- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Путь к декларации Бальфура

В новом, 2017 году в Израиле будут отмечаться несколько круглых дат, особо значимых в новейшей истории еврейского государства: 120-летие I сионистского конгресса, на котором была объявлена программа воссоздание еврейской государственности в Эрец-Исраэль; 70-летие решения Генеральной Ассамблеи ООН о разделе британской подмандатной территории Палестина (Эрец-Исраэль) на два государства – еврейское и арабское; 50-летие победы в Шестидневной войне (особый акцент будет делаться на воссоединении Западного и Восточного Иерусалима), а также 100-летие декларации Бальфура, первого в новое время нееврейского документа, с которого началось признание международным правом политических прав еврейского народа на его исторической родине. Важность этого документа осознается не только евреями, но и арабами. И не случайно в Палестинской национальной администрации (ПНА) даже обсуждалась возможность подачи иска против правительства Великобритании из-за декларации Бальфура, приведшей палестинских арабов, по мнению их политического руководства, к национальной катастрофе.

Упомянутый исторический документ представляет собой краткое официальное письмо, датированное 2 ноября [1] 1917 года [2], которое было направлено министром иностранных дел Великобритании [3] лордом Артуром Джеймсом Бальфуром [4] лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду [5], представителю британской еврейской [6] общины, для передачи его Сионистской [7] федерации Великобритании.

[8]

Лорд Артур Джеймс Бальфур (1848-1930)

[9]

Лорд Лайонел Уолтер Ротшильд (1868-1937)

Вот текст этого письма:

Министерство иностранных дел, 2 ноября 1917 года

Уважаемый лорд Ротшильд,

Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную:

«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения Сионистской федерации.

Искренне Ваш,

Артур Джеймс Бальфур.

[10]

Оригинал декларации Бальфура

Следует помнить о том контексте, в котором правительство Великобритания сочло нужным и возможным принять эту декларацию: Шла Первая мировая война. Великобритания входила вместе с Россией и Францией в состав Антанты, противостоявшей Четверному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Положение евреев на этом фоне оказалось особо трагичным, поскольку сотни тысяч еврейских солдат и офицеров сражались по обе линии фронта. При этом Турция, под властью которой находилась тогда Палестина/Эрец-Исраэль, десятки лет упорно отказывалось идти на какие бы то ни было уступки еврейскому национально-освободительному движению (с начала 80-х годов XIX в. – палестинофилам, а после 1897 г. – сионистам), что вызвало у сторонников сионизма глубокое разочарование в возможности достижения соглашения с турками.

Ситуация в Палестине/Эрец-Исраэль обострилась с началом Первой мировой войны. Турки прибегли к депортациям евреев-поданных стран Антанты, в первую очередь России. В первую очередь от изгнания пострадало население Тель-Авива, состоявшее тогда в своем подавляющем большинстве из репатриантов из России.

[11]

Изгнание жителей Тель-Авива. Рисунок Нахума Гутмана (1898-1980)

Часть еврейских изгнанников из Тель-Авива и близлежащей Яффы нашли временное убежище в сельскохозяйственных еврейских поселениях. При этом многие из них стали в годы войны жертвами голода и болезней.

[12]

Обелиск на кладбище кибуца Квуцат-Кинерет в память о 430 изгнанниках из Тель-Авива и Яффы, умерших от голода и болезней в 1917 – 1918 гг.

Другая часть евреев-российских поданных, проживавших в Палестине/Эрец-Исраэль, была депортирована турками или бежала в Египет. Там по инициативе бывшего российского унтер-офицера Йосефа Трумпельдора (1880-1920 гг.), участника обороны Порт-Артура, ставшего впоследствии национальным героем Израиля, была создана первая еврейская добровольческая воинская часть в составе британской армии – «Сионский корпус погонщиков мулов».

[13]

Солдаты Сионского батальона погонщиков мулов. 1915 год.

«Сионский корпус» выполнял преимущественно задачи по транспортировке боеприпасов и других военных грузов. Он был направлен британским командованием на Галлиполийский фронт.

[14]

Йосеф Трумпельдор на Галлиполийском фронте

Одновременно с этим в самой Палестине/Эрец-Исраэль была создана подпольная еврейская организация НИЛИ (аббревиатура слов из Первой книги Самуила 15, 29 «Вечность Израиля Не Обманет» на иврите). В ее состав вошли около 30 уроженцев страны, имевших турецкое подданство. Члены НИЛИ занимались сбором разведывательных данных для британской армии, готовившейся к наступлению на Палестину/Эрец-Исраэль с территории Египта.

[15]

Сарра Аронсон, член организации НИЛИ.

После провала подпольной организации в 1917 году большинство ее членов были схвачены турками

[16]

Менаше Бронштейн (стоит) и Ицхак Гальперин, члены организации НИЛИ, в тюрьме в Дамаске. 1917 г.

и после пыток казнены.

[17]

Тела Наамана Белкинда (справа) и Йосефа Лишанского, членов НИЛИ, на виселице в Дамаске, 1917 г.

На фоне этих событий среди еврейских эмигрантов из России, находившихся главным образом в США, Англии и Канаде была развернута кампания за создание еврейской боевой части, которая приняла бы участие на стороне англичан в боях непосредственно за Эрец-Исраэль, с тем, чтобы еврейское национально-освободительное движение получило бы возможность в случае победы стран Антанты заявить о свои правах на эту страну.

[18]

Пропагандистский плакат времен Первой мировой войны с призывом к мобилизации добровольцев. Надпись на идише: «Вы нужны вашей древней Родине! Вступайте в еврейский легион».

Первым идею создания Еврейского легиона выдвинул Пинхас (Петр) Рутенберг (1878-1942 гг.), бывший российский эсэр, ставший впоследствии одним из основателей организации еврейской самообороны в Эрец-Исраэль – Хаганы и создателем израильской Электрической компании.

[19]

Пинхас Рутенберг

Однако добиться создания Еврейского легиона на практике сумел журналист Зеев (Владимир) Жаботинский (1880-1940 гг.), ставший впослествии основателем ревизионистского течения в сионизме, на идеологии которого много лет спустя была построена нынешняя правящая партия Израиля — Ликуд.

[20]

Зеев Жаботинский среди офицеров  Еврейского легиона (третий  справа во втором ряду).

В составе Еврейского легиона было два стрелковых батальона. Первый из них, 39-й стрелковый батальнон именовался также Первым иудейским. Неофициально его называли «американским», поскольку большинство его солдат прибыли в качестве добровольцев из США. Первый иудейский батальон принял непосредственное участие в боях против турецких войск в Заиорданье (на территории нынешней Иордании) и в Иорданской долине. Зеев Жаботинский, служивший в Первом иудейском батальоне описал эти события в своей написанной в 1928 году на русском языке документальной книге «Слово о полку».

[21]

Обложка первого издания «Слова о полку» Зеева (Владимира) Жаботинского

[22]

Знамя Первого иудейского стрелкового батальона

Второй батальон Еврейского легиона (он же 40-й стрелковый батальон британской армии) был создан уже после вступления британских войск в Палестину/Эрец-Исраэль и состоял преимущественно из местных молодых еврейских добровольцев.

[23]

Группа солдат Еврейского легиона.

Его командиром был назначен полковник австралийской армии Элиэзер Марголин (1875-1944 гг.), родившийся в России и выросший в Палестине/Эрец-Исраэль.

[24]

Полковник Элиэзер Марголин, командир Второго иудейского стрелкового батальона

С точки зрения еврейского национально-освободительного движения важнейшей победой Первой мировой войны стало вступление британских войск под командованием генерала Эдмунда Алленби (1861-1936 гг.) в Иерусалим, освобожденный от турок.

[25]

Генерал Эдмунд Алленби вступает в Иерусалим. 1917 год.

В составе войск Э.Алленби в Иерусалим вступил и Еврейский легион.

[26]

Солдаты Еврейского легиона у Стены плача после взятия Иерусалима в 1917 году.

Таким образом, декларация, врученная в 1917 году министром иностранных дел Великобритании лордом А.Дж.Бальфуром представителю Еврейской общины Великобритании лорду Л.У.Ротшильду, представляла собой демонстрацию дружбы и признательности в отношении союзника, пусть второстепенного, который честно заплатил за этот документ кровью своих бойцов.

[27]

Британское военное кладбище на горе Скопус в Иерусалиме. Могилы еврейских солдат британской армии, павших в боях за Палестину/Эрец-Исраэль в  Первую мировую войну.

В результате Первой мировой войны Палестина/Эрец-Исраэль со столицей в Иерусалиме впервые в новой истории стала отдельной политической единицей. Иврит был объявлен одним из ее официальных языков (наряду с английским и арабским), а первым британским Верховным комиссаром Палестины/Эрец-Исраэль был назначен еврей – виконт Герберт Луис Сэмюэль (1870-1963 гг.).

[28]

Виконт Герберт Луис Сэмюэль

Еврейский легион сыграл заметную роль в формировании политической элиты «ишува» (организованной еврейской общины) Палестины/Эрец-Исраэль времен британского мандата и первых лет независимости Израиля.

[29]

Давид Бен-Гурион (1886-1973), будущий первый премьер-министр Государства Израиль в форме солдата Еврейского легиона. 1918 г.

Позднее Еврейский легион стал образцом для создания Еврейской бригады, сражавшейся во время Второй мировой войны в составе Британской армии на Североафриканском и на Итальянском фронтах.

[30]

Плакат времен Второй Мировой войны, посвященный Еврейской бригаде. Надпись на иврите: «К мести и освобождению!»

После окончания Второй Мировой войны бывшие солдаты и офицеры Еврейской бригады стали в свою очередь ядром Армии обороны Израиля – ЦАХАЛа.