- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет и процесс ближневосточного урегулирования на современном этапе

Большое влияние на внешнеполитический курс АРЕ оказывает неурегулированность арабо-израильского конфликта. Палестино-израильское направление этого противостояния является основным составляющим конфликта.

За три десятилетия вооруженного противостояния с Израилем, Египту не удалось решить военным путем ни задачу возвращения собственных территорий, ни палестинскую проблему. Тогда руководство АРЕ, возглавляемое президентом Анваром Садатом, решилось на резкую смену внешнеполитического курса и под лозунгом «мир в обмен на землю» пошло на переговоры с Израилем.

Подписание в 1979 г. мирного договора АРЕ с Израилем привело к тому, что Египет за свою сепаратную сделку оказался изолированным от остального арабского мира. После прихода к власти в 1981 г. президент Хосни Мубарак заявил о своей приверженности кемп-дэвидским соглашениям, но вместе с тем взял курс на нормализацию отношений с арабскими странами. Египетское руководство признало Организацию освобождения Палестины /ООП/ единственным законным представителем палестинского народа, а в декабре 1986 г. в египетской столице было открыто представительство ООП.

Лишь в конце 80-х гг. XX в., когда Египет смог вернуться в ряды арабского сообщества и вновь стать одним из ключевых игроков в деле ближневосточного урегулирования, дипломатическая активность Каира, направленная на решение арабо-израильского конфликта политическими методами, проявила себя в полной мере. В основе позиции Египта в отношении палестино-израильского конфликта был созыв мирной конференции на основе резолюций СБ ООН № 242 и № 338, с обязательным участием в переговорах ООП — единственного законного представителя палестинского народа, а также постоянных членов Совета Безопасности. Формулой переговоров должен был стать тезис «мир в обмен на землю».

Начало мирных переговоров, в том числе и при посредничестве Египта, в начале 90-х гг. XX в. и подписание между израильтянами и палестинцами ряда соглашений в 1993-1995 гг. вселяли надежду на скорое урегулирование конфликта. Однако приход к власти в Израиле правых сил в 1996 г. и выбор ими курса на конфронтацию с Палестинской национальной администрацией /ПНА/ поставил под угрозу не только реализацию этих соглашений, но и в целом, будущее ближневосточного урегулирования. Начало 28 сентября 2000 г. Второго палестинского восстания /интифады/ и военных операций Израиля на Западном берегу реки Иордан свидетельствовало о начале нового витка вооруженного противостояния. Египет, как страна, выступающая посредником в палестино-израильских отношениях, выступил с осуждением действий еврейского государства.

Краеугольным камнем внешнеполитического курса Египта в отношении палестино-израильского конфликта является подтверждение того, что в основе проблемы лежит оккупация израильскими войсками палестинских земель, насилие над гражданскими лицами, строительство поселений на оккупированных территориях и многие другие неправомерные акции израильского правительства. Каир выступает за отвод израильских войск к границам 1967 года и осуществление законного права палестинского народа на создание своего государства. По мнению главы МИД Египта Ахмеда Махера, «это — единственный путь разрешения конфликта». Египетские власти заявляют, что «создание независимого палестинского государства — наиболее предпочтительный путь для обеспечения безопасности палестинского и израильского народов» и что «палестинцы никогда не смирятся с присутствием израильских войск на своей территории для охраны еврейских поселений».

Египет активно участвует в мирных инициативах, направленных на урегулирования ближневосточного конфликта. Каир заинтересован в политическом решении данной проблемы, позволяющем надеяться на то, что арабо-израильские отношения перейдут из области конфронтации в область взаимопонимания, мирного сосуществования и в будущем — сотрудничества.

Египет поддержал план ближневосточного урегулирования, предложенный премьер-министром Саудовской Аравии принцем Абдаллой и утвержденный на общеарабском саммите в Бейруте 27-28 марта 2002 г. Суть плана состояла в том, что арабские страны соглашались на нормализацию отношений с Израилем в обмен на возврат всех арабских территорий, оккупированных Израилем в 1967 г. и создание независимого Палестинского государства. Важность плана принца Абдаллы состояла еще и в том, что Израилю давалось понять, что его мирное сосуществование с арабскими странами возможно и вполне реально. Используя официальные и дипломатические каналы, Х. Мубарак и король Иордании Абдалла II призвали Израиль позитивно ответить на арабские предложения об установлении всеобъемлющего и справедливого мира на Ближнем Востоке. Однако кабинет министров Израиля во главе с Ариэлем Шароном отверг этот план. Отказ Израиля принять мирный план принца Абдаллы и тем самым положить конец самому продолжительному конфликту в новейшей истории вызвал негативный отклик на Арабском Востоке. Египетская общественность выступила с критикой израильской политики.

Важно отметить, что против решения израильского правительства выступила не только арабо-мусульманская общественность. Еврейская община Египта резко осудила этот шаг Израиля: «Политика израильского правительства во главе с Ариэлем Шароном привела к тому, что упущен золотой шанс прекратить войны в регионе», потому как «еврейское государство проигнорировало саудовскую мирную инициативу по Ближнему Востоку. «Это миролюбивое предложение продемонстрировало всему миру, что арабские страны, в том числе соседствующие с Израилем, подобно Египту, действительно стремятся к урегулированию конфликта». Член руководства общины Кармен Вайнштейн призвала международное сообщество «защитить гражданское население на оккупированных палестинских территориях».

Пути решения палестино-израильской проблемы власти Египта часто обсуждают с официальными представителями США. Стороны выступают за создание палестинского государства, прекращение насилия в регионе. Однако мнения расходятся в методах осуществления этих целей. То, насколько существенны противоречия Каира и Вашингтона относительно решения палестинской проблемы, показали итоги визита Хосни Мубарака в США в июне 2002 года. Частые вторжения израильской армии на Западный берег реки Иордан и сектор Газа, а также блокаду резиденции Арафата Буш расценил, как «право Израиля защищать себя». Мубарак выразил точку зрения Египта, согласно которой, только при условии мирного существования двух соседних государств — Израиля и Палестины можно гарантировать, что взрывы, осуществляемые палестинскими смертниками, прекратятся. В египетском руководстве уверены, что даже если палестинское руководство сможет провести некоторые реформы, вывод израильских войск необходим для того, чтобы провести на территориях подконтрольных ПНА выборы. Серьезные противоречия связаны с фигурой главы ПНА Ясира Арафата, о необходимости замены которого все чаще говорят официальные лица Израиля и США. В Египте же считают, что только Ясир Арафат способен достичь мира с Израилем, а «намерение иметь дело с другими палестинскими лидерами обернется катастрофой».

Новым шансом для процесса ближневосточного урегулирования стал план «Дорожная карта», разработанный «четверкой» коспонсоров мирного процесса — США, Россией, ООН и ЕС. «Дорожная карта» — это поэтапный план палестино-израильского мирного урегулирования в течение трехлетнего периода, включающий график создания независимого палестинского государства к 2005 году. План разрабатывался с привлечением заинтересованных стран — Египта, Иордании, Саудовской Аравии. Египет неоднократно выражал полную поддержку плана «Дорожная карта», в том числе и в ходе переговоров Хосни Мубарака с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым, во время его ближневосточного турне летом 2003 г.

Египет стремится играть роль одного из ключевых посредников в процессе ближневосточного урегулирования. С одной стороны, это позволяет АРЕ поддерживать свое лидерство среди арабского сообщества, а с другой накладывает большую ответственность за положение дел в зоне палестино-израильского конфликта. Египет заинтересован в скором претворении в жизнь плана «Дорожная карта». АРЕ стоит на позициях «полного и безоговорочного выполнения обеими сторонами всех положений «Дорожной карты». Египет, не являясь непосредственно автором плана, тем не менее, играет роль активного координатора претворения в жизнь его пунктов и всячески старается сблизить позиции израильского правительства и властей ПНА. В лице США правящие силы Египта видят возможный рычаг давления на Израиль в деле палестино-израильского урегулирования. В частности, в Каире полагают, что Вашингтон должен будет оказывать давление на израильское правительство в случае, если оно не будет выполнять условия мирного плана «Дорожная карта».

В рамках реализации плана «Дорожная карта» Египет активизировал посредническую роль в межпалестинском диалоге с целью прекращения огня с Израилем. Каир ставит целью обеспечить выполнение палестинской стороной своих обязательств в рамках «Дорожной карты», предусматривающих прекращения акций со стороны радикальных палестинских группировок, улучшения условий безопасности в регионе и создание условия для возобновления мирного процесса.

24 января 2003 г. в Каире собрались представители основных палестинских группировок, чтобы обсудить возможность временного перемирия с Израилем для того, чтобы найти мирный способ разрешения конфликта. Однако в самый разгар переговоров в ночь с 25 на 26 января 2003 г. Израиль провел массированную операцию в городе Газа. Это была крупнейшая акция такого рода за все время второй палестинской интифады с конца сентября 2000 года. В итоге переговоры были сорваны. Как заявил представитель палестинской группировки «Исламский джихад», «нет никаких причин для прекращения сопротивления, так как израильская агрессия продолжается каждый день».

Египет, тем не менее, продолжил прилагать усилия для установления перемирия с палестинской стороны. В Каире полагают, что в этой ситуации у Израиля останется меньше поля для политического маневра и поводов для ссылок на непрекращающиеся акции террористов-смертников. Для переговоров с палестинскими активистами Египет активно привлекает представителей своих спецслужб. Египетские эмиссары поддерживают контакты с влиятельными радикальными палестинскими группировками — «Исламский джихад» и ХАМАС. Летом 2003 г. Хосни Мубарак направил в регион своего политического советника Усаму Аль-База с целью убедить Арафата в необходимости оказать содействие избранному на пост премьер-министра ПНА Махмуду Аббасу в диалоге с ХАМАС и «Исламским джихадом». Египетская сторона также взяла на себя посредническую миссию для снятия напряженности, которая периодически возникала между Ясиром Арафатом и премьер-министром.

3 июня 2003 г. в Шарм-эш-Шейхе собрались главы ведущих арабских государств, чтобы обсудить с президентом США пути разрешения ближневосточного конфликта. Главным итогом саммита можно назвать то, что его участники полностью поддержали «Дорожную карту», и осудили терроризм во всех его проявлениях. От имени арабских участников встречи Мубарак также высказался за полное прекращение израильской оккупации палестинских земель в соответствии с решениями международного сообщества и призвал все палестинские группировки отказаться от насилия и поддержать созданное правительство Махмуда Аббаса.

В июне 2003 г. Египет и Иордания заявили о том, что не вернут в Израиль своих послов до тех пор, пока тот не продемонстрирует на практике готовности идти по пути мирного процесса. По мнению официального Каира, сейчас Израиль своими действиями показывает, что не хочет мира с палестинцами. Как заявил Ахмед Махер, послы будут возвращены в Тель-Авив только тогда, когда еврейское государство начнет осуществлять одобренный мировым сообществом план мирного урегулирования палестино-израильского конфликта «Дорожная карта». Египет и Иордания отозвали своих послов из Тель-Авива осенью 2000 года в знак протеста против действий израильской армии на территориях Палестинской национальной автономии после начала интифады.

Израиль, несмотря на то, что план «Дорожная карта» был утвержден парламентом страны, продолжает чинить препятствия его осуществлению. Продолжается строительство еврейских поселений. В июле 2003 г. Министерство внутренних дел Израиля выпустило коммюнике по статистике поселенческого движения. Статистика последних лет, отображенная в этом документе, отчетливо демонстрирует рост численности поселенцев на оккупируемых землях: за первую половину 2003 года число поселенцев увеличилось на 5,4 тыс. человек, достигнув рекордной цифры в 231,4 тыс. человек.

В сентябре 2003 г. Египет решительно осудил решение израильского правительства выслать Ясира Арафата за пределы автономии, назвав такой шаг препятствием на пути достижения мира. Х. Мубарак вновь выступил с резкой критикой Израиля и заявил, что только Ясир Арафат является единственным приемлемым палестинским лидером и попытки его смещения приведут к хаосу.

20 ноября 2003 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял внесенную российской делегацией резолюцию, одобряющую план ближневосточного урегулирования «Дорожная карта», что придало ему международно-правовой статус. Но одобрение плана еще не означает его полного претворения в жизнь в самое ближайшее время. Главные препятствия на пути его реализации по-прежнему сохраняются. Это и строительство еврейских поселений на оккупируемых палестинских землях, и возведение израильтянами «разделительной стены» на Западном берегу реки Иордан, и непрекращающиеся акции радикальных палестинских группировок. Кроме того, Израиль заявил, что не считает себя обязанным выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН по плану ближневосточного урегулирования «Дорожная карта». Таким образом, несмотря на принятие «Дорожной карты» в СБ ООН, реалии палестино-израильского противостояния ставят под сомнение его скорую реализацию.

В сложившейся ситуации, с целью сдвинуть минный процесс с мертвой точки, осенью 2003 г. Каир возобновил свою активную посредническую деятельность для урегулирования палестино-израильского конфликта. В регион направились эмиссары, целью поездок которых стало стремление помочь установлению прямого диалога между палестинцами и израильтянами, а также достижению максимального взаимопонимания между палестинскими властями и различными отрядами палестинского национального движения. Подобные визиты представляет собой составную часть усилий Египта, направленных на улучшение условий безопасности в регионе.

В качестве главного эмиссара Египта выступил руководитель разведывательной службы АРЕ Омар Сулейман. Несомненным успехом египетской посреднической миссии стало согласие ведущих палестинских группировок продолжить переговоры для выработки единой формулы диалога с Израилем. В целом, стоить отметить, что Каиру удалось наладить постоянный канал для консультаций между Египтом и ПНА с целью активизации арабских усилий и внутрипалестинского диалога, направленных на прекращение огня, возобновление перемирия и поиска путей выхода из нынешнего кризиса. В начале декабря 2003 г. в Каире начались межпалестинские переговоры о прекращении огня с Израилем. Главная цель переговоров — обсуждение перспектив достижения соглашения о прекращении антиизраильских насильственных акций. Как заявил перед их началом глава ПНА Ясир Арафат, египетскую инициативу о проведении подобных переговоров поддержала «четверка» международных посредников /Россия, США, ООН, ЕС/, Саудовская Аравия, Иордания и другие арабские государства.

Сложность миссии египетских эмиссаров заключается в том, что обе стороны — и палестинцы, и израильтяне в качестве условий для подписания перемирия выдвигают такие пункты, выполнение которых на протяжении многих лет обеими сторонами воспринимается как неприемлемое. Так, накануне межпалестинских переговоров в Каире один из лидеров движения ХАМАС Мухаммед Аль-Хинди заявил, что соглашение о прекращении огня может быть подписано, если Израиль даст твердые гарантии, что прекратит строительство разделительной стены, выведет свои войска из палестинских городов и прекратит расширение поселений. По словам духовного наставника ХАМАС шейха Ахмеда Ясина, с Израилем не может быть диалога, пока он продолжает свои враждебные акции. Как отметил представитель ФАТХ Ахмед аль-Мушхарауи, «прежде чем вести разговор о мире, Израиль должен выполнить ряд условий, среди которых прекращение режима оккупации, снятие блокады с палестинских городов, освобождение арестованных палестинцев».

В целом, палестинские группировки сходятся в том, что прекращение огня возможно лишь в обмен на замораживание работ по строительству разделительной стены на Западном берегу, прекращение поселенческой экспансии и вывод войск с территорий занятых в 2000 году. В свою очередь Израиль требует от палестинцев полного прекращения террористических актов. В данной ситуации перед египетскими посредниками стоит сложная задача — убедить участников палестинского сопротивления, прежде всего, ХАМАС и «Исламского джихада» — две радикальные организации, взявшие на себя ответственность за большинство терактов в ходе нынешней интифады — подписать соглашение о прекращении огня.

Каир весьма заинтересован в скором урегулировании арабо-израильских противоречий и подписании соглашений, которые документально зафиксируют завершение вооруженного противостояния и переход к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству. Это, с одной стороны подтвердит правильность выбранного Египтом курса по отношению к Израилю, с которым он первым из арабских стран подписал мирный договор в 1979 г., а с другой стороны создаст условия для раскрытия потенциала экономических отношений в регионе. В этом случае роль Египта, как ведущей арабской страны и геополитически сильного игрока в региональных отношениях, еще больше возрастет.