- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Европейский союз – Северная Африка: сотрудничество в рамках европейской политики соседства

Европейская политика соседства (ЕПС) является частью внешней политики ЕС. Ее целью является укрепление отношений и сближение с соседними странами для достижения общих целей.

ЕПС была разработана и утверждена Европейской комиссией в 2004 году и впоследствии осуществлялась на основании Планов действий. Исполнительным органом для проведения финансовой составляющей ЕПС является «Европейский инструмент политики соседства» (The European Neighbourhood Instrument, ENI).

В 2011 году Европейская комиссия запустила инициативу по изменению ЕПС, которая называлась «A new and ambitious European Neighbourhood Policy». Необходимость этих изменений связывалась в первую очередь с политическими потрясениями на Ближнем Востоке и Северной Африке, называемых «арабская весна», которые, по мнению руководства Европейским Союзом, требовали нового подхода в политике отношений с соседями.

Пересмотр был предметом дискуссий и обсуждений представителей общественности, ученых, институтов ЕС, правительств и т.д. По итогам обсуждений в 2015 году был представлен Совместное коммюнике от 18.11.2015 под названием «Пересмотр Европейской политики соседства».

В этом коммюнике отмечается, что за последние 12 лет во многих странах – соседях Европы произошли коренные сдвиги. Они имеют положительные стороны в виде начала широких реформ по повышению верховенства права и социальной справедливости. Но в то же время есть и отрицательные моменты в виде экономических потрясений, возникновения новых конфликтов, экспансии терроризма, всплеском нелегальной миграции и иных негативных последствий.

В одиночку противостоять этим вызовам, по мнению авторов коммюнике, странам Европейского союза сложно, поэтому преодолевать упомянутые выше вызовы необходимо совместными усилиями, для чего и принимается Новая ЕПС.

Наряду с укреплением соседских отношений ключевым направлением новой ЕПС становится помощь в стабилизации политических процессов в странах, являющимися соседями Европейского союза. Эта помощь должна выражаться в поддержке демократических реформ, движения в сторону максимальной открытости взаимных рынков, стимулировании экономического роста, расширения перспектив для молодежи. Большое внимание будет уделяться борьбе с изменением климата и улучшению положения дел в вопросах энергетической безопасности, а также реформированию системы безопасности в целях борьбы с терроризмом, преступностью, нелегальной миграцией[i] [1].

В рамках ЕПС соглашения об ассоциации с Европейским союзом вступили в силу с Алжиром в 2005 году, с Египтом в 2004 году, с Марокко в 2000 году, с Тунисом в1995 году. Ливия не имеет соглашения об ассоциации с Европейским союзом, однако финансовая помощь в рамках этой политики ей оказывается[ii] [2].

Алжир получает финансовую помощь от Европейского союза главным образом через ENI. Общая сумма этой поддержки на 2014 – 2017 годы была утверждена в размере от 121 до 148 млн евро (в зависимости от фактической потребности в них и исполнения курса следования реформам). Эти деньги выделяются на следующие цели: реформа судебной власти, повышение участия граждан страны в политической и общественной жизни, реформирование рынка труда, поддержка диверсификации экономики и более эффективных методов экономического управления.

В 2014 году фактический объем выделенных денежных средств составил 26,3 млн евро, в том числе 9 млн евро на поддержку судебной власти, 7,3 млн евро на поддержку развития СМИ, 10 млн евро на поддержку системы образования.

В 2015 году  аналогичный показатель составил 25 млн евро, в том числе на проведение экономических реформ и повышение инвестиционной привлекательности 17 млн евро и 8 млн евро на поддержку повышения уровня участия граждан страны в политической и общественной жизни.

Помимо ENI, финансовую помощь от Европейского союза Алжир получает через Чрезвычайный целевой фонд поддержки стабильности и ликвидации причин нелегальной миграции и перемещения лиц в Африке (EU Emergency Trust Fund for stability and addressing root causes of irregular migration and displaced persons in Africa, далее по тексту EFS). В настоящее время в странах Северной Африки действуют 3 программы общим бюджетом 27,5 млн евро, но Алжира касается только одна из них – Создание основы для регионального развития и региональной защиты (от нелегальной миграции) стоимостью 10 млн евро. Она реализуется во всех 5 странах Северной Африки. Пока она включает в себя мероприятия по реализации мероприятий по улучшению взаимодействия государственного и частного секторов с целью оказания помощи потенциальным нелегальным мигрантам по поиску работы и некоторым иным вопросам социального характера.

Помимо Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом, Египет в 2007 году подписал Совместный план действий с Европейским союзом, который является основой для взаимодействия в политической, социальной и экономической сферах.

Финансовую помощь Египет также получает через ENI, ее объемы на 2014 – 2016 год были утверждены в суммах от 311 млн евро до 380 млн евро. Основные цели этой помощи: способствование ликвидации бедности, социально-экономическое развитие и социальная защита, стимулирование развитие бизнеса, качество жизни и окружающая среда.

В 2014 году фактический объем помощи составил 115 млн евро, в том числе на программу газификации Египта — 68 млн евро, создание предприятия по переработке мусора в городе Кафр-эш-Шейх – 17 млн евро, программу расширения доступа к образованию и защиту детей, находящихся в сложной ситуации – 30 млн евро. Дополнительно в том же году было выделено 10 млн евро для целей борьбы с загрязнением окружающей среды.

В 2015 году аналогичный показатель достиг 105 млн евро, они были распределены на проекты в области развития возобновляемой энергетики (в том числе создание ветряной электростанции в городе Суэц), мероприятия в сфере защиты прав человека, совершенствование системы информационной политики.

Помимо ENI, Каир является основным участником программы упомянутого фонда EFS «Улучшение противодействия нелегальной миграции в Египте» стоимостью 11,5 млн евро. Программа подразумевает оказание помощи Египту в создании системы противодействия нелегальной миграции, включая создание органов администрации и институтов.

Ливия в 2014 году получила от ENI помощь в объеме 8 млн евро в целях поддержки правительственных органов. После 2011 года в Ливии дополнительно были реализованы 3 программы по поддержке гражданских свобод общей стоимостью 8,5 млн евро, которые проводились путем предоставления грантов из бюджета Европейского союза неправительственным организациям Ливии.

Фонд EFS также осуществляет проект по защите перемещенных лиц в Ливии стоимостью 6 млн евро.

Марокко как и Египет, помимо Соглашения об ассоциации подписало с Европейским союзом Совместный план действий. Королевство также является привилегированным партнером Европейского союза в области политической и экономической кооперации. На период 2014 – 2017 гг. ENI утвердило объемы помощи в размере от 728 млн евро до 890 млн евро. По показателю объемов финансовой помощи в рамках политики соседства Марокко сегодня является ее самым крупным получателем.

Основными направлениями помощи королевству являются поддержка экономического роста, улучшение доступа населения к социальным услугам, поддержка демократических процессов и верховенства права.

В 2014 году ENI оказало Рабату финансовую помощь в объеме 218 млн евро, в том числе 90 млн евро на реформу системы здравоохранения, 70 млн евро на поддержку институтов судебной власти, 38 млн евро на поддержку строительства солнечной электростанции Уарзазат. Еще 20 млн евро в форме займа были предоставлены на развитие возобновляемой энергетики.

В 2015 году аналогичный показатель достиг 180 млн евро, в том числе 5 млн евро на реформирование мест лишения свободы, 130 млн евро на поддержку правительственных инициатив по стимулированию экономического роста, 45 млн евро на поддержку системы профессионального образования.

Тунис был первой страной Средиземноморья, подписавшей соглашения об ассоциации с Европейским союзом в 1995 году.

На период 2014 – 2020 гг. ENI планирует оказать помощь Тунису в общем объеме от 725 млн евро до 886 млн евро. В 2014 году и в 2015 году объемы помощи достигли 234 млн евро.

Основные цели этой помощи – поддержка социально-экономических реформ, усиление демократических основ, вопросы общего развития страны.

Помимо ENI, Тунис является получателем финансовой помощи со стороны Umbrella Fund (функционирует в Европе), объемы помощи достигли 50 млн в 2014 году и 71,8 млн в 2015 году. Хотя эта помощь не является элементом ЕПС.

В целом ЕПС выглядит более влиятельным и решительным инструментом, чем Союз для Средиземноморья, который по своей сути стал вспомогательной и аморфной структурой, реально не оказывающей никакого влияния на экономические процессы.

Одним из основных направлений ЕПС осталась поддержка институтов демократизации общества, органов судебной власти и социальной политики. В качестве новой тенденции стоит выделить повышение внимания к вопросам противодействия нелегальной миграции и поддержку развития сектора производства энергии из возобновляемых источников в некоторых странах Северной Африки. По-видимому, эти направления взаимодействия останутся приоритетными в ближайшие годы.

Что касается поддержки мероприятий по противодействию нелегальной миграции, то вряд ли ограничиваются описываемыми в настоящей статье суммами. Возможно, серьезную финансовую поддержку африканским странам европейцы оказывают через пограничное агентство Frontex, и они касаются действий непосредственно по защите границ и борьбе с нарушителями. Однако в силу разных причин их суммы не подлежат раскрытию.

[i] [3] Текст коммюнике взят из источника https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/neighbourhood/pdf/key-documents/151118_joint-communication_review-of-the-enp_russian.pdf [4]

[ii] [5] При описании проектов и основ взаимодействия использовались данные официального сайта Европейской Комиссии http://www.euneighbours.eu/main.php?id=494&id_type=2 [6]