Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 7

В Части 1 рассказано о заседании специального экспертного комитета Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), который подготовил технические рекомендации для принятия последующего решения о введении персональных квот для большей части государств картеля; приведена позиция Ирана относительно реализации алжирских договоренностей картеля; ретроспективно охарактеризовано участие Индонезии в ОПЕК.

В Части 2 приведены заявления профильных министров Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов, Индонезии, сделанные ими накануне официального заседания картеля, а также нефтяная статистика Ирака, Саудовской Аравии, России.

В Части 3 содержатся заявления председателя конференции (министерской встречи) ОПЕК, министра энергетики и промышленности Катара М.Сады, министра нефти Венесуэлы Э.Пино относительно перспектив нефтяного рынка; приведена позиция компании «Роснефть» по поводу возможного сокращения производства «черного золота»; названы персональные добычные квоты, которые были приняты картелем 30 ноября с.г.

В Части 4 приведены оценки должностных лиц и зарубежных аналитиков по поводу влияния соглашения ОПЕК на нефтяной рынок.

В Части 5 автор высказал свое мнение по поводу результатов венского заседания картеля, не согласившись с теми позитивными оценками итогов мероприятия, которые высказали многие иностранные аналитики и чиновники, а также привел информацию двух ведущих информационных агентств (Reuters, Bloomberg) о том, что без активного политического участия российской стороны, прежде всего президента В.В.Путина, достижение соглашения ОПЕК о сокращении производства «черного золота» не стало бы возможным.

В Части 6 приведены экспертные оценки зарубежных аналитиков относительно перспектив американской сланцевой индустрии после достижения договоренностей внутри ОПЕК о сокращении нефтедобычи; обозначена позиция Азербайджана по поводу сокращения производства «черного золота».

Как заявил руководитель дирекции «Аналитического центра ТЭК» ФГБУ «Российское энергетическое агентство» и Министерства энергетики России П.Ю.Сорокин, участие России в соглашении о сокращении добычи между странами ОПЕК и государствами, не входящими в картель, невозможно переоценить, ибо Россия выступила в роли консолидатора – была проведена колоссальная работа по выработке переговорной позиции, которая не только открывала максимальный потенциал для России по участию в сделке, но и способствовала сближению позиций внутри ОПЕК на всем пути к достижению этого исторического соглашения  до самого последнего момента[i].

По мнению аналитика, в развитии отношений России с ОПЕК и, в частности с Саудовской Аравией, в 2016 году произошел исторический прорыв: «Между Россией и Саудовской Аравией было заключено соглашение, предполагающее взаимодействие на нефтяных рынках, а также технологическую кооперацию. Таким образом, создается большой задел на будущее – объединение усилий и, в какой-то степени, объединение рыночных ниш позволит заметно укрепить позиции наших стран на рынке».

Основными факторами риска при реализации достигнутого соглашения по сокращению добычи нефти П.Ю.Сорокин назвал «дисциплину» его участников, а также возможное увеличение добычи производителями сланцевой нефти.

«Тем не менее, многие страны-участницы соглашения сейчас находятся на историческом пике добычи, а поддержание такого уровня связано с определенными затратами, поэтому выигрыш в цене существеннее небольшого снижения добычи. Что касается сланцевых производителей, то этот фактор будет с нами еще долгое время. Прирост эффективности добычи сланцевой нефти составляет около 12–15% в год. Снижение точки безубыточности – непрерывный процесс, но ориентироваться только на него и не предпринимать никаких шагов для стабилизации ситуации на рынке, на мой взгляд, было бы неверно»[ii], – пояснил аналитик.

Министерство энергетики России ожидает участия в планируемом сокращении добычи нефти в рамках соглашения с ОПЕК всех крупнейших российских компаний отрасли. Для этого ведомство будет прорабатывать с предприятиями этот вопрос и при необходимости проведет отдельное совещание.

«Я думаю, что все наши компании будут участвовать в этом, это добровольная вещь, безусловно, но тем не менее у нас крупнейшие наши компании и другие компании. Есть принципиальное понимание, а детали будем еще с нашими компаниями обсуждать. Но в целом есть понимание, что это должно быть для всех с одинаковым процентом»[iii], – пояснил министр энергетик России А.В.Новак.

Вероятнее всего, планируемое в рамках договоренностей с ОПЕК сокращение добычи нефти в России возьмут на себя в равных долях все российские компании.

Отвечая на вопрос, с какого уровня будет отсчитываться понижение добычи, А.В.Новак подчеркнул: «С тех цифр, которые мы имеем сегодня по добыче – ноябрь, декабрь. У нас примерно сейчас стабильная добыча (11,2 млн баррелей в сутки –  Э.К.[iv].

Стоит отметить, что Россия, как и участники ОПЕК, ведет переговоры и консультации с не входящими в картель нефтедобывающими странами о возможном сокращении ими добычи нефти.

«Представители ОПЕК, которые тоже участвуют в этой работе с консультациями со странами не-ОПЕК, называли те страны, с которыми идут консультации. И мы тоже ведем соответствующие переговоры, консультации. Мы считаем, что действительно есть страны, которые могут поучаствовать в этой сделке. Это и Азербайджан, и Казахстан, и Мексика, Оман, Бахрейн и другие. Сейчас идет работа в этом направлении»[v], – проинформировал А.В.Новак.

Глава ведомства особо отметил, что Россия заинтересована в участии в комитете по контролю за добычей нефти в рамках договоренностей ОПЕК о сокращении добычи: «Я думаю, что мы будем участвовать. Нам это было предложено, и мы не будем отказываться, поскольку, я считаю, это важный момент – мониторинг исполнения договоренностей»[vi].

Каково же отношение российских нефтедобывающих компаний к будущему сокращению производства сырья?

Весьма любопытную точку зрения высказал вице-президент по стратегическому планированию «Лукойла» Л.А.Федун.

«Начиная с 2014 года всегда говорил, что решение ОПЕК сдерживать производство высокозатратных, в первую очередь сланцевых, проектов абсолютно правильно. Я, пожалуй, даже скажу, что был первым, кто об этом сказал. Всегда считал, что ОПЕК выступает той структурой, которая регулирует рынок нефти и делает это эффективно. Картель все-таки обладает практически 50% международной торговлей нефтью. То есть это фактически олигополия.

То, что Россия присоединилась к договоренностям ОПЕК, – это очень важно. Важно и то, что наш президент Владимир Владимирович Путин лично в этом деле участвовал и включился, зная, что при его непосредственном участии это соглашение становится глобальным. Понятно, что главный бенефициар повышения цены на нефть – это Россия, потому что при 60 долларах за баррель сбалансирован сегодняшний бюджет, а значит, Фонд национального благосостояния не расходуется, Резервный фонд не расходуется, и, более того, есть возможность для Минфина наращивать его (курсив мой – Э.К.). Конечно, если удастся сохранить нынешний курс рубля к доллару. Поэтому решение чрезвычайно важно, я просто счастлив, что оно произошло.

Они (члены картеля –Э.К.) не пересматривали квоты по той простой причине, что нужно было завершить процесс стабилизации рынка. Если посмотреть прогнозы, которые были, и тот результат, который есть: 12,5 млн баррелей сланцевой нефти ушло с рынка, практически 1 млн баррелей в канадских песках ушел и не допущен к проекту пока и примерно еще на 2 млн баррелей остановлено проектов глубоководной добычи. Если бы ОПЕК в 2014 году снизила квоты, они бы выплеснулись на рынок в ближайшие три года, и тогда становление рынка было бы более тяжелым многолетним процессом. Такая ситуация уже была, восстановление с 1987 года заняло фактически десять лет, по 1998 год. А так за три года всего практически добились.

Но есть риски, надо помнить. Первые риски в том, что нефть является биржевым товаром, который чувствителен к стоимости доллара, следовательно, он чувствителен к монетарной политике властей США, в первую очередь Федеральной резервной системы (ФРС). Если ФРС повысит ставку не только в декабре, но, и, условно говоря, в марте и еще объявит, что и в апреле будет повышать, то может начаться дисбаланс на американском финансовом рынке – пузырь, который у них сегодня надут, может лопнуть. Такую ситуацию мы уже наблюдали в 2008 году. Тогда придется еще сокращать добычу нефти. Поэтому финансовую часть я не могу прогнозировать, могу говорить только о балансе спроса и предложения. Такой баланс после предложения, согласно нашим решениям и решениям ОПЕК, достигнут»[vii].

Топ-менеджер «Лукойла» полагает, что период сокращения добычи нефти ОПЕК и не входящими в картель странами целесообразно будет продлить еще на полгода: «Во-первых, мы следим, чтобы никто не нарушал соглашение, как в свое время Венесуэла нарушала в конце 90-х годов прошлого столетия. В мае состоится обсуждение, и есть большая вероятность, что соглашение будет продлено еще на полгода. Все заинтересованы в его соблюдении»[viii].

В пресс-релизе «Лукойла», который был опубликован по итогам недавней встречи министра нефти Ирака Д.аль-Луэйби с президентом компании В.Ю.Алекперовым заявлено, что «Лукойл» поддержит решения Министерства энергетики России в рамках исполнения соглашений, достигнутых на заседании ОПЕК, с целью стабилизации цен на нефть.

Российская компания уже консультируется с Ираком[ix] по снижению добычи нефти в стране.

«Ирак согласился на снижение добычи, мы находимся в диалоге с правительством и Министерством нефти Ирака. Там в настоящее время начинаются консультации»[x], – проинформировал Л.А.Федун.

[i]Глава Аналитического центра ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Павел Сорокин прокомментировал участие России в соглашении о сокращении добычи нефти // Министерство энергетики России, 03.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://minenergo.gov.ru/node/6638

[ii]Там же.

[iii]Минэнерго обсудит с компаниями сокращение добычи нефти // РИА Новости/Прайм, 01.12.2016. Интернет-ресурс. URL: https://ria.ru/economy/20161201/1482616726.html

[iv]Снижение добычи нефти Россией пропорционально распределят между компаниями // Интерфакс, 01.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.interfax.ru/business/539453

[v]Новак: Россия ведет консультации со странами вне ОПЕК о сокращении добычи // РИА Новости/Прайм, 01.12.2016. Интернет-ресурс. URL: https://ria.ru/economy/20161201/1482623259.html

[vi]Новак: РФ готова обсуждать с ОПЕК продление периода сокращения добычи // ТАСС, 01.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/ekonomika/3831676

[vii]Леонид Федун: «Лукойлу» не нужны преференции // ТАСС, 03.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3836441

[viii]Там же.

[ix]О новом иракском тендере для зарубежных компаний на право разработки нефтяных месторождений см.: Касаев Э.О. О ситуации в нефтяном секторе Ирака // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 28.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30514

[x]Федун: «Лукойл» находится в диалоге с Ираком по снижению добычи в стране // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/tek/3835863

62.83MB | MySQL:102 | 0,653sec