина обслуживаемых судов – 205 м, осадка до 9 м, оснащен 5 мобильными кранами и иным вспомогательным оборудованием. Около 55 % трафика в количественных показателях приходится на контейнерные перевозки (более 300 тыс. TEU в год), 30 % — на перевозки с использованием колесной техники (Ро-Ро), 15 % на углеводороды. До 95 % трафика в количественных показателях приходятся на страны Европы (в том числе страны бассейна Черного моря) и Турцию, остальные 5 % — на страны Африки. На импортные операции приходится 60 % трафика, 40 % — на экспортные. При этом все постреволюционные годы характеризуются меньшими статистическими показателями по сравнению с 2010 и 2011 гг. Организация работы порта оценивается как недостаточно оптимизированная, что обусловлено как объективными (перегрузка мощностей, неудобное расположение), так и субъективными (недостаточно эффективный уровень управления и работы, недостатки в техническом оснащении) факторами.

Сфакс является многоцелевым портом, большая часть трафика приходится на балкерные (в том числе импорт зерновых) перевозки и грузы общего назначения, а также экспорт фосфатов и импорт нефтепродуктов. Порт состоит из 2-х причалов для нефтяных танкеров (по 150 м каждый), 2-х причалов для экспорта фосфатов (по 584 м каждый), и 5-ти многофункциональных причалов. Глубина всех причалов – 10,5 м. Около 70 % трафика приходится на страны Европы (в том числе страны бассейна Черного моря) и Турцию, 18 % — на страны Южной и Северной Америки, 5 % — на страны Африки, 7 % на страны Азии. Объемы контейнерных перевозок по итогам 2015 года – 43 000 TEU, иных грузов – 2 067 тыс. тонн. Несмотря на то, что количественные показатели активности порта значительно уступают порту Радес, в последние годы в Сфаксе отмечается уверенная тенденция к росту по всем показателям.

Основной участник рынка логистических перевозок – STAM (La Société Tunisienne d’Acconage et de Manutention), основанная в 1961 году. На услуги этой компании приходится 69 % морских грузовых перевозок.

В настоящее время в Тунисе отчетливо обозначена потребность в увеличении портовых мощностей для обслуживания грузов различного назначения, что будет становиться более актуальным со временем в связи с демографической ситуацией и иными факторами. С другой стороны, географическое расположение Туниса в центре Южного Средиземноморья вблизи от активных торговых судоходных маршрутов (количество только контейнерных перевозок вблизи Туниса оценивается в 20 – 25 млн TEU в год) обуславливает его преимущество в виде потенциала превратиться в крупный логистический центр.

В связи с этим еще в нулевых годах начались разговоры о строительстве нового крупнейшего порта Энфида (одноименный город в вилаете Сус). Идея предполагает строительство порта в соответствии с самыми современными требованиями, причалов общей протяженностью 5 км и контейнерного терминала мощностью 5 млн TEU в год. При полной загрузке, как утверждается, порт будет способен взять на себя от 15 % до 25 % рынка грузовых морских перевозок Средиземноморья.

Хотя разговоры ведутся многие годы, а в качестве инвестиционного проекта он впервые представлен в 2008 году, никаких решений пока не принято, хотя тунисская пресса в прошлые годы периодически сообщала (правда, без ссылок на конкретные заявления правительства), что строительство должно начаться в ближайшие месяцы. В 2016 году одна из тунисских газет сообщила даже о «скором» проведении соответствующего конкурса, после чего начнется строительство порта, который будет введен в эксплуатацию в октябре 2019 года. Однако подобные утверждения пока представляются далекими от реальности.

Главное препятствие для проекта – это высокая стоимость (в 2014 году она оценивалась в 1,3 млрд евро) при отсутствии инвестора. Сообщается, что порт – это только часть проекта, который предполагает создание индустриального парка и аэропорта здесь общей стоимостью более 3 млрд евро. В последние годы основные надежды возлагались на инвестиции со стороны монархий Аравийского полуострова, однако в связи с проблемами в экономиках этих государств последних лет, возросшими расходами на ведение военных действий вероятность инвестирования в развитие этого порта с их стороны очень маловероятная. Впрочем, никаких серьезных договоренностей не было достигнуто и до падения нефтяных цен в 2014 году.

Конечно, какой-то спрос на услуги Туниса как транзитного пункта в случае реализации идеи Энфида будет. Однако здесь необходимо понимать, что в Средиземном море сейчас функционируют два порта, предназначенных именно для обслуживания входящих судов (под обслуживанием подразумевается перераспределение грузов в рамках конкретных европейских направлений и наоборот, техобслуживание и иные аспекты логистических перевозок) из Африки, стран Северной и Южной Америки и Азии. Речь идет о марокканском Tanger Med, строительство которого идет высокими темпами, и Суэцком контейнерном  терминале в Египте. Тем более, что крупными инвесторами в развитие и функционирование упомянутых логистических хабов являются в том числе европейские и китайские логистические компании. При текущей глобальной экономической ситуации создание такого порта в Тунисе можно оценивать все-таки больше как создание конкурента портам северного Средиземноморья, Египта и Марокко. Для повышения спроса на услуги такого рода в регионе необходим фактор в виде значительного увеличения объемов грузовых перевозок в Европу и из нее, чего пока не предвидится.

Не способствует привлечению инвестиций в этот проект и сложная политическая ситуация в Тунисе, которая влияет на инвестиционную привлекательность страны. Поэтому вероятность реализации идеи по строительству порта Энфида в ближайшие годы не высока.

Стоит также напомнить, что разговоры о превращении страны в крупный логистический центр Средиземноморья велись и в Алжире (правда, надежда возлагалась на китайских инвесторов), но дальше разговоров дело не пошло. Кто действительно показывает успех в реализации своего логистического потенциала, так это Марокко, чему способствует его более выгодное географическое положение и активная политика по привлечению иностранных инвестиций. Вместе с Суэцким контейнерным терминалом и европейскими портами этих мощностей пока достаточно для удовлетворения потребностей логистического рынка Средиземноморья.