- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция официального Ирана на арест Саддама Хусейна

Иран с момента появления на карте мира в начале 20-х годов иракского государства постоянно находился в конфронтации с режимами в Багдаде. Периоды «холодной войны» между государствами сменялись «горячими войнами». Между двумя странами существовало и существует до сих пор много разногласий, в том числе и историческо-традиционных, и этнических, и религиозных, и идеологических.

Особую остроту конфронтация между двумя соседними государствами приобрела к началу 80-х годов, когда в Тегеране после исламской революции к власти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни, а в Ираке полновластным хозяином стал Саддам Хусейн — личный враг иранского лидера. Эскалация напряженности привела к восьмилетней войне между исламским Ираном и саддамовским Ираком.

Поэтому Иран на протяжении почти четверти века был, быть может, единственным и до конца последовательным противником режима Саддама Хусейна.

Естественно, свержение этого ненавистного режима было выгодно Тегерану, если бы не одно «но»: свергали и уничтожали режим американцы — не менее «лютые» враги Тегерана. И здесь совсем не «работала» известная пословица: «Враг моего врага — мой друг».

Правда, если подходить к проблеме врагов с объективной точки зрения, то США (так же как и Израиль) все же являются скорее политико-идеологическими, пропагандистскими, доктринальными противниками Ирана, в отличии от прямого военного противника в лице саддамовского Ирака. Недаром ведь почти 70 % военной мощи ИРИ на протяжении всей ее истории было и остается сконцентрировано в западной части страны, то есть в той или иной степени нацелено на Ирак.

В ходе боевых действий в Ираке, которые вели коалиционные силы во главе с США против режима Саддама Хусейна, Иран объявил о своем «позитивном нейтралитете». Смысл этой позиции заключался в использовании Тегераном сложившейся помимо его воли ситуации для обеспечения своих интересов в регионе: уничтожение саддамовского режима чужими руками при минимизации влияния США в регионе и одновременной максимизации своего влияния на новое руководство постсаддамовского Ирака, естественно, через иракских шиитов.

Понятно, что после официального завершения боевых действий в Ираке, Иран стал активно выступать за вывод иностранных вооруженных сил из Ирака и предоставление возможности иракскому народу под эгидой ООН и при всесторонней помощи международного сообщества самостоятельно решать свою судьбу.

В рамках этой иранской позиции по Ираку и следует рассматривать отношение Тегерана к одному из важнейших в контексте Ирака событий последнего времени — захвату и аресту диктатора Саддама Хусейна.

Можно с уверенностью констатировать, что в целом иранский народ и его руководство положительно оценило арест Саддама Хусейна.

Хотя, безусловно, во мнениях представителей различных государственных и политических структур имелись свои оттенки.

Так, если одна группа иранских политиков, используя факт захвата багдадского диктатора, стремилась нанести пропагандистский удар по «ненавистным Соединенным Штатам», акцентируя внимание общественности на том, что Саддам — это детище США и все его преступления так или иначе порождены «великим сатаной», то другая группа была более сдержана в своей антиамериканской риторике.

Показательно в этом плане отношение духовного лидера Ирана, главы государства и верховного главнокомандующего аятоллы Али Хаменеи, который, одобрив арест Саддама Хусейна, подверг резкой критике политику США и Израиля.

«Большая радость иранского народа по поводу ареста Саддама Хусейна заслуживает одобрения», — заявил Али Хаменеи. В то же время он подчеркнул, что унижение бывшего диктатора является «высокомерным и жестоким проявлением» политики США и Израиля.

Аятолла сказал: «Я слышал слова американского президента, который заявил, что мир станет лучше без Саддама. Но я хочу, чтобы американский президент знал, что мир без Буша и Шарона будет гораздо лучше». Далее он продолжил: «Джордж Буш и Ариэль Шарон разделят судьбу пойманного экс-лидера Ирака Саддама Хусейна».

Иранский лидер назвал полностью верной политику Исламской Республики в отношении жестокого и диктаторского режима Хусейна. Хаменеи напомнил, что Иран с самого начала говорил о враждебности Хусейна, навязавшего Тегерану восьмилетнюю войну (1980-1988 гг).

В то же время именно США в эти годы оказывали помощь Ираку в войне против Ирана, подчеркнул духовный лидер ИРИ.

Продолжая линию своего верховного главнокомандующего, главнокомандующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана генерал Рахим Сафави заявил, что Саддам при поддержке США совершал преступления против народов Ирака, Ирана и Кувейта. Генерал Сафави добавил, что «Саддам, разрушив промышленный потенциал некоторых стран региона, оказал неплохую службу США и сионистам. США, проводя политику господства в регионе, в своих экономических интересах, под лживыми лозунгами установления демократии, мира и стабильности оккупировали Ирак, свергли своего верного слугу и соратника». «И сейчас, после ареста Саддама Хусейна, мы видим, что в Ирак не только не пришли стабильность, безопасность, прогресс и благоустройство, но и все возрастающие потери США в Ираке. Агрессоры должны знать, что нет другого выхода, кроме передачи всей полноты власти в руки иракского народа», — сказал иранский генерал.

Президент Исламской Республики Иран — второе лицо в государстве — Мохаммад Хатами отметил, что поимка и арест Саддама Хусейна стала радостью для иракского народа и всех народов, пострадавших от режима этого диктатора. Он, назвав бывший иракский режим одним из самых кровавых режимов в мире, сказал: «Сегодня этот режим пал, а Саддам арестован, его арест можно считать положительной мерой».

Более того, президент Ирана Мохаммад Хатами поддержал позицию президента США Джорджа Буша, заявившего, что Саддам Хусейн заслуживает смертной казни. Однако иранский президент выразил сомнение в том, что бывшему иракскому диктатору будет вынесен справедливый приговор. Подчеркнув важность гласного и справедливого осуждения Саддама, Мохаммад Хатами сказал: «Сомневаюсь в гласности и справедливости этого процесса. Как мне кажется, Саддам на этом процессе скажет нечто, что не понравиться тем, кто противостоит Саддаму». Хатами уточнил, что в ходе судебного разбирательства Хусейн может дать показания, не устраивающие США. Так, он может, например, назвать страны, поддерживавшие Ирак во время войны с Ираном в 1980-1988гг., а также дать показания о своих связях с Вашингтоном. Президент Ирана также выразил надежду на то, что поимка Саддама станет поводом для прекращения оккупации страны и создания народного правительства Ирака. В частности, Хатами заявил: Ликвидация диктатуры Саддама не должна стать предлогом для продолжения оккупации Ирака.

Что касается предстоящего суда над Саддамом Хусейном, то здесь в позиции Ирана также не все ясно. Так, официальный представитель правительства Ирана Абдоллах Рамазанзаде заявил: «Исламская Республика Иран выступает за организацию суда над бывшим президентом Ирака Саддамом Хусейном, который должен состояться на иракской территории, суд должен быть проведен самим иракским народом».

Однако при этом в послании Верховного суда Исламской Республики Иран на имя генерального секретаря ООН Кофи Анана отмечается: «Общественное мнение Ирана требует осуждения Саддама Хусейна в справедливом суде Исламской Республики Иран». В этом послании, отмечая преступления Саддама против иранского народа во время ирано-иракской войны, говорится: «Было бы справедливо поручить осуждение Саддама тем, кто имеет на это полное право, таким образом, в минимальной степени компенсировать их страдания и потери». Объясняя причины необходимости суда над Хусейном в Иране, в послании говорится: «ни для кого в мире не секрет, ракетные обстрелы мирных городов, пленение женщин и мужчин, захват городов, причиненные страдания семьям погибших и пострадавших. Саддам подвергал средневековым пыткам и мучениям военнопленных в тюрьмах, до сих пор многие семьи не имеют сведение о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей». В послании также отмечается, право судить этого безжалостного диктатора должно быть предоставлено тем, кто страдал от его деяний и преступлений.

В послании дана в целом объективная оценка преступлениям Саддама на иранской территории, но вряд ли американцы согласятся отдать своего пленника в руки иранцев.

Это хорошо понимают в иранском МИДе.

Министр иностранных дел Исламской республики Иран Камаль Харрази подчеркнул, что «процесс над бывшим президентом Ирака должен быть гласным и открытым. Должна быть предоставлена возможность осудить Саддама за те преступления, которые он совершил в отношении народов Ирака, Ирана и Кувейта. Есть много случаев, по которым Саддаму должно быть предъявлено обвинение, это и использование химического оружия против граждан Ирана, значительный ущерб, нанесенный Исламской Республике Иран, убийство наших соотечественников». «ИРИ выдвинет свои обвинения в адрес Саддама Хусейна как военного преступника в любом суде, где бы он ни был организован», — сказал Харрази. Он особо отметил, что Иран готов предоставить свои материалы для судебного процесса над Хусейном. При этом иранский министр иностранных дел подчеркнул, что сам иракский народ должен принять решение о форме предстоящего суда. ИРИ в любом случае будет сотрудничать с иракским народом во время этого процесса.

Выражая мнение иранского МИДа, его официальный представитель Хамид-Реза Асефи выразил удовлетворение арестом бывшего президента Ирака и заявил, что «мы вместе с иракским народом рады этому». Он также добавил: «Несомненно, арест и наказание Саддама вызовет радость у всех иранцев, особенно родных и близких тех, кто погиб или был ранен во время ирано-иракской войны». «Нельзя забыть и простить весь перечень преступлений Саддама, особенно преступления против иракского народа, народа ИРИ и всего региона, в том числе и использование химического оружия. Осуждение Саддама и его приспешников на открытом судебном заседании восстановит попранные права».

Свое мнение об аресте Саддама Хусейна высказала и иранская правозащитница лауреат Нобелевской премии мира за 2003 год Ширин Эбади. Она отметила, что Хусейн должен быть справедливо осужден в международном суде. «Кроме иракского народа от преступлений Саддама пострадали народы Ирана и Кувейта, именно поэтому он должен предстать перед международным судом. Справедливость подразумевает две вещи, первое — это наказание тех, кто нарушает права человека, а второе — возмещение ущерба от допущенных нарушений прав человека, в этой связи народ и правительство Ирана имеет претензии к Саддаму», — подчеркнула госпожа Эбади.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые нюансы в оценках политической значимости ареста Саддама Хусейна, практически все государственные и политические деятели Ирана, а также иранские СМИ, высказавшие свое мнение об этом событии, настаивают на необходимости скорейшего вывода иностранных войск с территории Ирака и передачи власти в руки иракцев.

Наиболее последовательно эту точку зрения отстаивает видный политический деятель Ирана, председатель Совета по определению государственной целесообразности, бывший президент ИРИ аятолла Хашеми Рафсанджани.

Затронув вопрос о сложной политической обстановке в Ираке и о продолжающейся оккупации этой страны, он заявил: «Одним из поводом для продолжения оккупации Ирака были поиски оружия массового уничтожения и арест Саддама Хусейна. Сейчас уже объявлено о том, что названное оружие в Ираке не найдено и бывший багдадский диктатор арестован. Таким образом, больше нет причин для продолжения оккупации Ирака. Дальнейшую судьбу страны должен определять сам иракский народ».

По словам Хашеми Рафсанджани, если оккупанты не преследуют каких-то своих особых целей в Ираке, они должны как можно скорее уйти из Ирака, и при содействии ООН необходимо создать условия для проведения иракским народом свободных выборов и написания новой конституции.

Хашеми Рафсанджани подчеркнул, что интересы народа Ирака — это интересы всего исламского мира. Исламская Республика Иран внимательно наблюдает за тем, что происходит в Ираке, и иранские правительство и народ никогда не отказывали и не откажут многострадальному иракскому народу в гуманитарной помощи.

Иран готов поделиться с соседним Ираком своим опытом во всех областях, представляющих интерес для иракской стороны, в частности в области технологий, технического обеспечения развития нефтяной промышленности.

Таким образом, можно констатировать, что захват и арест американцами Саддама Хусейна положительно воспринят в Иране. Однако при общем удовлетворении наблюдается различные подходы в агитационно-пропагандистском использовании этого события.

Консерваторы стремятся всеми силами, как говорят специалисты по пиару — позиционировать исключительно американскую вину за все злодеяния Саддама, даже сам факт его появления на политической сцене. Это необходимо для принижения роли США в свержении режима Саддама Хусейна и торможения набирающего обороты в последнее время процесса «ограниченной вестернизации» иранского общества. Данная пропагандистская работа нацелена исключительно на внутреннюю аудиторию.

И напротив, либералы пытаются использовать факт ареста Саддама в качестве «живой воды» для реанимации сути уже упоминавшейся пословицы: «Враг моего врага — мой друг».

Однако вся политическая элита ИРИ едина в одном: после ареста Саддама Хусейна иностранные войска должны как можно быстрее покинуть Ирак, власть должна перейти к иракцам.