- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ китайскими специалистами событий в Сирии в декабре 2016 г. и возможных направлений внешней политики избранного президента США Д.Трампа

По мнению китайских политологов, террористические акты, произошедшие в декабре 2016 г. в Западной Европе и Турции, напрямую связаны с тем, что российские и сирийские военные одержали очень важную в тактическом плане победу и освободили Восточное Алеппо. Как отмечают китайские эксперты, кроме убитых и раненных террористические атаки повлияли и на курсы котировок евро и доллара США, а именно, оказали негативное влияние на единую валюту стран ЕС и позитивно сказались на обменном курсе национальной валюты США.

В электронных китайских СМИ можно найти информацию о том, что в ходе операции по освобождению Восточного Алеппо подразделения Сил специальных операций (ССО) ВС РФ захватили в плен 22 военных советника из США, 16 из Великобритании, 21 из Франции и даже 7 граждан Израиля (что вызывает сомнения), которые инструктировали противников режима Б.Асада. Наибольшее количество военных советников в Алеппо направила Турция – 62 человека. Кроме того, содействие боевикам оказывали военнослужащие из Иордании, Королевства Саудовская Аравия, Катара и Королевства Марокко. Китайские военные аналитики отмечают, что несговорчивых иностранных военных ВКС РФ уничтожали при помощи термобарических боеприпасов системы ТОС-1А, которая достаточно редко применяется в Сирии по причине небольшой дальности обстрела.

Следует отметить, что в официальном Пекине недовольны двойственной политикой руководства Иорданского Хашимитского Королевства, которое позволяет иностранным спецслужбам использовать его территорию для размещения подразделений специального назначения, оказывающим поддержку антиасадовским силам, действующим на юге Сирии. Кстати, наиболее эффективно с территории Иордании действуют подразделения спецназа ВС Великобритании.

В моменты задержания/пленения иностранные военные советники дали показания, что действительно были направлены в Сирию для координации действий антиправительственных и исламистских группировок в ходе боевых действий против ВС САР, ВКС и ССО ВС РФ. География стран, направивших своих военных специалистов в ряды исламистов, ясно демонстрирует истинные намерения Вашингтона, Лондона, Парижа и Анкары по поддержанию нестабильности в регионе и боеспособности отрядов джихадистов в Сирии.

По мнению китайских экспертов благодаря грамотным действиям российских военных, которые смогли составить достоверные списки иностранных граждан, воюющих на стороне исламистов, российские дипломаты склонили западных участников к переговорному процессу. Следует отметить, что прочность доказательной базы российской стороны и серьезные потери в живой силе, а также репутационные потери стран, поддерживающих антиасадовские силы, прежде всего, США не позволили американским дипломатам навязать свою волю в ходе обсуждения условий Соглашения о прекращении огня в Сирии.

Именно реальные доказательства о присутствии и активной роли иностранных инструкторов и советников позволило официальной Москве диктовать свою волю западным «партнерам», которые настаивали на том, чтобы исламисты выходили из окружения с вооружением.  Следует отметить, что официальный Вашингтон постоянно пытается «проталкивать» через ООН  инициативу о гуманитарной помощи антиправительственным силам в Сирии. Под данной помощью естественно понимается поставка продуктов питания и медикаментов тем отрядам, которые ведут наиболее активные боевые действия против официального Дамаска.

Конечно, победа в Алеппо также влияет и на стоимость нефти, которая определяется государствами-членами ОПЕК, часть которых финансирует деятельность исламистов по всему миру. Китайские политологи отмечают, что, когда избранному президенту США Дональду Трампу стали ясны итоги операции в Алеппо, он провел секретную встречу с Генри Киссинджером, в ходе которой обсуждались перспективы ближневосточной политики США, а также вероятные направления сотрудничества с РФ. По данным китайских источников, Г.Киссинджер посоветовал новому американскому президенту не портить отношений с КНР, поскольку Пекин тоже имеет интересы на Ближнем Востоке, а лозунги Д.Трампа о возврате производственных мощностей в США опасны для  самой американской экономики. Г.Киссинджер предложил Д.Трампу провести трехсторонние переговоры с Москвой и Пекином с целью создания экономического треугольника, который позволит экономике США снизить долговую нагрузку и повысить благосостояние американского народа.

В отношении политики и проблематики Ближнего Востока Г.Киссинджер отметил, что будущему президенту США нет необходимости оказывать помощь государствам-членам ЕС в борьбе с терроризмом. Кроме того, Д.Трампу не следует вмешиваться в отношения Германии и Франции с Исламской Республикой Иран. Американский политолог прозорливо отметил, что будущему хозяину Белого дома необходимо дать Берлину и Парижу самостоятельно дойти до того состояния, когда они сами захотят выйти из ЕС и это пойдет только на руку американской экономике. Очевидно, что после выхода из «зоны евро» двух основных игроков у США не останется конкурентов на европейском континенте.

Китайские политологи также внимательно наблюдали за высказываниями президента РФ В.В.Путина в ходе его визита в Японию. Именно в период японского визита российский лидер высказал опасение, что уничтожение российского бомбардировщика и убийство посла могли быть выполнены не без участия турецких чиновников довольно высокого ранга. Конечно же, американские спецслужбы и сотрудники Госдепартамента будут прикладывать максимум усилий, чтобы вновь испортить отношения между Москвой и Анкарой. В этой ситуации сотрудникам МИД, МГБ КНР и военной разведки необходимо сосредоточить все силы на сборе информации о готовящихся террористических актах (взрывах, обстрелах  и т.д.), которые могут иметь место как на территории Турции, так и в странах ЕС.

Как отмечают китайские специалисты, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прочно зависит от американского финансирования, которое поступает благодаря тому, что он предоставил всю возможную помощь для подготовки боевиков, а также способствовал организации поставок сирийской нефти, добытой исламистами, через территорию Турции. Американские дипломаты при помощи достаточно существенных денежных сумм смогли убедить Р.Т.Эрдогана начать операцию «Щит Евфрата», поскольку ВС США в настоящее время не обладают стопроцентным поводом для вооруженного вмешательства. Причина согласия Р.Т.Эрдогана на это заключается и в том, что курдские отряды совместно с сирийскими подразделениями и при поддержке ВКС РФ стали резко сокращать «жизненное пространство» противника на севере Сирии. По мнению китайских военных, второй и исконно «турецкий» замысел операции «Щит Евфрата» состоит в том, что президент Турции отправил в Сирию подразделения ВС страны, в которых до сих пор проходят службу офицеры, верные идеям Мустафы Кемаля Ататюрка, а, значит, представляющие угрозу правления Р.Т.Эрдогана.

С учетом информации о разговоре Д.Трампа с Г.Киссинджером можно предположить, что для официального Пекина наиболее существенными будут задачи укрепления мер военного доверия с мусульманскими странами шиитского толка, расширения областей экономического взаимодействия с Германией и Францией, а также гармонизация торгово-экономического сотрудничества с РФ. Российское направление китайской экономики обретет «новую актуальность», поскольку Д.Трамп будет использовать «южнокорейскую» и «японские» карты в игре с официальным Пекином.

Очевидно, что усиливающийся интерес официального Пекина к Сирии обусловлен несколькими факторами.

Геополитический. Сирийская кампания является примером столкновения интересов мирной политики РФ и гегемонистической США. В данной ситуации для официальной Москвы необходимо удержать под контролем Сирию. На территории этого ближневосточного государства располагаются ПМТО ВМФ РФ в Тартусе и авиационная база Хмеймим, в строительство и развитие которых были вложены значительные средства. Именно эти объекты позволяют обеспечить российское присутствие в Средиземном море.  Кроме того, сирийская операция ВС РФ позволяет бороться с исламистами, которые представляют реальную угрозу для России.

Стратегический. Сирия обладает значительными запасами углеводородов, доступ к котором хотели бы получить китайские нефте- и газодобывающие корпорации. Кроме того, сирийские товары и порты могут быть включены в схему «Морского шелкового пути XXI века».

Тактический. В официальном Пекине заинтересованы в уничтожении террористов из числа китайских уйгур, которые на протяжении первых четырех лет конфликта массово уезжали на войну в Сирию. Именно возможность их возвращения на родину и проведение террористических актов является основным «драйвером» военно-политического руководства КНР, которое намерено самым серьезным образом усовершенствовать систему национальной безопасности.

Технический. Предприятия ОПК КНР начали выполнять «сирийские»  контракты и соглашения, подписанные еще до начала боевых действий. Китайские специалисты внимательно отслеживают информацию о реальном применении образцов ВВТ, поставляемых ВС Сирии и Ирана, которые принимают активное участие в наземной операции против исламистов.