- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистанские СМИ о будущей политике администрации президента Д.Трампа по отношению к ядерной программе Исламабада

После избрания Дональда Трампа президентом США в пакистанских СМИ появились оживленные  комментарии пакистанских аналитиков о возможной будущей позиции новой администрации по отношению к пакистанской ядерной и  ракетной программам. При этом в этих комментариях подчеркивается, что в ответ на призывы уходящей администрации президента Б.Обамы к Исламабаду ограничить его ядерное и ракетное наращивание Пакистан отреагировал «резко негативно», что, по мнению пакистанских аналитиков, привело «к краху политики давления Вашингтона на Исламабад в вопросе его ядерной программы».

В этой связи, как отмечают пакистанские СМИ, в ходе своей предвыборной кампании, Дональд Трамп несколько раз упоминал «в отрицательном контексте»  ядерную программу Исламабада. Один раз он заявил, что  выступает за то, чтобы войска США остались в Афганистане для того, чтобы «гарантировать, что ядерные активы Пакистана не попадут в руки исламистских экстремистов». Так, в своем интервью американской газете The New York Times в апреле с.г. Д.Трамп назвал Пакистан «жизненно важной проблемой» для США, поскольку «у них есть некая вещь, которая называется ядерным оружием», добавив при этом, что «они (Пакистан) должны лучше контролировать ситуацию». Д.Трамп также намекнул на то, что в случае его избрания президентом США, он будет пытаться получить поддержку Индии и других стран для того, чтобы «решить проблему ядерного оружия Пакистана».

  Как далее отмечают пакистанские аналитики, то, что  сказал Дональд Трамп о пакистанской ядерной и ракетной программах, « уже составляло суть политики  администрации США при президенте Обаме», которая «оказывала нажим на Пакистан» с целью ограничения его ядерной и ракетной программ. Эти аналитики также считают, что после прихода избранного президента Д.Трампа в Белый дом, «это давление США на Пакистан только усилится».

По словам неких «источников», на которые ссылаются пакистанские аналитики,  во время официального визита премьер-министра Наваза Шарифа в США в прошлом году, президент Барак Обама «обратился к пакистанскому премьер-министру с призывом ограничить стратегическую оборонную программу страны»,  и Навазу Шарифу «было сказано», что в случае, если Пакистан проявит готовность к сотрудничеству, и пойдет на такое ограничение, «Вашингтон положительно рассмотрел бы вопрос о признании Исламабада в качестве «государства, обладающего ядерным оружием»  (ЯОГ). Но это является «неприемлемым» для Пакистана, — отмечают эти аналитики.

В своих комментариях в СМИ пакистанские аналитики отмечают далее, что в то время, как США и Индия сближаются на «ядерном фронте», в Пакистане нарастают опасения по поводу перспективы вступления Нью-Дели в Группу ядерных поставщиков (ГЯП) «за счет Исламабада». Пакистан утверждает, что членство только одного из двух неформальных ядерных государств ( Индии и Пакистана) дестабилизирует регион Южной Азии, подстегивая гонку ядерных вооружений на субконтиненте, что в итоге приведет к дальнейшему росту напряженности  в отношениях между Нью-Дели и Исламабадом.

В этом плане, как считают международные эксперты по Пакистану[1] [1], постоянные утверждения Дональда Трампа о стремлении получить поддержку Индии для противодействия ядерной программе Пакистана, могут привести к тому, что «Вашингтон будет способствовать вступлению Нью-Дели в ГЯП».  «Это будет представлять собой «сдерживание» политики использования Пакистаном джихадистских исламистских группировок в качестве «внешнеполитических акторов» ( имеются в виду международные террористические группировки, базирующиеся на территории Пакистана, которые, как широко полагают эксперты, участвуют в террористической деятельности против Индии – авт.). По словам этих экспертов, «Дональд Трамп, в отличие от президента Обамы, не будет «ходить вокруг да около», говоря Исламабаду о том, что открытое сотрудничество между отдельными группами пакистанской армии и пакистанской Межведомственной разведки (ISI) c  террористическими группировками в стране, обладающей ядерным оружием, сделали бы Пакистан второй, наиболее опасной для США страной в мире».

На наш взгляд, эти комментарии пакистанских аналитиков содержат в себе одновременно опасения по поводу будущего, более жесткого курса администрации президента Д.Трампа в отношении ядерной программы Исламабада и завуалированный призыв к нему не идти по пути президента Б.Обамы в этом вопросе. На самом деле, пакистанскому премьеру Навазу Шарифу есть чего опасаться в вопросе о продолжающемся наращивании ядерного и ракетного потенциалов его страны – администрация Д.Трампа действительно может  выбрать более жесткий подход к Пакистану и усилить на него нажим с целью заставить Исламабад пойти на ограничение роста своего ядерного и ракетного потенциалов. Однако, надо также принимать во внимание, что  жесткая риторика Дональда Трампа в отношении ядерной программы Пакистана, отмеченная нами выше, была высказана им в ходе его предвыборной компании. Не исключено, что, будучи уже избранным президентом США, он  может занять другую, более сдержанную позицию  в отношении ядерной программы Исламабада, будучи прагматиком  и понимая важность Пакистана для выхода из «афганского тупика». Но в любом случае, на наш взгляд, президент Д.Трамп будет решительно указывать Исламабаду на неприемлемость для Вашингтона продолжающейся гонки ядерных вооружений в Южной Азии. И, конечно, весьма маловероятно, что администрация Д.Трампа признает Пакистан официальной ядерной державой, тем более, отдельно от Индии; скорее всего, Вашингтон будет упорно подталкивать Индию и Пакистан с целью  побудить этих двух традиционных антагонистов в регионе Южная Азия работать над ограничением количественного роста их соответствующих ядерных и ракетных потенциалов и укреплением мер доверия между ними в ядерной и ракетной областях.

С другой стороны, Исламабад надеется, что на то, что администрация президента Д.Трампа все же не станет «наказывать» Исламабад за его ядерное и ракетное наращивание. Что же касается вопроса  о том, будет ли США при новом президенте способствовать вступлению Индии в ГЯП, то, по все видимости, Индия, заручившись поддержкой Вашингтона, сможет вступить в этот престижный клуб стран – экспортеров ядерного оборудования и технологии, как только будут сняты возражения КНР. Что же касается Пакистана, то весьма маловероятно, что администрация президента Д.Трампа окажет поддержку Исламабаду в его желании вступить в ГЯП одновременно с Индией, учитывая «плохой» послужной список Исламабада в области ядерного распространения.  Какой будет будущая политика администрации президента Б.Обамы по отношению к ядерной программе Исламабада,  станет ясно уже в ближайшие месяцы.

При написании данной статьи автор использовал  материал ведущей англоязычной пакистанской газеты The News:  Ansar Abbasi, Trump may mount pressure to limit Pak nuclear programme.  The News, November 10, 2016. https://www.thenews.com.pk/print/163777-Trump-may-mount-pressure-to-limit-Pak-nuclear-programme [2], а также материалы агентства The Reuters от 09.11. 2016: Pakistanis worry that President Trump may favour rival India. http://in.reuters.com/article/usa-election-pakistan-idINKBN1342UL [3]