- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Деятельность четвертой Герцлийской конференци.

“И если вы захотите — это не будет сказкой»
(Теодор Герцль)

18 декабря 2003 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон выступил с речью на четвертой Герцлийской конференции. Несмотря на ее исключительную важность, представляется необходимым в начале обратить особое внимание на характер конференции, в ходе работы которой состоялось выступление Шарона. Свое название эта конференция ведет от местонахождения одного из организаторов этого форума – Междисциплинарного центра, расположенного в Герцлии. Местность, на которой находится этот город, известна с давних времен. Однако новейшая история Герцлии начинается с 1924 года, когда здесь было основано поселение, названное впоследствии в честь Теодора Герцля, человека который одним из первых заявил о необходимости возвращения евреев на землю Израиля. В 1960 году Герцлия получила статус города.

Организаторами проведения ежегодной конференции являются Административный совет конференции и Школа Лаудера при Междисциплинарном центре в Герцлии (МЦГ), о котором хотелось бы сказать отдельно. Междисциплинарный центр в Герцлии является “частным академическим учреждением, построенным по модели элитных университетов США”. Центр не финансируется государством, а существует на спонсорские средства, выделяемые на реализацию тех или иных проектов. МЦГ представляет собой сообщество пяти учебных подразделений, к которым относятся: Школа Лаудера (направления исследований: государственная служба, дипломатия и стратегия), Школа Эрисона (деловое администрирование), Школа Эфи Арзи (компьютеры и технологии) и Международная школа им. Рефаэля Реканати (информатика и информационные технологии, деловое администрирование, государственная служба). В целом в учебных заведениях центра обучается около 3000 студентов.

Школа Лаудера, являющаяся одним из организаторов форума, была создана в 1999 году “для удовлетворения растущих потребностей современного общества в квалифицированном персонале для государственной службы и частных корпораций”. Школу Лаудера возглавляет профессор Авраам (Рами) Фридман. Он является почетным профессором Еврейского университета делового администрирования. В свое время являлся профессором университета Нью-Йорка, университета Миннесоты и университета Чикаго. Руководил Иерусалимским институтом исследований Израиля. Возглавлял Министерство труда и благосостояния. Занимал пост судьи в Национальной суде Израиля по трудовым конфликтам. Является членом многочисленных общественных комитетов. Был председателем Израильского комитета по гуманитарным и социальным наукам.

Помимо этих учебных заведений под эгидой МЦГ работает ряд исследовательских центров: Институт политики и стратегии (IPS), Международный институт контртеррористической политики (ICT), Центр изучения международных проблем (Gloria Centre), Кейсарийский центр изучения финансовых рынков и управления рисками им. Эдмунда Ротшильда, Центр Рича по изучению и исследованию финансовых рынков.

Помимо Школы Лаудера организатором Герцлийской конференции является Административный совет Междисциплинарного центра. В него входят такие видные деятели израильской политической, военной и экономической элиты, как доктор Узи Арад, генерал-майор запаса Ицхак Хофи (бывший замначальника Генштаба, а затем директор Мосада, службы внешней разведки), генерал-майор запаса Меир Амит (в прошлом глава военной разведки, затем директор Мосада), Шабтай Шамит (также бывший директор Мосада), Залман Шоваль (бывший посол Израиля в США), Эли Ландау (бывший мэр Герцлии), профессор Авраам Фридман, профессор Уриэль Райхман, доктор Лиора Меридор.

Деятельности некоторых членов Административного совета заслуживает особого внимания. Профессор Уриэль Райхман — Президент и основатель Междисциплинарного центра Герцлии. Возглавляет движение “Конституция Израиля” и Бюро адвокатов Израиля. Член многочисленных общественных и правительственных организаций, комитетов и комиссий. До образования МЦГ являлся профессором права Тель-авивского университета, деканом факультета права, деканом колледжа “Рамот Мишпат”. Эксперт в области недвижимого имущества и частной собственности.

Доктор Узи Арад, уже упоминавшийся выше, является председателем Административного совета Школы Лаудера Междисциплинарного центра Герцлии. Директор Института политики и стратегии (IPS). До занятия этого поста (в период между 1975 и 1999 годами) д-р Арад являлся сотрудником Мосада, принимая участия в работе этой организации как на территории Израиля, так и за ее пределами. Занимал пост директора Разведывательного отдела. Был советником премьер-министра Беньямина Нетаньягу по вопросам внешней политики. Во время работы в правительстве представлял израильскую сторону на различных международных форумах и возглавлял делегации этой страны на переговорах, касающихся мирного урегулирования и контроля за вооружением. Получил степень доктора философских наук в Принстоне, будучи стипендиатом премии Фулбрайта. Был сотрудником Тель-Авивского университета и его Центра стратегических исследований. Области специализации: международные отношения, безопасность, внешняя разведка, политика. Автор монографии “Разделение глобальных ресурсов”, написанной для нью-йоркского Совета по международным отношениям. Д-ром Арадом написано несколько статей по национальной безопасности, контролю за вооружениями, политике в области энергетики и т.д. Является членом правлений многих некоммерческих организаций и фондов.

Говоря о деятельности Института политики и стратегии, а также Междисциплинарного центра Герцлии в целом, нельзя забывать о том, что она была бы невозможна без активной спонсорской помощи, которая в соответствии с Уставом этого учреждения, является единственным источником финансирования. Для организации получения и распределения спонсорских средств был создан Совет попечителей, который возглавляет посол Залман Шоваль.

Посол Залман Шоваль является председателем Совета попечителей Института политики и стратегии. Родился в 1930 году. После обучения в Тель-Авиве, Шоваль отправился в США для продолжения обучения в аспирантуре. Получил степень бакалавра в области международных отношений в университете Калифорнии в Беркли. Посещал занятия в Институте международных исследований в университете Женевы (Швейцария), по окончании которого получил ученую степень в области политологии и международных отношений. Работал в министерстве иностранных дел (1955-1957), затем занялся банковской деятельностью. В 1970 году был избран в Кнессет, в начале представляя партию Давида Бен-Гуриона, а затем только что образованную партию Ликуд. В 1977 году был в составе израильской делегации на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1980 году представлял Кнессет на ежегодном заседании Европейского парламента в Страсбурге. Будучи в Кнессете, работал в Комитетах по международным отношениям и безопасности и Комитете по экономике. Вновь он был избран в Кнессет от партии Ликуд в 1988 году. Перестал работать в Кнессете после назначения на пост посла Израиля в США. В качестве посла принимал участие в работе Мадридской конференции. Впоследствии принимал участие в переговорах с иорданской и палестинской сторонами. Еще с конца 50-х годов 20 века З.Шоваль принимал активное участие в экономической жизни страны, в основном в банковской сфере, а также в областях финансов и промышленности. В течение нескольких лет являлся председателем Совета Ассоциации израильских банкиров. По окончании первого срока пребывания послом в США, Шоваль возобновил свою деятельность в сфере бизнеса. В 1977 году З.Шоваль вместе с друзьями организовал “Общественный Форум по политическим и социальным вопросам имени Моше Даяна”, внепартийную общественную организацию, а с 1983 он является одним из основателей и членом Совета попечителей “Центра ближневосточных исследований Моше Даяна”. Им было написано большое количество статей по политике, истории и экономике на английском, французском, немецком и иврите. Шоваль является членом Центрального комитета партии Ликуд. До выборов 1996 года Шоваль являлся главой Бюро международных отношений партии. В декабре 1997 года он был единогласно избран президентом фонда “Мир Ликуд”. В настоящее время он ушел в отставку с этого поста. В июле 1998 года Шоваль во второй раз был назначен послом Израиля в США. И, как уже было отмечено выше, продолжает оставаться председателем Совета попечителей (МЦГ).

Также к ведущим спонсорам, оказавшим большую помощь в образовании МЦГ и его дальнейшем становлении, относится посол Рональд С. Лаудер. Рональд С.Лаудер – один из выдающихся бизнесменов и филантропов мира. Он является основателем и президентом Фонда Лаудера, целью деятельности которого является оказание помощи в деле продвижения еврейского образования и сохранения еврейского наследия. Лаудер — активный член многочисленных еврейских и израильских организаций. Бывший председатель Конференции президентов главных американских еврейских организаций, президент Еврейского национального фонда, казначей Мирового еврейского конгресса, председатель Программы сохранения еврейского наследия Мирового фонда памятников старины. В свое время он был послом США в Австрии. В сфере его деловых интересов находятся средства массовой информации и телекоммуникации. Рональд С. Лаудер также является вице-президентом корпорации “Эсте Лаудер”, председателем “Эсте Лаудер Интернэшнл” и председателем “Лаборатории Клиник”. Бакалавр делового администрирования Школы Уартона, университета Пенсильвании. Обучался в университете Парижа, получил Свидетельство об окончании курса международного бизнеса в университете Брюсселя.

Важно отметить, что к числу активных спонсоров, оказывающих поддержку МЦГ, относится также компания “Мерхав”, принадлежащая бывшему заместителю Шабтая Шавита (члена Административного совета Междисциплинарного центра Герцлии), Йосифу Мейману. Эта компания работает во многих государствах мира, в том числе в странах Центральной Азии и на Украине.

Говоря о деятельности сотрудников Междисциплинарного центра в Герцлии, стоит особо отметить, что ее результатами является не только разносторонняя образовательная, но и активная общественно-политическая деятельность. Частным явлением этой общественно-политической деятельности центра является проведение Герцлийской конференции.

Первая Герцлийская конференция под названием “Баланс национальной безопасности” состоялась в декабре 2000 года. Вторая Герцлийская конференция, прошедшая под названием “Израиль в борьбе и на международной арене”, прошла в декабре 2001 года. Третья (декабрь 2002 года), а также четвертая Герцлийская конференция были посвящены вопросам национальной безопасности Израиляю

17 декабря 2003 года в ходе работы четвертой Герцлийской конференции с речью выступил министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом. Он начал с того, что поимка Саддама Хусейна в Ираке, а также все действия, осуществляемые американскими войсками и их союзниками в этой стране, являются примерами выверенной и действенной политики США в ближневосточном регионе. Он указал на то, что руководящими принципами Джорджа Буша являются проявление “силы духа, настойчивости и терпения”. По словам Шалома, несмотря на усиление критики в адрес американской администрации в связи с действиями в Ираке, президент США упорно и терпеливо продолжал осуществлять свою политику в отношении этой страны, что не могло быть не вознаграждено.

Говоря о современном внутриполитическом положении в Израиле, Шалом охарактеризовал ее как “нехватку дыхания”, когда тактические решения “отодвинули в сторону” стратегические, а попытки немедленно разрешить все существующие проблемы заменили собой дальновидность и трезвый расчет. Министр обратил внимание на то, что 2002-2003 годах было выдвинуто не мало инициатив и предложений по разрешению арабо-израильского конфликта. Шалом назвал это явление “странным базаром планов мирного урегулирования”, когда только кажется, что решение уже найдено. Министр иностранных дел Израиля обратил внимание на то, что подобная “мешанина инициатив” противоречит тем принципам, которыми всегда руководствовались израильские правительства и государственные деятели в проведении собственной политики. К числу подобных принципов Шалом отнес:

1. принцип поддержания безопасности и мирного существования;

2. принцип мирного сосуществования с сопредельными государствами (такими, как Египет и Иордания), а также поддержания тесных взаимоотношений с таким союзникам, какими являются США;

3. принцип сохранения обороноспособности вооруженных сил Израиля.

С точки зрения министра, многие мирные инициативы подрывают вышеупомянутые принципы, а также “указывают на недостаток силы духа, отчаяние, отсутствие надежды, терпения и настойчивости”. В результате эти “мирные планы”, с позиции докладчика, играют на руку противникам Израиля, требующим все более крупных уступок, не предлагая по сути ничего взамен. Шалом отметил, что для осуществления плана “Дорожная карта” необходимо, чтобы Палестинская Администрация положила конец череде террористических актов. Предложения о перемирии, по словам Шалома, не являются гарантиями осуществления этого плана и не принимаются всерьез, поскольку в ходе подобных перемирий происходит эскалация деятельности террористических организаций. Вместе с тем, Шалом заявил, что израильская сторона готова к мирному диалогу с палестинской стороной и странами арабского мира.

Шалом сообщил, что накануне совершил зарубежную поездку, в ходе которой встретился с египетским президентом Хосни Мубараком, американским вице-президентом Диком Чейни, госсекретарем Колином Пауэлом, советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, Папой Римским, министрами Палестинской Национальной Администрации. Он отметил, что все вышеуказанные политические и религиозные деятели выразили свое одобрение и поддержку плану урегулирования палестино-израильского конфликта “Дорожная карта”, который был принят израильским правительством, увидевшим в нем возможность достижения желаемого мира и безопасности. Шалом заявил, что он выступает категорически против односторонних шагов со стороны Израиля в реализации этого плана, поскольку это, по его словам, приведет лишь активизации деятельности террористических организаций на его территории и увеличению числа жертв со стороны израильских мирных граждан. Министр иностранных дел Израиля заявил, что главным преимуществом плана “Дорожная карта” является сочетаниемирной инициативы с большим вниманием к обеспечению безопасности. “План “Дорожная карта” является единственным действующим планом, который получил поддержку администрации Джорджа Буша и международного сообщества” – заявил Силван Шалом.

Говоря о взаимоотношениях с США, Шалом обратил особое внимание на тот факт, что Америка оказывает не только политическую и военную поддержку Израилю, но и помощь в экономической сфере. Министр указал на то, что гарантии экономической поддержки, полученные от США правительством Ариэля Шарона, уберегли экономику Израиля от краха. Также Шалом обратил внимание собравшихся на развитие отношений Израиля с Европейским Союзом. В качестве примеров он привел подписание шестого Соглашения в области науки и исследований, включение ХАМАС в число организаций, которых Европейский Союз считает террористическими, и ряд других. Интересно, что Шалом обратил особое внимание характеру взаимоотношений Израиля с Европейским Союзом, заявив, что последнему следует иметь более сбалансированный подход к конфликту между палестинцами и израильтянами. Следует отметить, что в работе четвертой Герцлийской конференции принимал участие министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, представлявший одну из стран Европейского Союза. В своей речи Шалом выразил одобрение тому факту, что организация ХАМАС была включена ЕС в список террористических организаций. Однако отметил, что одного включения недостаточно. Было бы уместно также лишить подобные организации источников финансирования, расположенных на территории Европейского Союза.

Касаясь вопроса строительства заградительной стены, не раз поднимаемого в ходе зарубежных поездок министра, то, по мнению Шалома, с учетом того, что за последние три года на территории Израиля произошло около 19 тыс. террористических нападений, любые меры, предпринимаемые этой страной для обеспечения безопасности своих граждан, включая строительство этой стены, являются оправданными. Министр заявил, что строительство заградительной стены является единственной гарантией продолжения переговорного процесса между Израилем и представителями Палестинской Национальной Администрации.

Также, вопросу строительства заградительной стены и другим важным проблемам посвятил свою речь премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. Он выступил на четвертой Герцлийской конференции 18 декабря 2003 года.

Одной из главных тем его речи было рассмотрение проблемы реализации плана “Дорожная карта”. Шарон отметил, что план “Дорожная карта” был принят Израилем в качестве единственного сбалансированного плана политического урегулирования палестино-израильского конфликта. Премьер-министр обратил особое внимание собравшихся на тот факт, что этот план был одобрен не только палестинской и израильской сторонами, но и большинством стран международного сообщества. Он также, как и министр иностранных дел Cилван Шалом, заявил, что вопрос сохранения безопасности является наиболее важным, и что израильское правительство не пойдет на компромисс при осуществлении плана “Дорожная карта”.

Шарон обратил внимание собравшихся, что Израиль уже приступил к реализации плана “Дорожная карта” в Акабе, однако, деятельность некоторых палестинских организаций, осуществивших ряд террористических актов, мешает дальнейшей деятельности в рамках этого плана мирного урегулирования. Всю ответственность за продолжение деятельности палестинских террористических организаций на территории Израиля Шарон возложил на палестинского лидера Ясира Арафата.

Премьер-министра Израиля отметил, что правительство этой страны готово предпринять ряд мер по улучшению качества жизни палестинского населения, не вовлеченного в деятельность террористических организаций: отменить комендантские часы; уменьшить число блокпостов; предоставить палестинскому населению свободу передвижения, включая свободу перемещения рабочей силы и товаров; увеличить время оформления документов при пересечении международных границ; предоставить возможность палестинским коммерсантам, действующим в соответствии с нормами экономических и торговых отношений, беспрепятственно заключать сделки с их израильскими коллегами и т.п.

Израильский премьер-министр заявил, что правительство выполнит все свои обязательства в отношении строительства поселений: их возведение не будет производиться вне оговоренных территорий; не будет осуществляться конфискация земель под строительство этих поселений; не будут задействованы экономические стимулы для постройки новых поселений.

В своей речи Шарон обратился непосредственно к палестинской стороне: “…Мы не желаем управлять вами. Мы хотели бы, чтобы вы управляли своей собственной страной – демократическим государством, граничащим с Иудеей и Самарией, экономически жизнеспособным и поддерживающим нормальные отношения с Израилем. Разомкните нескончаемую цепь террора и позвольте нам вместе остановить кровопролитие…”

Ариэль Шарон заявил, что Израиль ускорит строительство заградительной стены, которое приведет к уничтожению контрольно-пропускных пунктов и улучшению жизни мирного палестинского населения, не вовлеченного в террористическую деятельность. В “Плане разъединения” при координации усилий с Иорданией и Египтом предусмотрено более свободное перемещение людей и товаров через международные границы при соблюдении необходимых мер безопасности, что, в свою очередь, может способствовать улучшению качества жизни мирных жителей Палестины. Шарон подчеркнул, что “План разъединения” является не политическим шагом, а мерой для поддержания безопасности, не имеющей целью помешать реализации плана “Дорожная карта”.

Шарон указал, что палестинская сторона не спешит осуществлять свои обязательства в соответствии с планом “Дорожная карта”, что, в свою очередь, вынуждает Израиль начать процесс отделения от палестинцев, который выражен в “Плане разъединения”, подготовленном руководством этой страны. Причиной создания этого плана Шарон назвал неспособность руководства Палестинской Национальной Администрации и, в частности, премьера-министра Ахмеда Куреи обуздать деятельность террористических группировок и их отказ участвовать в дальнейших переговорах на условиях Израиля. Главными целями этого плана, по словам Шарона, являются в максимальной степени уменьшение количества террористических актов и предоставление израильским гражданам гарантий безопасности, а также улучшение качества жизни и ситуации в экономике Израиля. В качестве координаторов односторонних шагов со стороны Израиля в процессе осуществления “Плана разъединения” были выбраны США. Осуществление “Плана разъединения” подразумевает под собой передислокацию сил по новым линиям безопасности, отличным от существовавших в предыдущих планах мирного урегулирования, и изменения в размещении поселений. Это позволит сократить число израильтян, находящихся среди палестинского населения. Безопасность израильских граждан будет обеспечена за счет строительства заградительной стены, развертывания вдоль нее сил безопасности и рядом других мер. По мнению Шарона, “План разъединения” уменьшит трения между израильской стороной и палестинцами. Изменение расположения поселений, по словам Шарона, будет сделано с целью обеспечения наибольшей безопасности. Это позволит Израилю усилить контроль над территориями, которые являются, по словам Шарона, неотъемлемой частью Израиля. Назвать конкретные названия этих территорий премьер-министр Израиля отказался.

Отсутствие конкретных ответов по ряду вопросов в речи Шарона вынудило впоследствии по-разному трактовать некоторые его постулаты. В частности, через несколько дней после окончания Герцлийской конференции министр юстиции Израиля Т.Лапид заявил, что у палестинцев есть три месяца на изменение собственной позиции в отношении урегулирования палестино-израильского конфликта до тех пор, пока главные аспекты, отраженные в речи Шарона, не будут реализованы в полной мере. Также, вице-премьер израильского правительства Эхуд Ольмерт указал на то, что, по-видимому, десятки тысяч поселенцев будут вынуждены переселиться в другие места жительства. На это мгновенно среагировали ультраправые члены правительства. декларативно заявив, что, если, хотя бы одно поселение будет перенесено, то они выйдут из состава правительства.

Говоря о заявленном Шароном в ходе работы Герцлийской конференции “Плане разъединения”, то его реализация была начата задолго до его фактического объявления, 18 декабря 2003 года. На момент его представления приблизительно 56 км северной части заградительной стены уже построено, и израильский кабинет министров одобрил строительство 142-километровой южной части стены. Эти две части заградительной стены создадут небольшие анклавы, в которых будут вынуждены находиться приблизительно 274 тыс. палестинцев. Для приблизительно 400 тыс. палестинцев доступ к их сельскохозяйственным угодьям, рабочим местам, учебным и медицинским заведениям будет крайне затруднен. Строительство последней части заградительной стены является предметом активных дискуссий в израильском обществе. Благодаря этому участку стены практически половина Западного берега реки Иордан может быть аннексирована Израилем.

До прихода к власти Ариэля Шарона количество поселений исчислялось 145, а проживающих в них жителей – приблизительно 400 тыс., включая еврейское население самого Восточного Иерусалима и в его окрестностях. По данным Мустафы Баргути, за период с 2002 по 2003 годы на оккупированных территориях было построено 56 новых поселений. Некоторые поселения представляли собой своеобразные “аванпосты” на границах сопредельных с палестинскими территориями. Восемь подобных поселений должны были быть ликвидированы израильской стороной в соответствии с обязательствами, принятыми ею весной 2003 года в рамках реализации “Дорожной карты”. Тем не менее, пять подобных поселений были восстановлены на прежних местах. Администрация Буша в знак своеобразного протеста против продолжения строительства и восстановления поселений предоставила лишь 10 млрд. 700 млн. долл. в качестве кредита Израилю в 2003 году вместо обещанных 11 млрд. Сумма в 300 млн. долл., которая была вычтена из кредита, приблизительно соответствует средствам, затраченным Израилем на строительство этих поселений.

Одним из последних проектов, касающихся поселений, является строительство поселения Ноф Захаф, которое должно расположиться практически в центре палестинской деревни Джабал Мукаббир, находящейся возле Иерусалима. Конечной целью этого проекта является создание “кольца” из еврейских поселений вокруг Восточного Иерусалима. Попытки практической реализации этого проекта вызвали демонстрации протеста, которые состоялись 20-28 декабря 2003 года, и в которых приняли участие как палестинцы, так и израильтяне. Они требовали от израильского правительства строго придерживаться плана “Дорожная карта”, о котором так много говорил Ариэль Шарон в ходе своего выступления на Герцлийской конференции.

На конец декабря 2003 года на территории Западного берега реки Иордан было расположено 757 контрольно-пропускных пунктов. Как уже было сказано выше, Шарон заявил, что израильское правительство готово предоставить все условия для облегчения перемещения товаров и людской силы через международные границы с Иорданией и Египтом. Однако рабочим с территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа по-прежнему не имеют возможности свободного прохода. В ноябре 2003 года министр обороны Шауль Мофаз в ходе своего визита в США представил план создания новых рабочих мест для палестинцев путем образования предприятий и “индустриальных парков” на территории израильских поселений, которые создали бы практически новую границу по сравнению со всемирно признанными международными границами между Израилем и палестинскими территориями. Предложение Мофаза “поставило” вопрос решения проблемы безработицы на территории палестинских территорий в прямую зависимость от признания правомочности существования некоторых израильских поселений на занятых территориях, а также фактическую аннексию Израилем части Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

Террористический акт, совершенный членом организации Народный Фронт Освобождения Палестины, Саидом Ханани 25 декабря 2003 года, привел к многочисленным жертвам со стороны мирного населения Израиля. После этого последовали “рейды возмездия” израильской армии на Наблус, которые уже в свою очередь привели к гибели палестинцев. Эти события, а также обнаружение подземных тоннелей, по которым, по подозрению израильских спецслужб, производилась транспортировка оружия из Египта в сектор Газа, убийство израильтянами одного из лидеров организации Исламский джихад, Муклида Хамида, привели к тому, что переговоры между Израилем и представителями Палестинской Администрации были приостановлены. Это означает, что можно ожидать нового витка напряженности и террористических актов, поскольку неразрешенность многих социальных и экономических проблем на палестинских территориях толкают молодых палестинцев к участию в деятельности организаций подобных ХАМАС и Исламскому джихаду. Как точно отметил израильский журналист Гидеон Леви, говоря о подобной ситуации: “Нет смысла вставать утром только для того, чтобы вновь столкнуться с безработицей и оскорблениями”. Приходится отметить, что меры по облегчению жизни мирного населения Палестины, о которых говорилось в речи Шарона в Герцлии, вряд ли будут осуществлены в ближайшее время.

Говоря о речи Шарона на Герцлийской конференции в 2003 году, следует отметить, что ее содержание предсказывалось многими аналитиками и СМИ задолго до ее произнесения. Уже после того, как мы знаем о характере этого выступления на Герцлийской конференции, можно задать справедливый вопрос: почему же Шарон пошел на него, если негативная реакция со стороны США, Палестинской Национальной Администрации и мирового сообщества была вполне предсказуема? Большинство аналитиков указывает на несколько возможных причин. Первая из них состоит в том, что Шарон и не стремится к достижению мирного урегулирования конфликта с палестинцами. В течение долгого времени он выступал за одностороннее урегулирование конфликта на условиях израильской стороны. Он всегда выступал за то, чтобы только 42-50% территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа могли быть названы палестинцами собственным государством. Все это естественно не может быть одобрено палестинской стороной.

Вторая причина состоит в том, что Шарон остро нуждался в повышении собственного рейтинга. В течение нескольких недель перед Герцлийской конференцией рейтинг Шарона и его правительства стал стремительно снижаться в связи с обвинениями в коррупции, критикой в адрес политики в отношении второй интифады и т.п. С критикой деятельности правительства Шарона выступали представители сил безопасности Израиля, деятели культуры, образования и т.д. Произнося подобную речь перед представительной аудиторией Герцлийской конференции, Шарон не мог не рассчитывать на ее поддержку своей политики, а, в свою очередь, на повышение собственного рейтинга.

Третья возможная причина состоит в том, что план мирного урегулирования, ранее подписанный Раббо и Бейлиным в Женеве, допускал возможность достижения соглашения между израильтянами и палестинцами, и, в свою очередь, наносил удар по одному из главных тезисов Шарона, состоящий в том, что в Палестине “не с кем вести переговоры”. Как часто говорил Давид Бен-Гурион: “дело не в том, что говорят неевреи, а что евреи делают”. Шарон нуждался в представлении собственного плана урегулирования, основанного на сохранении (полном или частичном) еврейских поселений на оккупированных территориях и аннексии палестинских территорий при декларативной готовности пойти на уступки мирному палестинскому населению.

Также некоторые наблюдатели высказывают предположения, что заявление Шарона продиктовано его расчетами на досрочные выборы в 2004 году. Существующее в настоящее время коалиционное правительство может остаться у власти до начала 2007 года. Однако некоторые представители партии Ликуд, по крайней мере, связанные с бывшим премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и бывшим министром обороны Беньямином Бен Элизером, могли бы присоединиться к новому кабинету министров, возглавляемому Ариэлем Шароном, и способному реализовать “План разъединения” в полной мере. Важно отметить, что идея “разъединения” или “разделения” израильтян и палестинцев была предложена партией Ликуд еще в 80-е годы 20 века, однако, тогда США, выбранные сейчас в качестве координаторов ее реализации, расценили это предложение как попытку осуществить сегрегацию.

В заключение важно отметить, что выступления министра иностранных дел Израиля Силвана Шалома и, в особенности, премьер-министра Ариэля Шарона, а также существование и деятельность Междисциплинарного центра Герцлии и Герцлийской конференции с самого начала были предметом пристального внимания ведущих израильских и мировых СМИ, а также наблюдателей и аналитиков из различных стран мира. Четвертая Герцлийская конференция не стала исключением. Сообщения о повестке дня этой конференции и участвующих в ее работе официальных лицах появились на передних полосах печатных изданий и в разделах первоочередных новостей электронных СМИ, что является своеобразным признанием высокого статуса Междисциплинарного центра и конференции Герцлии.