- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конституционная реформа в Турции близится к завершению

Конституционная реформа Турции близится к своему логическому завершению – этим и можно объяснить то, как спрессовываются во времени различные события и заявления вокруг неё.

Сразу возьмем на заметку, что вчера, прямо накануне выезда в Москву премьер-министра и лидера Партии справедливости и развития (ПСР) Бинали Йылдырыма состоялась непредусмотренная его графиком встреча с главой Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели. Как сообщается, встреча состоялась по инициативе последнего. Впрочем, как и следовало ожидать, неожиданностей не случилось – встреча, как можно сделать вывод из спокойной фразы Б.Йылдырыма «посидели – чаю попили – обсудили конституцию», носила характер последней сверки часов накануне решающих событий, которые напомним следует ожидать 8 декабря, когда в Меджлис должен быть внесен проект конституционной реформы.

В этой связи обратила на себя внимание  публикация   во влиятельной газете «Хюрриет» авторства политического обозревателя Абдулкадира Сельви, который раз за разом отмечается качественными материалами относительно политического закулисья страны.

В своей статье от 6 декабря он перечисляет со ссылкой на свои источники девять ключевых положений турецкого Основного закона, которые скорее всего претерпят изменения.

  1. Вводится положение о запасных депутатах парламента и местных органов власти по образу и подобию Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Голландии, Испании и Швеции (всего система применяется в 21 стране мира). Запасной депутат заступает в случае перехода основного депутата в кабинет министров, в должность в международной организации или смерти. Система работает в двух направлениях: то есть освободивший депутатское кресло может вернуться в него, допустим, после истечения срока службы на министерском посту.

(прим.: очевидно, что это – рабочая система и с точки зрения замены отстраненных от службы народных избранников, допустим от прокурдской партии).

Если раньше кабинет министров формировался из беспартийных лиц, то в новой системе ограничений не будет. Однако, при заступлении на пост, депутатский мандат будет передаваться запасному депутату.

Численность депутатов, которую ранее планировалось увеличить до 600, изменена не будет.

  1. Один из самых важных моментов конституционной реформы – беспартийность президента, который согласно действующему в настоящее время законодательству при избрании на должность должен прервать отношения с «материнской» партией.

В пакете конституционных поправок предполагается снять это требование, таким образом президент сможет быть депутатом и, разумеется, партийным лидером.

Впрочем, пока неясно, в случае успешного исхода референдума, станет ли Р.Т.Эрдоган немедленно партийным или же будет ждать следующих выборов 2019 года. При этом сообщается, что в ПСР «склонны считать», что Р.Т.Эрдоган немедленно вернется в партию.

  1. В новой системе пост премьер-министра будет отменен. Вопросом является процедура судебного преследования президента в новой системе. Здесь, разумеется, важно число подписей депутатов, которое потребуется для инициирования расследования деятельности главы государства и для принятия решения об его отстранении. Решения, как сообщается, пока не принято, однако, понятно, что речь пойдет о квалифицированном большинстве депутатов.
  2. Вопрос возможности роспуска парламента является одним из ключевых. Говорится о том, что модель может быть двусторонней. То есть, президент сможет быть отстраненным со своего поста Меджлисом и, наоборот, президент сможет распустить Меджлис.
  3. По образу и подобию американской системы, как ожидается, президент Турции будет идти на выборы с кандидатурой вице-президента. Не исключено, что в турецком случае их будет определено несколько. Число будет оставлено на усмотрение президента, а сами эти должности будут не выборными. Президент их будет назначать соответствующим постановлением. Говорится о том, что будет два вице-президента.
  4. Президент будет в рамках своих полномочий принимать указы.
  5. Президент будет передавать проект бюджета в Меджлис. В случае, если Меджлис отвергнет проект бюджета – это не будет приводить к отставке правительства. До принятия нового бюджета будет действовать вариант предыдущего года, с поправкой на процент инфляции.
  6. Выборы будут проходить раз в пять лет. Президент сможет выбираться подряд (!) только два раза. Парламентские и президентские выборы будут проходить одновременно.
  7. Выборный возраст народных избранников будет снижен с 25 до 18 лет, что может существенно омолодить турецкий парламент.

В заключение Абдулкадир Селви говорит о том, что президент Р.Т.Эрдоган демонстрирует способность из больших потрясений создавать большие результаты. Отметим, что это — черта, отличающая политиков с большой буквы – способность обращать в свою пользу даже самую негативную для себя ситуацию.