- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии военно-технического сотрудничества между Китаем и Пакистаном по линии ВМС

Как известно, Пекин и Исламабад на протяжении последних 30 лет активно сотрудничают в вопросах перевооружения ВМС Пакистана, а именно в секторе «москитных сил». В начале 80-х гг. прошлого столетия на кораблестроительных предприятиях Поднебесной было построено несколько ракетных катеров (РК) проектов 021 и 024, которые были поставлены в Пакистан, где местные конструкторы попытались на их базе создать собственные катера под обозначениями «Джалалат-1» и «Джалалат-2». Основное оружие китайских и пакистанских катеров осталось без изменений – противокорабельные ракеты (ПКР) С-802 с дозвуковой скоростью полета и дальность пуска 120 км. На катерах «Джалалат 2» были заменены автоматические пушки  калибра 25 мм на калибр 37 мм.

В рамках второго этапа развития двустороннего военно-технического сотрудничества для нужд ВМС Пакистана совместными усилиями был разработан проект малозаметного патрульно-ракетного катера «Азамат». Первый катер был построен на китайском судостроительном предприятии «Новый порт» в г.Тяньцзин, а остальные корпуса изготовлены силами пакистанских специалистов.

Известны некоторые ТТХ патрульно-ракетного катера «Азамат»:

– длина: 60 м;

– водоизмещение стандартное: 350/400 тонн;

– водоизмещение полное: 500/600 тонн.

Вооружение ракетного катера представлено двумя счетверенными наклонными пусковыми установками для ПКР С-802/802А, автоматической спаренной пушкой калибра 37 мм и зенитным автоматом «тип 630» калибра 30 мм. Поиск, сопровождение целей и управление огнем возложено на две радиолокационные станции (РЛС) «тип 352» и «тип 347». Кроме указанных РЛС на катере установлена система радиотехнической разведки, которая предупреждает экипаж об облучении РЛС управления огнем вероятного противника, о лазерном облучении, а также позволяет осуществлять перехват радиопереговоров между кораблями.

Известно, что при проектировании рассматриваемого РК китайские оружейники планировали разместить в носовой части артиллерийское орудие калибра 76 мм, которые повысило бы боевой потенциал катера при проведении патрульных миссий. Для самообороны катера от торпедных атак подводных лодок вероятного противника планировалось установить перед артиллерийским орудием две шестиствольные реактивные бомбометные установки.

Также китайские проектировщики предусматривали установку более современных РЛС с АФАР внутри единой мачты, что также снизило бы радиоэлектронную заметность в случае действия таких летательных аппаратов базовой патрульной авиации ВМС Индии, как Ил-38, Ту-142, Р-8I «Посейдон» и Ка-31, которые способны вести сбор информации о наличии надводных целей в заданном морском районе.  Все эти идеи так и остались не реализованными.

Следует отметить, что в качестве силовой установки использованы дизельные двигатели китайского производства  с максимальной суммарной мощностью 17 000 кВт, которые передают крутящий момент через четыре вала на четыре гребных винта. При максимальной скорости в 30 узлов дальность хода катера составляет 600 миль, а на экономической скорости в 18 узлов уже 1200 миль, что позволяет использовать данный катер для патрулирования морской границы государства. Примечательно, что китайские и пакистанские специалисты приняли решение не использовать водометные движители, которыми комплектуются современные РК «проекта 022», развивающие максимальную скорость 40–45 узлов. Причина выбора традиционной схемы для силовой установки достаточно проста: ВМС Пакистана нужны надежные и простые в эксплуатации РК, которые не требуют дорогостоящего обслуживания в сухих доках. Согласно тактике ВМС Пакистана, РК проекта «Азамат» должны действовать под прикрытием более тяжелых фрегатов проекта F-22P, которые при помощи своих более мощных РЛС будут выполнять поиск целей, а системы ПВО обеспечивать эффективную защиту от средств воздушного нападения вероятного противника.

По информации СМИ КНР, 3 января 2017 г. на кораблестроительном предприятии в г.Карачи спущен на воду новейший РК малого водоизмещения пакистанской постройки, оснащенный шестью ПКР С-602 (экспортный вариант «Инцзи-62») с максимальной дальностью пуска 290 км и боевой частью весом 300 кг. Данные ракеты позволят эффективно бороться с крупными надводными кораблями вероятного противника. Следует отметить, что ПКР С-602 входят в состав вооружения ракетных катеров «проекта 022» и мобильных ПУ береговых ракетных подразделений ВМС НОАК.

Как сообщают китайские источники, пакистанские оружейники предпринимают попытки интегрировать крылатые ракеты серии «Бабур» в пусковые установки новейших РК, что позволит серьезно увеличить дальность обстрела – до 700 км. Следует отметить, что первые упоминания о строительстве новых РК проявились в открытом доступе только в ноябре 2016 г., что свидетельствует о высоком уровне секретности разработок, которые ведутся на предприятии в г.Карачи.

По оценкам китайских специалистов, новейшие катера, равно как и РК серии «Азамат», будут обеспечивать охрану грузового порта Гвадар, имеющего стратегическое значение для реализации проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора».

По данным публикаций в специализированном китайском издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», пакистанские специалисты обладают необходимой квалификацией для изготовления катеров, кораблей и судов снабжения разных проектов. Так, 19 августа 2016 г. на судостроительном предприятии в г.Карачи был спущен на воду первый универсальный транспорт снабжения водоизмещением 17 000  тонн, который позволит надводным кораблям этого азиатского государства серьезно повысить свои боевые возможности и гарантирует обеспечение дальних морских и океанских походов.

Известно, что кроме китайских кораблестроителей и оружейников интерес к заполнению пустующих ниш в арсенале ВМС Пакистана проявляют и другие страны – Королевство Таиланд и Турецкая Республика.

В 2014 году тайская судоремонтная компания MARSUN пыталась составить конкуренцию китайским кораблестроителям в тендере на поставку  РК для ВМС Пакистана со своим катером M39. Известны ТТХ тайского катера:

– длина: 38 м,

– максимальная скорость: 38 узлов;

– дальность плавания: 1200 миль.

В качестве силовой установки были предложены три дизельных двигателя с трансмиссиями ZF-7550. Следует отметить, что в качестве основного вооружения тайская сторона предложила китайские ПКР С-802. Основным препятствием для контракта стало то, что ВМС Королевства Таиланд так и не приняли на вооружение разработку своих конструкторов.

Попытки вмешательства в сотрудничество КНР и Пакистана по военно-морской тематике предпринимают и представители ОПК Турции. Известно, что турецкая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. предлагает официальному Исламабаду проект малозаметного ракетно-артиллерийского катера (МРАК) FAC-55, который будет вооружен двумя артиллерийскими установками калибра 76 мм (вероятно, продукция компании «Ото Мелара») и двумя счетверенными поднимающимися пусковыми установками для ПКР. Обнаружение, классификация и сопровождение надводных целей будет выполнять РЛС SMART-S Mk.2 производства французской компании Thales.

Известно, что турецкие кораблестроители разработали МРАК FAC-55 в рамках проекта «Скоростного ударного катера ВМС Турции» и в ходе НИОКР использовали данные о РК проекта «Хамина» ВМС Финляндии. По информации компании-производителя, максимальная скорость FAC-55 составит 55 узлов, водоизмещение 535 тонн, а корпус перспективного МРАК будет выполнен с учетом требований по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Самым серьезным недостатком катера будет отсутствие систем ПВО.

Вполне вероятно, что Пакистан и Турция могут подписать контракт на поставку подобных МРАК в будущем, поскольку у двух стран уже есть опыт военно-технического сотрудничества, области которого были серьезно расширены в ходе выставке ВВТ в г.Карачи, прошедшей в ноябре 2016 г.