- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегия и тактика салафитских организаций

В пропаганде возрожденцев делается упор на виновность Запада перед мусульманами. Экономическая отсталость рассматривается как результат  империалистической политики. Падение морали являются следствием политики западных стран, так как там общество сексуальной распущенности, господства наркомафии, население исповедует бездуховность и аморальность. Кроме того, Запад демонизирует приверженцев ислама. Объектом применения силы со стороны империалистических держав становятся Ирак и Сирия, Ливия, Афганистан и Палестина, а тех заботит, как бы обеспечить собственные  интересы и свести к минимуму собственные потери.

Фундаменталисты делают упор на дестабилизацию местного населения, чтобы таким образом создать предпосылки для своего прихода к власти. Первые шаги — атаки на кафе, рестораны, увеселительные заведения, т. е. «рассадники заразы».

Следующим шагом является организация массовых акций. Можно привести пример, связанный с Ираном. Иранцы периода исламской революции делали упор на кампании гражданского неповиновения, затем демонстрации, после этого массовые выступления, в которых приняло участие 5 млн человек. Это самое массовая демонстрация политического характера ХХ века.   Салафиты прибегают к террору, который  им использовать просто, ибо часть арабских стран получила независимость благодаря восстаниям против колонизаторов, а в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки режимы пришли к власти в результате переворотов. В 60-х годах ХХ века в этих странах был популярен маоистский лозунг, гласящий, что винтовка рождает власть.

Террор используется для дестабилизации обстановки, распространения недовольства к правительству, создание условий для его свержения. Целесообразность террористической акции, время совершения, политические последствия не просчитываются. Главным является нанесение ударов правящему режиму. Но крупный теракт расценивается как «спусковое устройство» для народного восстания. Теракт против президента АРЕ Анвара Садата, организованный «Исламским джихадом», повлек за собою захват подполковником Абуд аз-Зумром Асьюта, который удерживался в течение двух дней. В результате было убито более 100 человек.

Разные салафитские группы, например «Исламское государство», сирийская «Джебхат Фатх аш-Шам», алжирская Вооруженная исламская группа использовали сочетание терроризма с акциями против вооруженных сил и отрядов самообороны.

Теракты проводятся в «воспитательных целях» с целью добиться освобождения арестованных ранее фундаменталистов.

Террористические акции организуются также в ответ на действия вооруженных сил.

Наконец, теракты совершаются также параллельно с действиями вооруженных группировок, ведущих борьбу против правительства.

Преследуются теракциями также  и экономические цели, прежде всего удар по туризму, особенно в тех странах, где он приносит значительный доход в государственную казну.

Салафиты не отказываются от борьбы с применением банд боевиков, когда соотношение сил это позволяет. Причем боевые действия длятся от нескольких недель до годов борьбы.

Фундаменталисты ищут пути приобретения оружия массового поражения. Именно поэтому их так интересует Пакистан, как страна, обладающая ядерным оружием. Возрожденцы проводят линию на то, чтобы закупить или начать производство боевых отравляющих веществ. В Сирии и Ираке они сумели наладить производство компонентов химического оружия, используя их в атаках против правительственных сил.

Салафиты проводят линию на зомбирование боевиков. При этом используются сура 47 «Мухаммед» и аят 74 суры 4 «Женщины» Корана. Нередко употребляются наркотики. Впрочем, зомбирование применяется нечасто. Боевикам говорят, что должен поступить так-то, потому что этоготребует религия.

За исключением курса на мобилизацию основных сил в ходе военных действий салафиты следуют линии на децентрализацию. Однако некоторые фундаменталисты делают упор на индивидуальные теракты.  Это и в том, и в другом случаях затрудняет борьбу с ними.

Салафиты проводят крайне жестокую политику. В Ираке организовываются теракты против парикмахеров, поскольку они, дескать, бреют население, хотя сам пророк Мухаммед ходил с бородой. Террористические акции в Магрибе осуществляются против учителей и учеников, т. к. они посещают «безбожные школы», певцов, которые исполняют «безбожные песни», и писателей, пишущих «безбожные рассказы».

Современные салафиты чаще делуют упор на организованные массовые выступления. Этим фундаменталисты отличаются от возрожденцев старых времен, которые заявляли, что главное – обеспечить сильную группу, которая стремилась организовать и в конечном счете повела бы за собою массы.

Салафиты уделяют большое внимание пропаганде. При этом пропаганда ведется через средства массовой информации, листовки, а в последнее время через интернет и социальные сети, а вхождение в парламенты позволяет использовать трибуны для доведения до масс собственных лозунгов.

Салафиты не отрицают возможностей борьбы за массы в результате выборов в парламент. При этом они готовы идти на союз с представителями партий, однако придя к власти, они устанавливают свою диктатуру.

Салафиты учитывают роль вооруженных сил. Именно поддержка армии позволила в Ираке, Сирии, Египте и Алжире противостоять исламистам, а выступление ливийских Сил вооруженного народа на стороне лидера Джамахирии Муаммара Каддафи позволило ему восемь месяцев сопротивляться поддержанным НАТО фундаменталистам. С другой стороны, именно переход вооруженных сил на сторону восставшего народа в Иране обеспечил победу восстания. Правда, у шаха Резы оставался гвардия, но ее использованию воспротивились Соединенные Штаты.  Именно поэтому Партия исламского освобождения заявляет, что террор является неэффективным, а упор надо делать на проникновении в армию, органы безопасности и полицию с целью организовать переворот.

В самих государствах либо части стран, где салафиты пришли к власти, наблюдаются попытки исламизировать политическую и частную жизнь, но вмешательство в экономику со стороны фундаменталистов носит слишком общий характер. В качестве примера можно привести правление Движения «Талибан» в Афганистане. Женщинам было запрещено работать, отсюда распространение попрощайничества, ведь в результате стольких лет войны в стране осталось много вдов. Было запрещено появляется на улице без чадры. Мусульманам было запрещено появляется на улице без бороды или со слишком короткой бородой, к нарушившим это предписание применялась публичная порка. Был введен запрет на телевидение, видеомагнитофоны, светскую музыку. Была введена порка пьяных, отрубание руки за воровство. Предусматривались казни преступников членами семей, для чего для семьи выдавался автомат. Но вторым объектом, которому следовало государство, являлась экономика. Сборы за транзит товаров между Центральной Азией и Пакистаном были значительно снижены. Поощрялось производство героина для экспорта в Россию, Западную Европу и Соединенные Штаты с целью «травить неверных». Третий вид государства – борьба против Северного альянса. Таким образом, получалось не государство, а община. Города, как следствие, раскололись. Часть выступала против талибов, а часть их поддерживало.

Конечно, среди салафитов имелись и умеренные группы, выступавшие за победу в результате выборов. В качестве примера можно привести суданскую «Умму», тунисскую «Ан-Нахда» и алжирское Движение общества за мир.

Таким образом, салафиты прибегают к следующей тактике. Сначала идет дестабилизация обстановки вплоть до терактов и гражданской войны, затем сформирование исламского правительства и распространение фундаментализма на другие страны.