- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Сирии (7 – 14 января 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее – российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 152 нарушения режима прекращения огня. Обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Латакия, Алеппо, Хама, Дераа, Эль-Кунейтра, Эс-Сувейра. Это примерно на четверть ниже показателя предыдущей недели (219).

Обратила на себя внимание заметная разница в данных российского и турецкого центров. Первый сообщил о 36 нарушениях, второй – 116. Не исключено, что во втором случае учитывались боевые действия против непримиримых группировок, позиции которых находятся возле позиций отрядов вооруженной оппозиции, присоединившейся к перемирию.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Хама, Хомс, Идлиб, Дейр эз-Зор.

В частности, в результате авиаудара 12 января по позициям группировки «Лива аль-Хак», аффилированной с «Джебхат Фатх аш-Шам», в провинции Идлиб близ г.Тафтназ уничтожены десятки боевиков, включая видного полевого командира Хамеда аз-Зуба аль-Мальхама (боевой псевдоним – Абу Намаз аль-Джабури). Арабские СМИ утверждают, что при этом использовался ударный БЛА.

12 января Минобороны РФ сообщило в общем то очевидное, что с некоторых пор де-факто российские и турецкие военные договорились о координации действий авиации в небе над Сирией. Это стало очевидным намного ранее, когда самолеты ВКС России начали наносить удары по целям ИГ в районе г.Эль-Баб на севере провинции Алеппо. Этот город пытаются взять штурмом формирования протурецкой Свободной сирийской армии (ССА) и подразделения турецких войск.

12 января в рамках объявленного сокращения сил и средств российской группировки в Сирии из этой страны в Россию вылетели 6 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Одновременно на авиабазу «Хмеймим» в порядке ротации прибыли 4 штурмовика Су-25.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Хама, Хомс, Идлиб, Дамаск, Дейр эз-Зор, Дераа.

В частности, 8 декабря самолеты и вертолеты ВКС России и ВВС Сирии активно работали по целям джихадистов в провинции Хомс, совершив в общей сложности до 60 вылетов. В результате ударов уничтожены свыше 60 боевиков.

11 января наносились удары по позициям ИГ к югу от г.Эль-Баб, что может свидетельствовать о намерении сирийских войск атаковать его с юга. С севера на него наступают турецкие подразделения и формирования ССА.

Тем временем в ночь с 12 на 13 января самолеты ВВС Израиля нанесли удар по объектам авиабазы ВВС Сирии «Мезза», что к западу от Дамаска.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На севере провинции Алеппо 8 января формирования ССА и турецкие подразделения попытались штурмовать позиции отрядов ИГ в восточных кварталах г.Эль-Баб, однако эта попытка провалилась.

10 января отражена массированная атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил к югу от авиабазы «Кувейрес» в районе комплекса зданий академии ВВС.

12 января правительственные силы не допустили прибытия подкреплений ИГ в район Эль-Баб из Дейр Хафера. По имеющимся данным, к этой дате в районе авиабазы «Кувейрес» сосредочились до 6 тысяч бойцов правительственных сил в ожидании приказа начать продвижение к г.Эль-Баб, который уже несколько недель пытаются штурмовать формирования протурецкой ССА и подразделения турецкой армии.

В провинции Хомс 10 января отражена одна из самых массированных атак боевиков ИГ на осажденную авиабазу Т-4. 12 января правительственным силам удалось вытеснить боевиков ИГ из районов к югу от авиабазы.

В провинции Дейр эз-Зор в районе деревни Аль-Кубар (40 км к западу от провинциального центра) силы международной коалиции провели 9 января достаточно редкую для них специальную операцию силами подразделений спецназа. Спецназовцы действовали с 6 вертолетов. Их основной целью была автомашина, следовавшая из провинции Ракка, и находившиеся на ее борту джихадисты. В ходе операции были ликвидированы 25 боевиков ИГ.

В провинциальном центре формирования ИГ 14 января предприняли массированный штурм позиций правительственных сил. Попытка штурма была отбита с большими для боевиков потерями. При его отражении активно работали самолеты ВКС России и ВВС Сирии. По данным правозащитников, правительственные сил также потерли свыше 10 бойцов убитыми.

В провинции Ракка в западной ее части 11 января формирования ИГ контратакой против поддерживаемых международной коалицией отрядов «Сил демократической Сирии» (СДС) восстановили ранее утерянный контроль над рядом населенных пунктов, и в частности, над деревней Джаабар и городом Свейдия ас-Сарика.

В провинции Дамаск в Западной Гуте в ходе боев против формирований группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» за долину Вади аль-Барада к 8 января правительственные силы овладели холмами Зохра ан-Нахлия, которые господствуют над деревнями Кафр аль-Авамид, Аль-Бархалия, Кафр Зейт и Аль-Хосейния.

10 – 11 января правительственные силы непрерывно атаковали позиции группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» в районе Вади аль-Барада, где находится основной водозабор Дамаска. 11 января установлен контроль над ключевой автодорогой между деревнями Басима и Айн аль-Фиджа. В ходе боев уничтожены до 20 джихадистов.

В ходе боев за Вади аль-Барада к 13 января правительственные силы овладели ключевой в тактическом отношении деревней Басима, а также деревней Аайн аль-Фиджа.

В Восточной Гуте 9 января после ожесточенных боев правительственные силы установили контроль над городом Хараста.

Там же 12 января под предлогом нарушения режима прекращения огня со стороны боевиков правительственные силы возобновили атаки на их позиции  в районах Хараста, Отайя, Ан-Нашабия и Аль-Марадж.

14 января после ожесточеннных боев освобожден город Хафс аз-Зарикия.

В провинции Хама 9 января отражена атака боевиков на позиции правительственных сил к западу от г.Ас-Саламия. Там уничтожены по меньшей мере 25 джихадистов.

11 января ряд зарубежных СМИ опубликовал фотоснимки с израильского разведывательного спутника «Эрос-Б», якобы свидетельствующие о развертывании в Сирии оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М». Как представляется, это никоим образом не соответствует действительности. Внешне пусковые установки «Искандер-М» и берегового ракетного комплекса «Бастион» практически неотличимы. А последний комплекс действительно развернут в Сирии и уже применялся по наземным целям террористов. Кроме того, нет никакой оперативной необходимости в развертывании «Искандеров», поскольку «Бастион» может стрелять по наземным целям нисколько не хуже, и к тому же имеет аналогичную с «Искандером» дальность поражения — до 500 км.

В целом очевидно, что пока между Дамаском и полевыми командирами курдских формирований из СДС не налажена надлежащая координация действий. Именно на налаживание взаимодействия между этими двумя естественными союзниками в борьбе против ИГ, как представляется, необходимо обратить больше внимания в ближайшем будущем.