- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что ждет Ближний Восток после Brexit

Решение Великобритании покинуть Европейский союз (ЕС) стало серьезным ударом, как для его членов, так и для других внешнеполитических партнеров Лондона. Совершенно очевидно, что такое серьезное решение изменит характер отношений Лондона со многими странами мира.

Не обойдет стороной Brexit и Ближний Восток, где Великобритания исторически играет важную роль и умеет прочные связи. Чего же стоит ожидать странам Ближнего Востока от Туманного Альбиона, «свободного» от ЕС?

  1. Общее влияние

Если характеризовать ситуацию в целом то, как отмечает эксперт Королевского института международных отношений Джейн Киннинмонт, «брексит не окажет серьезного влияния на позицию Великобритании на Ближнем Востоке в целом. [1]  «Любые военные интервенции, — пишет Киннинмонт – как и раньше будут проводиться ad hoc, в сотрудничестве с отдельными сильными акторами (такими, как США или Франция) нежели как слабая и нежизнеспособная военная коалиция европейских государств». [2]

В то же время, «брексит» явно стал шоком для самой Великобритании и ее политической элиты в том числе. Вполне вероятно, что в течение какого-то времени Лондон будет вести гораздо более сдержанную политику на Ближнем Востоке, фокусируясь, скорее, на экономическом аспекте, нежели на политическом и, тем более, военном, так как это требует достаточно серьезных экономических и дипломатических ресурсов, которых у Великобритании на данный момент нет.

  1. Экономика

Самые серьезные изменения, вероятно, следует ожидать в сфере экономического сотрудничества Великобритании со странами Ближнего Востока, в особенности с Саудовской Аравией и странами Персидского залива.

Саудовская Аравия, давний и близкий экономический партнер Соединенного Королевства сможет рассчитывать на более благоприятные условия сотрудничества. Причин для этого несколько. Во-первых, Британия больше не будет связана общеевропейскими рамками – такими, как, например, фиксированные тарифные ставки. Кроме того, может сняться с повестки дня и другой вопрос – вопрос соблюдения (или вернее – несоблюдения)  Саудовской Аравией прав человека. В то время, как ЕС зачастую использует принцип кондициональности (условности) в своих отношениях со странами Африки и Ближнего Востока («мы с вами сотрудничаем, но…»), после выхода Великобритании из Евросоюза, она сможет свести отношения с Эр-Риядом к исключительно экономическому аспекту (впрочем, принимая во внимание позицию британского гражданского общества, ожидать полнейшего отказа Соединенного Королевства от защиты прав человека в пользу экономической выгоды, все же не стоит).

В целом, эксперты сходятся во мнении, что брексит приведет к увеличению объемов торговли и инвестиций между Британией и аравийскими монархиями. [3]  И похоже эти страны с нетерпением ждут этого: так, шейх Исса Касим из Бахрейна назвал брексит «смелым и историческим решением». [4] Один из саудовских бизнесменов также заявил о своей готовности начать вкладывать (читай, скупать) британскую недвижимость, так как, по его мнению, цены на нее и британский импорт в целом снизятся. [5]

Джейн Киннинмонт также отмечает, что Великобритании придется пересматривать торговые договоры со многими  странами Ближнего Востока и Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Израиль), поскольку сейчас их сотрудничество регулируется соглашениями в рамках ассоциации с ЕС. [6]

Не менее позитивно воспринимает брексит и Иран, который после снятия санкций активно ищет экономических партнеров. Он надеется, что после «расставания» Великобритании с Европой он сможет «перетянуть» на себя часть британского импорта и  экспорта, который ранее приходился на Европу.  Не случайно, как только миру стало известно о судьбоносном решении Соединенного Королевства, президент Ирана Хасан Роухани позвонил  новому премьеру Терезе Мэй и обсудил с ней дальнейшее сотрудничество в сферах экономики и безопасности, выразив надежду на то, что оно усилится. [7]

  1. Безопасность и дипломатия

Как отмечалось ранее, Великобритания будет продолжать участвовать в военных операциях на Ближнем Востоке, однако они, скорее всего, будут более «селективными». Это значит, что решение о присоединении к той или иной операции будет приниматься исходя из принципа рациональности (насколько это выгодно, есть ли свободные ресурсы и так далее). Соответственно, количество военных операции в Сирии и Ираке, вероятно, уменьшится, тогда как сейчас Соединенное Королевство является вторым после США самым активным участником коалиции против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).  В то же время, Лондон, вероятно, останется одним из главных участников программ развития, направленных на борьбу с миграционным кризисом, экстремизмом и бедностью в странах Ближнего Востока, поскольку эти проблемы являются ключевыми вопросами безопасности как самой Британии, так и ЕС в целом. [8]

Джейн Кинненмонт также высказывает предположение о том, что Британия будет играть меньшую роль в коллективных усилиях по разрешению палестино-израильского конфликта. «Оставаясь важным экономическим  партнером как Палестины, так и Израиля, Соединенное Королевство, вероятно, сможет оказывать на них определенное влияние, но потеряет возможность повлиять на деятельность ЕС внутри ближневосточного квартета». [9]

Хотя сам брексит и стал весьма серьезным  шагом для Великобритании,  скорее всего он не приведет к кардинальным изменениям в ее ближневосточной политике.  Кроме того,  правительство еще должно довести брексит до конца, что, судя по последним данным,  случится не скоро – Верховный суд Великобритании потребовал от правительства получить разрешение парламента прежде, чем начать процесс выхода из ЕС. С учетом того, что в парламенте высок процент противников брексита, возникает вопрос, произойдет ли он вообще. Таким образом, не стоит ожидать в ближайшее время  «революции» в отношениях между Лондоном и его ближневосточными партнерами.

 

[1] Kinninmontб  J. A Post-Brexit Britain Would Double Down on Middle East Alliances, Chatham House, 13 June 2016, URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/post-brexit-britain-would-double-down-middle-east-alliances#sthash.9fHOnTJM.dpuf [1], дата посещения 09.11.2016.

[2] Ibid.

[3] MacGillivray, I. Here are 4 major unintended effects of Brexit on the Middle East, Business Insider UK, 14 July 2016, URL:  http://uk.businessinsider.com/here-are-4-major-unintended-effects-of-brexit-on-the-middle-east-2016-7 [2], дата посещения 10.11.2016.

[4] Fisk, R. What does the Middle East think of Brexit? A lot more than you’d assume, The Independent, 26 June 2016, URL:  http://www.independent.co.uk/voices/brexit-eu-referendum-middle-east-saudi-housing-what-next-bahrain-a7104041.html [3], дата посещения 10.11.2016.