Известно, что предприятия ОПК КНР предлагают пакистанским партнерам развивать взаимодействие в области надводных кораблей.
В качестве перспективного сторожевого корабля (СКР) дальней морской зоны китайские судостроители предлагают для ВМС Пакистана новую разработку – тяжелый СКР проекта 057С (по классификации НАТО «Цзяннань»), который планируется строить на мощностях «Китайской кораблестроительной промышленно корпорации» (ККПК), расположенных на о.Чансиндао.
По данным китайских источников, СКР проекта 057 будет иметь следующие ТТХ:
– длина: 144 (150) м.;
– ширина: 18 (19) м;
– осадка: 5,1 (5,5) м;
– водоизмещение стандартное: 4500 (5800) тонн;
– водоизмещение полное: (6000) 6450 тонн;
– экипаж: 200 (235) человек.
В отношении силовой установки есть два мнения китайских специалистов.
В качестве первого варианта предлагается установить четыре дизельных двигателя 16PA6STC серии S.EM.T. Pielstick, которые будут вращать два гребных вала с пятилопастными винтами переменного шага.
Второй вариант включает установку двух газотурбинных двигателей китайского производства QD-280 (мощность 28700 кВатт/39000 л.с.) и двух дизельных двигателей 12РС2.6В (суммарная мощность 46000 кВатт). Двигатели будут попарно подключены к ходовым электродвигателям, что позволит снизить вибрацию на корпус, а также уровень шума внутри корабля и акустической заметности.
В обоих вариантах расчетная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, а на экономической скорости 18 узлов корабль будет способен преодолевать 4700 миль без дозаправки. Также в перечисленных вариантах создания силовой установки упомянуты дизельные двигатели немецкого производства, что свидетельствует о недостаточной надежности продукции китайского двигателестроения.
Однако, по сообщениям СМИ КНР, китайская компания Henan Diesel Engine Heavy Industry Co.,Ltd (входит в ККПК) уже поставляет высокооборотистые дизельные двигатели CHD622V20 для строящихся в интересах ВМФ РФ малых ракетных катеров проекта 21631. Благодаря данным поставкам стало возможным продолжение строительства серии МРК, которые представляют собой довольно серьезную угрозу как для надводных кораблей противника, так и для наземной инфраструктуры. Следует отметить, что китайские CHD622V20 являются альтернативой для известных немецких судовых дизелей MTU 16V4000M90 по таким показателям, как мощность (3200 кВатт против 2720 кВатт) и расход топлива (196 гр/кВатт против 209 гр/Кватт). Кроме того, данная компания поставляет дизельные двигатели TBD620V12 для строящихся противодиверсионных катеров ВМФ РФ проекта 21980. Это, безусловно, новое направление, заслуживающее особого внимания, в развитии военно-технического сотрудничества России и Китая.
Для повышения маневренности в носовой части корабля под корпусом будет установлен поворотный движитель.
В качестве вооружения на корабле будут установлены:
– орудие калибра 130 мм;
– две вертикальные пусковые установки (ПУ) зенитных ракет по 32 направляющих, которые позволят применять зенитные управляемые ракеты (ЗУР) средней дальности FM-3000 (также известен как HQ-16G), ЗУР малой дальности, противолодочные управляемые ракето-торпеды (ПЛУР) «Рыба-8». Кроме того, на перспективном СКР проекта 057 возможно размещение новых ПЛУР, которые в настоящее время проходят испытания на полигонах в акватории Южно-Китайского моря. По сведениям из открытых источников, китайские инженеры изучили конструкция американской ASROC и смогли создать ракето-торпеду с дальностью пуска 200 км и оснастить ее системой наведения, которая самостоятельно обнаруживает ПЛ противника на дальности 10 км.
Следует отметить, что запуск ракетного вооружения из вертикальных ПУ будет «холодным» (как на российских малых ракетных кораблях проекта 21631, СКР проекта 11356 и фрегатах проекта 22350).
На верхней палубе за основной мачтой будут установлены две счетверенных ПУ для ПКР «Инцзи-83», а также два трехтрубных (четырехтрубных) торпедных аппарата для тяжелых торпед «Рыба-9». Для самообороны корабля на крыше вертолетного ангара (предназначен для базирования двух вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) «Чжи-20» или «Ка-28») будут установлены две установки малой зенитной артиллерии «тип 1130», а также ПУ ЗУР малой дальности «Хунци-10» (с боекомплектом на 24 выстрела).
Интересно, что китайские конструкторы и инженеры ведут работы по созданию первого экземпляра вертолета ПЛО «Чжи-20», который будет оснащен РЛС кругового обзора для поиска надводных целей, комплектом из 25 компактных сбрасываемых акустических станций, информация с них будет поступать на два боевых поста, размещенных в кабине вертолета. Для борьбы с подводными лодками или надводными кораблями вероятного противника вертолет будет вооружен торпедами, глубинными бомбами или легкими ПКР. Известно, что корабельный ангар позволит разместить два палубных вертолета, которые в отличие от версии для армейской авиации будут оснащены складной хвостовой балкой.
Для постановки дымовых, аэрозольных и электромагнитных помех планируется применять две системы 726-4А с боекомплектом по 24 выстрела на каждую. Кроме того, запланирован монтаж пусковых установок акустических помех для защиты корабля от торпед противника.
Для обеспечения работы указанного вооружения на корабль будут установлены следующие радиоэлектронные системы:
– трехкоординатная РЛС S-диапазона «тип 382» для поиска воздушных целей. Известно, что данная станция проходила испытания на опытном судне 892 ВМС НОАК с 2012 г., что позволило усовершенствовать работу элементной базы и гарантировать обнаружение более 500 воздушных целей на удалении 400 км;
– двухкоординатная РЛС Х-диапазона «тип 364» для поиска воздушных и надводных целей;
– две РЛС управления воздушным движением «тип 754» для обеспечения полетов палубных вертолетов (на крыше вертолетного ангара);
– четыре РЛС управления огнем «MR-90»;
– РЛС управления огнем ПКР «тип 366»;
– РЛС управления огнем артиллерийской установки «H/LJP-349».
По обеим сторонам мачты на площадках будут установлены системы РЭБ «тип 751», а на крыше основной надстройки – системы радиотехнической разведки «тип 922-1».
В носовой части корабля ниже ватерлинии в обтекаемом корпусе будет установлена активно/пассивная гидроакустическая станция «тип 307», а при необходимости с кормового среза корабля будут спускать буксируемую активно/пассивную ГАС H/SJG-206. Последняя станция отлично зарекомендовала себя на корветах проекта 056 и СКР проекта 054А при поиске АПЛ ВМС США в акватории ЮКМ.
Резюмируя все вышеперечисленные характеристики, представляется возможным утверждать, что китайские военные кораблестроители смогли спроектировать удачный корабль со сбалансированным составом вооружения, который будет достойной заменой для четырех устаревающих фрегатов проекта F22P ВМС Пакистана.
Следует отметить, что китайские оружейники прилагают большие усилия по наращиванию возможностей перспективного СКР в части ПЛО, поскольку ВМС Индии обладают достаточно современными ДЭПЛ российского производства, а на национальных кораблестроительных предприятиях ведется строительство новых АПЛ типа «Арихант» с баллистическим ракетами.
По оценкам американских специалистов на «Цзяннаньском судостроительном предприятии» (структурное подразделение ККПК) уже выполнены заготовки корпусных элементов рассматриваемых СКР, что свидетельствует об активном переговорном процессе китайских представителей с официальным Исламабадом.
Очевидно, что столь активное сотрудничество Пакистана и Китая в военно-технической сфере находится под пристальным вниманием стран-соседей и стран-конкурентов.