- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 декабря 2016 года – 8 января 2017 года)

Наиболее важные события в регионе за минувшие недели происходили в Сирии и Ираке. В Сирии 30 декабря при посредничестве России, Турции и Ирана вступило в силу соглашение о прекращении огня. В Ираке 29 декабря правительственные войска начали «вторую фазу» операции по освобождению города Мосул от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ).

29 декабря при посредничестве России, Турции и Ирана между сирийским правительством и вооруженной оппозицией были подписаны документы по прекращению огня в Сирии, комплексу мер по контролю за режимом прекращения огня и готовности начать мирные переговоры по урегулированию конфликта в стране. РФ, Турция и Иран взяли обязательства по контролю и гарантиям мирного урегулирования в Сирии. Режим прекращения огня в САР вступил в силу 30 декабря. Отряды оппозиции, подписавшие соглашение о прекращении огня, насчитывают около 60 тыс. человек. Перемирие не распространяется на ИГ и «Джебхат ан-нусру» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам», запрещена в России), а также связанные с ними вооруженные формирования. «Организации, которые не прекращают боевых действий, переходят в разряд террористических». РФ и Турция, выступившие гарантом соблюдения перемирия, создали совместную комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями соглашения.

Президенты России и Сирии В. Путин и Б. Асад дали высокую оценку достигнутым договоренностям о прекращении огня в САР. Б. Асад выразил готовность к их соблюдению. В то же время он заявил, что война в Сирии не закончится до тех пор, пока в стране не будут ликвидированы террористы. Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии объявила о своей приверженности к соглашению о перемирии. Но группировка «Ахрар аш-Шам» заявила, что не подписывала соглашение о прекращении огня, так как у нее имеются замечания в отношении данной договоренности.

Договоренности о прекращении огня в Сирии получили широкую международную поддержку. Совет Безопасности ООН 31 декабря единогласно принял резолюцию в их поддержку и одобрил проведение в Астане переговоров между Дамаском и оппозицией. В то же время «договоренности по Сирии хрупкие, они требуют особого внимания и терпения», считает В. Путин. Ряд экспертов отмечают, что у РФ и Турции присутствуют «различные подходы к тому, кто является нарушителем данных соглашений – и вообще, как именно должен протекать процесс политического урегулирования в САР».

Тем временем идет подготовка к мирным переговорам по Сирии, намеченным на 23 января в Астане, уточняется состав их участников. Глава МИД РФ С. Лавров считает, что к переговорам в Астане может присоединиться Египет, а на последующих этапах – Саудовская Аравия, Катар, Ирак и Иордания. С. Лавров также надеется, что администрация Д. Трампа после его вступления в должность присоединится к мирным переговорам по Сирии. Президент Турции Р. Т. Эрдоган желает видеть в Астане представителей КСА и Катара. В то же время Анкара категорически возражает против участия в переговорах представителей сирийских курдов, которых турки считают «террористическими организациями». В совместном заявлении от 2 января 12 формирований сирийской вооруженной оппозиции объявили, что замораживают все контакты, связанные с подготовкой к переговорам в Астане «до тех пор, пока нарушениям перемирия со стороны режима не будет положен конец». «Если мы не сможем остановить нарушения режима прекращения огня, встреча в Астане может потерпеть крах», — заявил 4 января глава МИД Турции М. Чавушоглу, отметив, что Анкара работает с Москвой над выработкой мер против нарушителей режима перемирия в Сирии. США не были приглашены на переговоры по Сирии, тем не менее, госсекретарь Дж. Керри будет оставаться на связи со своими коллегами, сообщили в Госдепартаменте США.

Между тем обстановка в Сирии остается очень сложной. В различных районах страны ежедневно фиксируются нарушения режима прекращения огня. Около 5,5 млн жителей Дамаска и его окрестностей с 22 декабря отрезаны от центрального водоснабжения в долине Вади-Барада, где находятся источники, обеспечивающие 70% потребностей столицы в воде и которые удерживают в своих руках экстремисты. Они вывели из строя трубопровод, по которому в столицу поступает питьевая вода. Действия сирийской армии и ее союзников, посреднические усилия России привели к тому, что 7 января в длине Вади-Барада вступило в силу перемирие. Боевики согласились пропустить ремонтные бригады к водному источнику. Второй этап соглашения предполагает, что стороны вступят в переговоры об условиях капитуляции бандформирований в долине Вади-Барада.

В центральной провинции Хомс сирийская армия медленно оттесняет боевиков ИГ к Пальмире. К северо-востоку от Алеппо турецкие войска и отряды сирийской вооруженной оппозиции ведут ожесточенные бои с боевиками ИГ в городе Эль-Баб. На западной окраине Алеппо после объявления перемирия установилось относительное затишье. В освобожденные от боевиков восточные кварталы города постепенно возвращаются мирные жители. Правительство Сирии утвердило 7 января программу поэтапной реконструкции Алеппо. Она предусматривает восстановление работы коммунальных служб и промышленности, укрепление безопасности, возвращение к нормальной работе образовательных и медицинских учреждений. В районе Дейр-эз-Зора боевики ИГ практически ежедневно атакуют позиции сирийской армии. В последнее время авиация западной коалиции резко усилила авиаудары по боевикам ИГ на северо-востоке Сирии, особенно в районе города Ракка. К юго-западу от Дамаска на сторону правительственных войск перешли 5 января вооруженные оппозиционеры сразу из пяти населенных пунктов. Крупные теракты, приведшие к многочисленным человеческим жертвам, были совершены 5 января городе Джебла под Латакией, 7 января в городе Аазаз недалеко от границы с Турцией и 8 января в окрестностях Дамаска.

6 января Минобороны РФ приступило к сокращению группировки войск в Сирии. Первой район конфликта покидает корабельная группа во главе авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Поддержка ВКС России сыграла основную роль в победах сирийской армии, проложивших путь к перемирию и урегулированию кризиса, заявил начальник генштаба ВС САР генерал А. Айюб, подчеркнув, что Сирия надеется на дальнейшее укрепление связей с РФ во всех областях, в том числе в военной сфере.

Подразделения спецназа вооруженных сил Ирака начали 29 декабря «вторую фазу» наступления в Мосуле – крупнейшем городе на севере страны с целью его освобождения от боевиков «Исламского государства». Сообщается, что военные ведут наступление по трем направлениям: с севера, востока и юга. При этом, как и прежде, главным остается восточное направление. По заявлению иракского командования, по состоянию на 6 января от противника освобождено примерно 70% восточной части Мосула.

5 января иракские правительственные силы начали наступление в западной провинции Анбар с целью освобождения от боевиков ИГ городов Ана, Рава и Эль-Каим, расположенных в долине реки Евфрат недалеко от границы с Сирией. В наступлении участвуют части регулярной армии, федеральной полиции (аналог внутренних войск) и отряды лояльных багдадскому правительству местных суннитских племен.

В конце декабря 2016 г. – начале января 2017 г. в Ираке отмечается резкое усиление террористической активности. Крупные теракты с многочисленными человеческими жертвами были совершены 31 декабря, 1, 2, 5, и 8 января. Ответственность за них взяли на себя джихадисты из ИГ.

7 января свой первый официальный визит в Ирак начал премьер-министр Турции Б. Йылдырым. Вместе с ним в Ирак прибыли министр национальной обороны Ф. Ышык, министр экономики Н. Зейбекчи и министр энергетики и природных ресурсов Б. Албайрак. По итогам закрытой встречи глав правительств двух стран Х. аль-Абади и Б. Йылдырыма достигнута договоренность о выводе турецких войск с военной базы, расположенной в районе Башика на севере Ирака недалеко от Мосула. В Багдаде 7 января прошло заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция-Ирак под председательством премьеров двух стран. 8 декабря Б. Йылдырым прибыл в столицу иракской курдской автономии Эрбиль, где провел переговоры с ее руководителем М. Барзани.

В Турции в Стамбуле в новогоднюю ночь был совершен крупный теракт. Погибли 39 и получили ранения 69 человек. Эксперты полагают, что «в связи с терактом в Стамбуле совершенно очевиден пока только один вывод: силовой блок страны обескровлен и предельно ослаблен чистками и репрессиями после путча (в июле 2016 г.), что еще очень долго будет оказывать в стране негативное воздействие». Парламент Турции 3 января одобрил продление режима чрезвычайного положения в стране еще на три месяца, начиная с 19 января.

Тем временем в Турции продолжаются чистки и преследования в отношении лиц, подозреваемых в попытке переворота и связях с оппозиционным проповедником Ф. Гюленом. Так, 6 января турецкие власти уволили более 6 тыс. госслужащих. В их числе 2,7 тыс. полицейских, 1,7 тыс. сотрудников министерства юстиции, 838 сотрудников министерства здравоохранения, до 630 работников науки и 135 чиновников аппарата по религиозным связям.

6 января глава МИД Турции М. Чавушоглу заявил, что закрытие авиабазы Инджирлик для ВВС международной коалиции во главе с США не стоит в повестке дня. В этот же день министр национальной обороны Турции Ф. Ышик заявил, что НАТО нужно помнить, что они пользуются базой Инджирлик с разрешения Турции. Министр отметил, что Турция продолжает переговоры по этому вопросу с США и другими странами международной коалиции, но если этот диалог будет угрожать интересам страны и переговоры завершатся безрезультатно, то Анкара рассмотрит все возможные варианты.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху вновь отверг 8 января все обвинения СМИ в его причастности к коррупции после двух допросов полиции. Полиция на минувшей неделе дважды – 2 и 5 января — допрашивала Б. Нетаньяху в его резиденции в Иерусалиме.

В Иерусалиме 8 января 4 человека погибли, 15 получили ранения в результате наезда грузовика, управлявшегося террористом, на пешеходов.

Правительство Египта 29 декабря одобрило договор с Саудовской Аравией о демаркации морских границ и передало его для утверждения в парламент страны, а 31 декабря Апелляционный суд Каира постановил прекратить действие апелляции на решение о законности демаркации морской границы с КСА. Тем самым пограничное соглашение между Египтом и Саудовской Аравией признано легитимным.

Власти Чада объявили 5 января об одностороннем закрытии сухопутной границы с Ливией в связи с наличием «потенциальной серьезной угрозы проникновения на территорию страны террористов». Пограничные с Ливией районы объявлены чадскими властями зоной военной операции, куда будут введены войска.

4 января Мавритания и Саудовская Аравия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, «цементирующее» отношения межу двумя странами. Документ предусматривает развитее связей по вопросам боевой подготовки, военной логистики, медицинского обеспечения, а также обмен разведывательной информацией и военными делегациями.

В Алжире со 2 по 5 января прошли массовые протесты и беспорядки, затронувшие главным образом северные и северо-восточные районы страны. Торговцы (в основном мелкие) отказались открывать свои магазины, а на улицы вышли многочисленные толпы протестующих, представленные в основном молодежью. Произошли ожесточенные столкновения с силами правопорядка. Протесты переросли в нападения на государственные и общественные учреждения, крупные магазины. Эксперты отмечают, что вспышка протестной активности «стала закономерным отражением реакции алжирского общества на действия властей страны, пытающихся переложить последствия продолжающегося финансово-экономического кризиса на простое население» путем введения новых прямых и косвенных налогов.

 

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Саудовской Аравии

 

 

Саудовское руководство уделяет постоянное повышенное внимание укреплению национальных вооруженных сил, улучшению их технической оснащенности. Это вызвано, как считают в Эр-Рияде, необходимостью «законной обороны» от военных угроз и враждебных действий со стороны региональных противников КСА, прежде всего Ирана и влиятельных военно-политических сил в Йемене, а также продолжающихся войн в Ираке и Сирии. Серьезной угрозой является террористическая активность, прежде всего, экспансия группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ). Сохраняется потенциальная угроза от арабо-израильского и индийско-пакистанского конфликтов в случае их перехода в военную стадию. Необходимость наращивания военного потенциала КСА обусловливается и стремлением упрочить позиции Эр-Рияда на Ближнем Востоке, особенно в зоне Персидского залива, а также престижными соображениями – желанием продемонстрировать военную мощь королевства в арабском и исламском мире. В условиях сложной внутриполитической ситуации власти особое внимание уделяют повышению боеспособности Национальной гвардии (НГ), главной задачей которой является обеспечение безопасности правящего режима.

Военный бюджет КСА намного превосходит военные расходы любой другой страны Ближнего Востока и является одним из самых крупных в мире. В 2015 г. военные расходы королевства составили 81,9 млрд долларов или 13,7% от ВВП страны и 5,2% всех военных расходов в мире (3-е место после США (36%) и КНР (13%), но впереди России, занявшей 4-е место с 4%).

В состав саудовских ВС (234,5 тыс. человек) входят Сухопутные войска (75 тыс. чел.), ВВС (20 тыс.), войска ПВО (16 тыс.), ВМС (13,5 тыс.) и Национальная гвардия (100 тыс.). Имеются стратегические ракетные силы.

В военно-административном отношении территория КСА разделена на 6 военных округов: Центральный (штаб в Эр-Рияде), Северный (Хафр-эль-Батин), Западный (Джидда), Северо-Западный (Табук), Южный (Хамис-Мушайт) и Восточный (Эд-Дамам).

Верховным главнокомандующим ВС КСА является король, который определяет военную политику государства и осуществляет общее руководство вооруженными силами через Министерство обороны и авиации. Непосредственное руководство ВС осуществляет министр обороны и авиации. Оперативное руководство войсками осуществляет генеральный штаб. Его начальник является командующим вооруженными силами КСА.

Стратегические ракетные силы (СРС) имеют на вооружении порядка 40 устаревших китайских баллистических ракет средней дальности (БРСД) DF-3A, для которых на юго-западе КСА оборудовано 12 шахтных ПУ. Дальность пуска ракет составляет до 2700 км. С 2014 г. на вооружение поступают новейшие китайские БРСД DF-21 (дальность пуска до 3500км). СРС рассматриваются саудовским руководством в качестве элемента давления на Иран.

В боевом составе Сухопутных войск имеется 10 бригад (бртбр – 4, мбр — 5, вдбр – 1) и полк королевской гвардии. Соединения и части сухопутных войск дислоцируются преимущественно в приграничных районах. К основному вооружению относятся: 730 основных боевых танков (М1А2 «Абрамс», М60А3), 234 орудия полевой артиллерии, в т. ч. 224 САУ, 60 РСЗО, 437 минометов, до 1100 ПТРК, до 1000 ПЗРК, 765 БМП, 1573 БТР, 310 бронемашин. Кроме того, большое количество техники (в основном устаревшей) находится на хранении. Армейская авиация насчитывает 54 боевых вертолета АН-64 «Апач» и до 80 многоцелевых и транспортных вертолетов. С 2013 г. в войска поступают новейшие французские 155-мм самоходные гаубицы «Цезарь» (закуплено 36 ед.). Из США должен поступить 151 танк типа «Абрамс».

Основной организационной единицей ВВС является эскадрилья. На вооружении состоит 284 боевых самолета: тактических истребителей – 180, истребителей ПВО – 81, разведчиков – 16, самолетов ДРЛО и управления — 7. Имеется также 56 военно-транспортных и до 150 учебных самолетов, 18 самолетов-заправщиков, а также БПЛА и 46 многоцелевых вертолетов. Основу самолетного парка составляют американские тактические истребители F-15 различных модификаций (154 машины). В 2011 г. с США подписан контракт на поставку 84 истребителей F-15SA (Saudi Advanced), отличающихся малой заметностью для РЛС. Первая партия из четырех машин прибыла в КСА в декабре 2016 г. Американцы модернизируют 80 истребителей F-15S до уровня F-15SA. Новейшими боевыми самолетами ВВС КСА являются британские многоцелевые истребители 4-го поколения ЕF-2000 «Еврофайтер Тайфун» (68 ед.). ВВС КСА имеют 6 основных авиабаз, а также используют 15 аэродромов. Аэродромная сеть обеспечивает рассредоточение авиации и выполнение необходимого маневра силами. В саудовских ВВС не отработано в полной мере взаимодействие с сухопутными войсками и ВМС. Недостаточно развиты средства РЭБ и воздушная разведка, трудности существуют в управлении силами авиации, организации связи.

В боевом составе войск ПВО имеется 52 батареи ЗУР: «Пэтриот» РАС-2/3 – 21 (168 ПУ), «Усовершенствованный Хок» — 16 (128 ПУ) «Шахин»/«Кроталь» — 17 (141 ПУ). Имеется также до 400 ПУ ЗРК ближнего действия «Авэнджер», 500 ПЗРК и 270 орудий зенитной артиллерии. Контроль воздушного пространства обеспечивают свыше 100 РЛС. Новейшим и наиболее эффективным средством ПВО КСА являются ЗРК «Пэтриот» РАС-3, обладающие эффективными возможностями ПРО. В 2015г. с США подписан контракт на поставку 600 ЗУР для ЗРК «Пэтриот» РАС-3. Саудовская система ПВО по своей технической оснащенности является одной из самых современных в регионе, уступая лишь Израилю. Вместе с тем, взаимодействие между ВВС и ПВО отлажено не в полной мере. Войска испытывают серьезные трудности в деле освоения и эксплуатации сложной современной техники. ПВО КСА составляет основу системы ПВО ССАГПЗ «Щит мира», однако уровень интеграции национальных систем ПВО аравийских монархий остается низким. КСА положительно относится к созданию с помощью США системы ПРО в зоне Персидского залива с антииранской направленностью.

Организационно ВМС состоят из двух флотов – Западного (на Красном море), Восточного (в Персидском заливе) и командования морской пехоты. В составе ВМС имеется 18 боевых кораблей (фрегатов – 7, корветов – 4, тральщиков – 7) и 81 боевой катер, в том числе 9 ракетных, и 21 вспомогательное судно. Большая часть кораблей и катеров находится в строю свыше 25 лет. ВМС располагают сетью баз и пунктов базирования на Красном море (5) и в Персидском заливе (8). Авиация ВМС имеет 12 противолодочных и 34 поисково-спасательных и многоцелевых вертолета. Морская пехота (3000 человек) состоит из одного полка. Имеется 4 батареи подвижного берегового ракетного комплекса «Отомат». В ВМС недостаточно развит тыл, слабым остается взаимодействие с сухопутными войсками и ВВС. Имеются проблемы с ремонтом корабельного состава. В 2015 г. США одобрили продажу КСА 4 многоцелевых кораблей типа фрегат. В США, Франции и Испании заказано до 100 патрульных катеров для ВМС и Береговой охраны.

В составе Национальной гвардии имеются 10 бригад и отдельные части, оснащенные артиллерией и легкой бронетехникой. Все командные должности в НГ занимают члены королевской семьи.

ВС КСА, обладая во многом самым современным вооружением среди армий других арабских стран, реально имеют крайне низкую боеспособность, что со всей очевидностью демонстрирует их участие в развязанной Эр-Риядом в 2015 г. войне в Йемене. Причем это относится ко всем видам ВС – сухопутным войскам, ВВС, ВМС, ПВО и НГ. Саудовские военные показывают «практически полное отсутствие элементов штабной выучки на среднем и высшем уровне, недостаточность боевого слаживания родов войск, катастрофически низкий уровень боевой подготовки и моральной устойчивости личного состава», отсутствие «реальной разведки». Так, королевские ВВС наносят «во многом бестолковые и малоэффективные удары с воздуха, которые не достигли ни одной из поставленных целей», но привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Сухопутные войска и НГ с трудом отбивают атаки повстанцев–хоуситов в приграничных районах КСА, неся при этом серьезные потери в людях и технике. Силы ПВО оказались не в состоянии успешно бороться с устаревшими ракетами советского производства и лишь в последнее время (скорее всего, с помощью специалистов из США) начали перехватывать эти ракеты. Флот КСА продемонстрировал «абсолютную недееспособность» в деле установления морской блокады побережья Йемена, а также не смог обеспечить необходимую огневую поддержку наступающих с моря войск. В итоге для поддержания морской блокады саудовцам пришлось просить о помощи ВМС США, Египта и ОАЭ.

И еще. Большие сложности саудовские военные испытывают в освоении, эксплуатации и ремонте современной техники. Армия не в состоянии «переварить» оружие и военную технику, которые были закуплены и продолжают поступать в страну. Сохраняется сильная зависимость от иностранных военных специалистов различного профиля, прежде всего технического.