- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сотрудничестве КНР и Пакистана в области беспилотной техники

По данным СМИ КНР, 13 июня 2016 г. в Пакистане проведен успешный первый тестовый полет модернизированной версии беспилотного летательного аппарата (БЛА) национальной разработки под обозначением «Буррак» (в переводе «Летающая лошадь»). Данный БЛА по своим очертаниям очень похож на продукт 11-го НИИ Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (КАНТК), который для иностранных покупателей известен под обозначением СН-3А («Радуга-3А»). В НОАК данный аппарат получил условное обозначение «Атака-1».

Известно, что пакистанские специалисты начали работу над созданием БЛА «Буррак» в 2013 г. после однозначного отказа официального Вашингтона в продаже нескольких экземпляров БЛА MQ-1 «Хищник» и сопутствующей технической документации. По мнению китайских специалистов, ВС Пакистана остро нуждаются в средневысотных БЛА большой продолжительности полета для выполнения задач по поиску и уничтожению инфраструктуры террористических организаций на территории страны. В этой ситуации отказ Пентагона и Белого дома предоставить своему союзнику по антитеррористической коалиции технологические решения прошлого века вызывает серьезные сомнения в намерениях военно-политического руководства США по борьбе с террористической угрозой.

Следует отметить, что первые боевые испытания БЛА «Буррак» были проведены в  марте 2015 г., когда данный аппарат выполнил пуск одной тяжелой противотанковой управляемой ракетой (ПТУР) AR1 («Лучник 1»)  по автомобилю с боевиками группировки «Талибан». В сентябре 2015 г. также при помощи данного БЛА и упомянутой ПТУР был нанесен удар по подземному укреплению талибов в долине Шавал (Северный Вазиристан). Следует отметить, что КАНТК передала права на производство указанного аппарата и ПТУР пакистанским специалистам.

По словам начальника Межведомственной разведки Пакистана генерал-лейтенанта Навида Мухтара (Naveed Mukhtar), это первые случаи успешного применения продукции национального ОПК в столь сложных операциях.

По данным китайских источников, известны следующие ТТХ БЛА «Радуга 3А» («Буррак»):

длина: 5,5 м;

высота: 2 м;

размах крыла: 8 м;

максимальный взлетный вес: 650 кг;

полезная нагрузка: от 60 до 180 кг;

максимальная скорость полета: 256 км/час;

практический потолок: 7000 м;

высота патрулирования: от 3000 до 5000 м;

радиус боевого патрулирования: 200 км;

максимальная дальность полета: 2400 м;

продолжительность полета: от 12 до 15 часов.

Известно, что корпус рассматриваемого БЛА на 80% изготовлен из композитных материалов, что обеспечивает малую радиолокационную заметность.

В качестве силовой установки на БЛА «Радуга-3А» установлен поршневой бензиновый двигатель производства компании Zongshen Power. По данным СМИ КНР, данный двигатель был разработан в рамках национального тендера на создание «Легкого авиационного двигателя проекта TD0». В качестве базовой платформы был использован двигатель Rotax 914 производства австрийской компании Rotax. Согласно заданию тендера было необходимо разработать поршневой авиационный двигатель с мощностью от 50 до 150 кВатт. При необходимости на данный двигатель возможен монтаж турбокомпрессора, а также более развитой системы электронного управления.

В состав вооружения «Радуги 3А» могут входить:

тяжелая ПТУР AR1;

универсальная ракета класса «воздух-поверхность» «Синий меч 7» (в НОАК имеет обозначение ВА-7);

высокоточная корректируемая авиационная бомба FT-5;

малокалиберная оперенная корректируемая бомба LS-6/50 (вес 50 кг);

кассетные малокалиберные бомбы серии YZ-100 (вес 30, 50 и 100 кг);

высокоточная корректируемая малокалиберная бомба YZ-102A;

малокалиберная бомба с лазерным наведением YZ-121;

высокоточные корректируемые малокалиберные бомбы серии YZ-200 (вес 50, 125 и 250 кг).

Тяжелая ПТУР AR1, как и БЛА «Радуга 3А», создана оружейниками КАНТК, имеет вес 45 кг, обладает дальностью пуска 10 км. Оснащена тройной системой наведения: инерциальное; по каналу системы глобального позиционирования GPS и лазерное. Максимальная скорость полета ракеты составляет 1,1 МАХа, а боевая часть весом в 10 кг. позволяет пробивать гомогенную броню толщиной около 1000 мм или железобетонное перекрытие толщиной 1200 мм. Коэффициент вероятного отклонения составляет всего лишь 1,5 м.

По мнению китайских специалистов, при создании данной ПТУР и универсальной ракеты «Синий меч 7» использовались образцы и техническая документация американской ракеты AGM-114 «Адский огонь». Известно, что «Синий меч 7» разработан специалистами 203-го НИИ корпорации НОРИНКО и входит в стандартный комплект вооружения ударных вертолетов «Учжи-10» и «Учжи-19». Данная ракета обладает весом 46 кг, оснащена системой наведения по лазерному лучу и предназначена для борьбы с бронеобъектами на удалении 7000 м. Боевая часть позволяет пробивать гомогенную броню толщиной до 1400 мм. Следует отметить, что средняя стоимость двух указанных ракет составляет от 22 до 24 тыс. долл. США, тогда как американская AGM-114 обходится покупателям в 70 тыс. долл. США.

Следует отметить, что кроме ВС Пакистана БЛА «Радуга-3А» приобрели нигерийские военные, которые применяют данный аппарат для ударов по объектам и отрядам группировки «Боко харам».

Отметим, что военно-политическое руководство Пакистана понимает, что необходимо наращивать возможности подразделений беспилотной авиации, которые доказали свои возможности в борьбе с террористической угрозой. В этих целях ВС Пакистана в 2016 г. проводили испытательные полеты БЛА «Радуга-4Б», который был получен из Ирака. Данный БЛА также является результатом работы конструкторов и инженеров 11-го НИИ КАНТК и внешне представляет собой копию американского MQ-9 «Жнец».

По данным китайских источников известны следующие ТТХ «Радуга-4Б»:

длина: 9 м;

размах крыла: 18 м;

максимальный взлетный вес: 1330 кг;

боевая нагрузка: 345 кг;

время полета: 14 часов;

радиус боевого патрулирования: 250 км;

максимальная дальность полета: 1600 км;

практический потолок: 7000 м;

скорость патрулирования: 180 км/ч;

максимальная скорость: 210 км/ч;

масса топлива: 165 кг.

Следует отметить, что невысокая скорость и продолжительность полета для вооруженного варианта «Радуги-4Б» обусловлена большой боевой нагрузкой, которая может включать до шести единиц вооружения, которое было упомянуто выше. Известно, что данный БЛА оснащен как инерциальной системой навигации, так и комплексом управления по каналу системы GPS или «Бэйдоу». Прицельная система БЛА состоит из цифровой видеокамеры с разрешением 1080Р и инфракрасной камеры нового поколения, которые позволяют обнаруживать и идентифицировать объект на удалении 18–20 км. Кроме того, данная система позволяет выполнять автоматическое слежение за целью.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Пакистана осознает недопустимость зависимости от поставок военной техники из КНР. Известно, что разработку БЛА в Пакистане осуществляют специалисты Национальной проектно-научной комиссии (англ. NESCOM). В настоящее время на испытания переданы два образца аппаратов под обозначением «Сатума» и «Шахпур». Однако первый из них по внешнему виду напоминает проверенный временем китайский аппарат ASN-206, а второй фактически является переработанной версией «Радуги-3А» с корпусом квадратного профиля и усиленной передней стойкой шасси. Таким образом, очевидно, что ОПК Пакистана пока не в состоянии обеспечить независимость ВС страны от поставок беспилотной техники из-за рубежа.