- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах развития двусторонних отношений между КСА и АРЕ на фоне антисаудовской информационной кампании в египетских СМИ

Отношения Египта и Саудовской Аравии за последние полгода переживают один из самых непростых периодов со времени прихода в 2013 г. к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Несмотря на множество оптимистичных прогнозов о перспективах развития двустороннего сотрудничества, особенно в связи с визитом короля Сальмана в апреле 2016 г., ситуация развивается в противоположном направлении. Некоторые аналитики даже полагают, что отношения Эр-Рияда с режимом А.Ф.ас-Сиси достигли критического уровня. По общему мнению, поворотным моментом стало голосование Египта в Совбезе ООН за проект российской резолюции по Сирии 8 сентября с.г. Кроме того, саудовцы обвиняли египтян в негласных контактах с Ираном и режимом Б.Асада. Особенно, когда стало известно о визите в октябре с.г. в Каир Али Мамлюка, директора Главного управления безопасности Сирии. В ответ Саудовская Аравия прекратила экспорт своих нефтепродуктов в Египет на неопределенный срок, вопреки подписанным соглашениям. Каир обвиняет Эр-Рияд в целой серии антиегипетских «недружественных» действий, среди которых, например, планы по строительству первой саудовской военной базы в Джибути. По сведениям анонимных дипломатических источников для газеты «Аль-Араби Аль-Джадид», это абсолютно неприемлемо для Египта, т.к. район Африканского Рога всегда рассматривался им как зона национальных интересов. Кроме того, саудовская военная база может оказать негативное влияние на судоходство по Суэцкому каналу, поэтому Каир намерен активно противодействовать реализации такого соглашения.

Многие надеялись, что часть проблем двусторонних отношений будут решены во время планировавшейся встрече между королем Сальманом и президентом А.Ф.ас-Сиси во время празднования Национального дня ОАЭ в Абу-Даби 2 декабря с.г. Однако этого не произошло, два лидера так и не встретились. Король Сальман демонстративно прибыл в ОАЭ через два часа после того, как президент Египта покинул страну. Из чего можно сделать вывод, что все попытки наладить отношения через посредников, в роли которых выступили наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зайед и генсек ЛАГ А.Абуль Гейт (в прошлом мининдел АРЕ), окончились неудачей. Причем в арабской прессе делаются намеки о существовании некого «антиегипетского лобби», а точнее группы противников президента А.Ф.ас-Сиси в политических кругах Саудовской Аравии, взявшей курс на дальнейшее обострение конфликта между «братскими арабскими странами».

Интересно отметить, что главным виновником ухудшения египетско-саудовских отношений, по мнению египетских СМИ, является никто иной как наследник наследного  принца и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман. Например, правительственный журнал «Аль-Мусавар» в своей статье от 5 декабря с.г. в статье «Пауза между братьями…. Что хочет принц Мухаммед бен Сальман от Египта?» подверг его жесткой критике. Журнал пишет, что по имеющейся информации, на одном из правительственных закрытых заседаний принц Мухаммед бен Сальман высказывался крайне негативно о президенте А.Ф.ас-Сиси с применением оскорбительных выражений. Журнал считает, что амбиции наследника наследного принца являются законными, но они не должны быть за счет достоинства и независимости принятия решений Египтом, а также находиться в «пределах исторических и географический границ …и нет необходимости в дальнейших разъяснениях». «Каждый должен понять, что амбиции Мухаммеда бен Сальмана не соответствуют действительности, немыслимы и не могут быть осуществлены за счет Египта или его достоинства или свободы его решений… Египет будет стоять на коленях только перед Аллахом, как сказал его президент». Кроме того, ранее в арабской прессе («Аль-Араб Аль-Джади» и др.) сообщалось, что принц Мухаммед бен Сальман потребовал от Египта почти в ультимативной форме решить вопрос с передачей островов Тиран и Санафир, по принципу «нет островов – нет и разговора». Причиной такой поспешности, называется необходимость скорейшего решения «проблемы островов», чтобы повысить свой политический рейтинг в королевстве на фоне неудач в Йемене. Кроме того, другим требованием явилось – сместить министра иностранных дел АРЕ С.Шукри с его поста. Полагают, что саудовцы решили его сделать «крайним», обвинив персонально в обострении отношений между двумя странами, особенно после его контактов с главой МИД Ирана М.Дж.Зарифом в кулуарах сессии Генассамблеи ООН в сентябре с.г. Хотя опять же полной ясности нет, что стоит за этими обвинениями в адрес принца Мухаммеда бен Сальмана – реальные факты или  целенаправленная информационная кампания по его дискредитации, за которой стоят его политические противники внутри страны и за рубежом?

Однако наибольший напряженности в египетско-саудовских отношениях связан с недавним визитом в Эфиопию саудовской правительственной делегации, которую возглавлял Ахмед аль-Хатыб, старший советник королевского двора и председатель правления Саудовского фонда развития (The Saudi Fund for Development) (отметим, что уже второй визит саудовцев за последнее время, 27 ноября с.г. Эфиопию посетил министр сельского хозяйства КСА Абдер Рахман ль-Фадли). В программе визита были не только встречи с премьер-министром Х. Десаленем и другими официальными лицами Эфиопии. Особенно обеспокоило Каир, что саудовская делегация посетила плотину «Возрождение» (Grand Ethiopian Renaissance Dam (GERD)). Такая реакция египтян на все что связано с проектом GERD вполне объяснима. Египет в последнее время активно предпринимает различные меры для противодействия строительству этой плотины. Например, в октябре с.г. Эфиопия обвинила Египет в причастности к беспорядкам в провинции Оромия, поддержке и финансировании сепаратистского движения Фронт освобождения Оромо. Эксперты высказывают большие опасения, что сооружение строительства четырехкаскадной плотины «Возрождение» на Голубом Ниле может катастрофически сказаться на ряде жизненно важных отраслей египетской экономики. По их прогнозам, возведение такой плотины окажет крайне негативное влияние на сельское хозяйство страны, приведет не только к снижению обеспечения водой на 20-40 % процентов, нарушит работу ирригационных систем, но также к снижению выработки электроэнергии Асуанским гидроэнергетическим комплексом. Все это станет причиной серьезных экологических проблем (сокращение площади плодородных земель, засаливание почвы, наступление Средиземного моря в районе дельты и др.), в результате значительные территории будут исключены из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Говоря иначе, из-за строительства плотины «Возрождения» не только «египетские дети будут умирать от жажды», как пишут некоторые египетские журналисты, но в какой-то степени Египет впервые за свою многотысячелетнюю историю может перестать быть «даром Нила» (как в свое время его назвал еще Геродот).

Несомненно для Египта проект реализация проекта GERD входит в число главнейших угроз национальной безопасности. Об этом можно судить по уровню беспрецедентной антисаудовской информационной кампании, которая была развернута в египетских СМИ. Многие газеты обрушились с жесткой критикой королевства, обвиняя его в целенаправленной мести и неприкрытом давлении, чтобы сделать Каир более сговорчивым и заставить принять позицию Эр-Рияда по всем вопросам, которые являются «камнем преткновения» в двусторонних отношениях, особенно по Сирии и Йемену. Саудовцы, конечно, пытались доказать, что визит не был направлен против интересов третьей страны, а прошел в рамках развития двусторонних отношений между КСА и Эфиопией. Главной целью было названо создание совместной межправкомиссии по сотрудничеству в области энергетики. На встрече А.аль-Хатыба с премьер-министром Х.Десаленем затрагивались, якобы, только вопросы саудовских инвестиций в эфиопскую экономику и сельское хозяйство, а не финансирование проекта GERD. Но такие доводы не удовлетворили Египет, и местная пресса продолжала настаивать на «антиегипетском» характере данного визита.

Было особо отмечено, что саудовскую делегацию возглавлял А.аль-Хатыб, который, помимо занимаемых должностей, по мнению американских экспертов, входит в самый ближайший круг принца Мухаммеда бен Сальмана и является его доверенным лицом. В рамках этой антисаудовской кампании было сказано немало резких слов в отношении Эр-Рияда. Например, политический комментатор Мухаммед Али Хайр в интервью египетскому телевидению 17 декабря с.г. призвал Саудовскую Аравию «пересмотреть свою политику, прежде чем она будет винить только себя за то, что за этим последует». «Египет не обязан продолжать сдерживать свою реакцию в отношении Саудовской Аравии… любое вмешательство в проект GERD предполагает прямую угрозу национальной безопасности Египта», — продолжил он. А вышеупомянутый журнал «Аль-Мусавар» опубликовал статью под заголовком «Саудовская Аравия объявили войну народу Египта: она конкурирует с Израилем в поддержке проекта плотины «Возрождение»». По мнению профессора политологии Каирского университета Хасана Нафаа для Daily News Egypt визит явился косвенным посланием от Саудовской Аравии, что она может действовать заодно с любым, если Египет не подчиниться саудовской внешней политике. Политолог Абдель Латиф аль-Менави в своей статье «Египет и Саудовская Аравия… В чем согласие? В чем различие?» в газете «Аль-Мисри Аль-Яум» от 18 декабря с.г., рассматривая в ретроспективе нынешнее состояние отношений между АРЕ и КСА, полагает, что этот визит носил преднамеренный характер, и являлся «скрытым агрессивным шагом», а египетско-саудовские отношения находятся в таком состоянии, когда «позиция «братского» государства соответствует позиции государства враждебного». Это совпадает с тоном выступлений и других египетских обозревателей и политологов, которые усмотрели в этом «опасный инцидент» и «политические интриги» Саудовской Аравии против Египта. Большинство сходятся во мнении, что это четкий сигнал, что в Эр-Рияде вступили в новую фазу кризиса в двусторонних отношениях, ввязавшись в «водяную войну»  на стороне Эфиопии, забыв об арабском единстве.

Однако одним из самых громких заявлений по этому поводу явилось выступление 18 декабря с.г. политолога Тарика Фахми, профессора Американского университета в Каире (the American University in Cairo) в программе «Салат ат-Тахрир» («Пресс-центр») на спутниковом канале «Сада аль-Баляд» («Эхо страны»). «Вы скоро услышите, что у нас есть возможность вмешиваться в дела государств Залива, а также помощь и поддержка некоторых принцев, находящихся в оппозиции нынешней саудовской политике»,  — сказал он в эфире. Т.Фахми также добавил, что у Египта достаточно карт на руках, чтобы оказать давление на Саудовскую Аравию, которые могут быть использованы в нужное время, пригрозив, если дело коснется национальной безопасности Египта, то не будет места для дипломатических или других компромиссов. При этом он дал понять, что главную проблему видит не в Саудовской Аравии как таковой, а в ее нынешнем руководстве, подчеркнув, что в Каире не намерены идти на разрыв отношений, а хотят «продолжать дружеские отношения со своими братьями в Заливе». Кроме того, по его мнению, непонимание особенностей международного и регионального баланса во внешней политике КСА увеличилось после прихода короля Сальмана к власти, и это очевидно и неоспоримо. В этой связи возникает ряд вопросов. Что означают заявления подобного рода? «Выдал» ли Т.Фахми, которого считают человеком близким к египетским спецслужбам, возможные планы Каира сделать ставку на некоторые кланы в королевской семье Аль Сауд, которые находятся в оппозиции курсу короля Сальмана и его сына (особенно «антиегипетской» линии) или это только его личное эмоциональное выступление?

Напомним, что позиция короля Сальмана по Египту действительно отличается от позиции предыдущего саудовского монарха. Арабские источники ранее сообщали, что в свое время наследный принц Сальман не во всем поддерживал внешнеполитическую стратегию своего брата, в частности на египетском направлении. Как известно, король Абдалла занимал принципиальную позицию в отношении «Братьев-мусульман», и поэтому решительно поддержал А.Ф.ас-Сиси, именно саудовская финансовая помощь сыграла существенную роль в свержении президента М.Мурси. Однако, вступив на саудовский престол, король Сальман решил избавиться от «политического наследия» своего брата, а именно от безоговорочной поддержки египетского режима. Уже в первые месяцы своего правления он продемонстрировал, что рассматривает сотрудничество с «Братьями-мусульманами», в том числе в его сирийским отделением и йеменской партией «Ислах», как тактический ход по созданию «суннитского альянса» для противостояния Ирану во всем регионе, даже в ущерб поддержки светского военного режима в Каире.

Видимо по этой причине, король Сальман персонально стал объектом нападок в египетских СМИ. Например, проправительственный еженедельник «Аль-Анба Ад-Даулия» в своем номере от 20 декабря опубликовал статью «Его Величество – предатель». Основные претензии к саудовскому монарху сводились к трем пунктам. Во-первых, он поступает вопреки воле своего покойного брата короля Абдаллы, и прекратил поставки нефти в Египет. (В арабских СМИ прошла информация, что король Сальман также приказал приостановить действие всех саудовских инвестиционных проектов в Египте, большинством из которых занимались лица близкие к принцу Мухаммеду бен Сальману). Во-вторых, король Сальман стоит за коммюнике ССАГПЗ, которое отвергает обвинения Египта и считает их «неприемлемыми» о причастности Катара к взрыву в коптской церкви в Каире. (Напомним, что 16 декабря ССАГПЗ отверг любую причастность Катара к этому теракту, в ответ на обвинение со стороны МВД Египта об участии «Братьев-мусульман», проживающих в Катаре, в подготовке этого теракта). В-третьих, он направил своего советника А.аль-Хатыба посетить плотину «Возрождение» и выразил поддержку Эфиопии.

Пока официальные саудовские лица воздерживаются от заявлений и комментариев по поводу всех этих обвинений, но в саудовской блогосфере реакция не заставила себя долго ждать. Например, главный редактор саудовского официоза «Оказ» Мухммед ат-Таир в свое аккаунте в «Твиттере» фактически угрожал египетским журналистам за подобные публикации: «Придержи своих собак, фараон, нож достиг кости…Саудовские СМИ могут сокрушить вас за четверть часа! Берегитесь!». Однако для Египта есть и тревожная информация. По сообщению газеты «Аль-Араби Аль-Джадид» от 26 декабря с.г. со ссылкой на египетские дипломатические источники, некоторые страны Залива (Кувейт и ОАЭ), которые не прекращают своей посреднической деятельности по примирению КСА и АРЕ потребовали от Каира остановить антисаудовскую информационную кампанию в египетских СМИ, особенно, в проправительственных. По информации этого источника, один из ведущих лидеров стран Залива предупредил высокопоставленного чиновника из египетского руководства, чтобы Египет своими враждебными действиями не загонял в тупик вышеупомянутые страны, особенно оскорблениями в СМИ, т.к., по его словам, это затрудняет отстаивание египетской позиции. Он особо подчеркнул, что «в Заливе не забывают оскорблений своих лидеров». Вероятно,  Эр-Рияд старается «убедить» своих партнеров по ССАГПЗ, которые до этого в отличие от Дохи, не были в прямой конфронтации с Каиром, постепенно сворачивать с ним любые отношения. И возможно эта позиция встретила «понимание» у некоторых союзников Египта. «Египетский режим это политическое и финансовое бремя, которое тяжело нести странам Залива», — заявил недавно Абдель Халик Абдалла, политический советник наследного принца Абу-Даби. В любом случае для А.Ф.ас-Сиси это очень тревожный знак, который означает, что позиция аравийских монархий постепенно дрейфует в сторону снижения финансовой и политической поддержки его режима. Однако Саудовская Аравия и Египет все же предприняли первые попытки сближения. По сообщению эмиратского информационного сайта Erem News от 30 декабря, со ссылкой на высокопоставленные дипломатические источники Египта, саудовская делегация высокого уровня, которую возглавил советник королевского двора Турки бин Абдель Мохсен Аль Шейх, посетила Каир с секретным визитом. По имеющейся информации эта делегация привезла специальное послание президенту А.Ф.ас-Сиси от короля Сальмана, содержащее ряд предложений по решению вопросов, которые вызвали обострение двусторонних отношений. О конкретных результатах визита пока нет достоверной информации, но особо отмечается посредническая роль некоторых стран Залива благодаря чему, он и состоялся. Согласно другому дипломатическому источнику, визит все же можно оценить положительно, т.к. он снял недопонимание между странами, которые возникли в результате информационной кампании в египетских СМИ.

Несомненно, что нынешняя антисаудовская информационная кампания в Египте, где «свобода печати» достаточно условное понятие, как впрочем и в других странах региона, не могла стартовать без ведома властей или даже была прямо ими санкционирована. Придя к власти на подъеме светского «египетского национализма» и под лозунгами возрождения «насеризма» в современных условиях при мощной финансовой поддержке Саудовской Аравии, А.Ф.ас-Сиси оказался в непростом положении, когда стало ясно, что «саудовская помощь» во многих случаях сковывает политическую инициативу Египта и делает его заложником интересов нынешнего саудовского руководства. Тем более, излишний крен в сторону Эр-Рияда, как показала ситуация с передачей островов Тиран и Санафир, не только дает возможность широким кругам оппозиции, включая исламистов и либералов, обвинять режим в предательстве национальных интересов, но и снижает популярность президента на «египетской улице». В Египте осознали, что пришло время избавиться от излишней опеки Саудовской Аравии. Этим можно объяснить недавние демонстративные контакты Каира с геополитическими противниками Эр-Рияда, прежде всего с Тегераном. Таким образом, египтяне хотели дать понять саудовцам, если это отвечает национальным интересам, Египет не собирается становиться саудовским сателлитом, а намерен проводить внешнеполитический курс с учетом собственных интересов, а не «рекомендаций» из Эр-Рияда (особенно, что касается выстраивания своих отношений с Турцией, Катаром и т.д.). В свою очередь Саудовская Аравия применяет аналогичную стратегию в отношении Египта, когда пытается шантажировать и оказать давление, затрагивая наиболее болезненные для него вопросы (строительство плотины «Возрождение», военная база в Джибути, контакты с «Братьями-мусульманами, финансовая поддержка, поставки нефтепродуктов и др.). Однако в любом случае для двух крупнейших арабских государств это слишком рискованная игра, которая может нанести серьезный ущерб не только двусторонним отношениям, но и стабильности в регионе. С другой стороны, разрыв союзнических отношений с Саудовской Аравией заставит Египет искать других союзников в регионе и покупать нефть в других странах, например в Ираке, а это может стать причиной формирования совсем неожиданных альянсов в будущем, что нарушит традиционный  геополитический расклад сил в регионе. Помимо этого, нынешняя конфронтация между АРЕ и КСА, в которой большую роль играет и личностный фактор, как это нередко бывало на Ближнем Востоке, может негативно сказаться на арабском единстве и парализовать деятельность не только ЛАГ, но и других региональных организаций, что затруднит решение множества насущных проблем арабского мира.