- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конкуренции международных и региональных посредников по урегулированию внутриливийского конфликта

Власти на востоке Ливии отказали 19 января с.г. в посадке самолету со спецпредставителем ООН по Ливии Мартином Коблером на борту. Как сообщила независимая ливийская газета «Либия Геральд», в среду 18 января авиалайнер, в котором летел высокопоставленный дипломат, не получил разрешения на посадку в аэропорту Торбука, где М.Коблер планировал провести переговоры с депутатами и спикером Палаты представителей Акилой Салехом Иссой. «Мы вынуждены были отменить поездку в Тобрук из-за отсутствия одобрения со стороны властей на востоке Ливии, — написал М.Коблер позднее в своем аккаунте в социальной сети «Фейсбук». — Но без поддержки со стороны наших ливийских партнеров, как мы сможем помочь людям на востоке?» В результате М.Коблер полетел в Рим на переговоры с итальянским руководством. Это уже не первый раз, когда спецпредставителю ООН отказывают в доступе в Тобрук. В ноябре 2016 г. он также вынужден был отменить визит в Тобрук из-за пикета в аэропорту. Хотя в качестве официальной причины отказа в посадке самолета была названа «проблема с логистикой», местные СМИ придерживаются другой версии: М.Коблер больше не пользуется поддержкой и доверием представителей общественности и властей на востоке Ливии, которые выступают за его уход с поста. На минувшей неделе М.Коблер встречался в Триполи с представителями противоборствующих ливийских сторон. Отметим при этом, что никакой «проблемы с логистикой» не существует. Существует прежде всего недовольство практически всеми сторонами (у каждой по своим причинам) деятельностью специального представителя ООН по Ливии. Триполитанцам не нравится заигрывания М.Коблера с Тобруком, которому естественно не нравятся его контакты с триполитанцами. Полет  М.Коблера в Рим после отказа принять его в Тобруке в общем-то абсолютно логичен: итальянское руководство очень активно начинает действовать на ливийской площадке все более и более склоняясь именно к Х.Хафтару. М.Коблер таким образом просто пытается придать своим действиям некий дополнительный вес в глазах прежде всего Тобрука. В этой связи отметим взрыв заминированного автомобиля 20 января с.г. в центре столицы Ливии, у посольств Италии и Египта. Об этом сообщил информационный портал «Эфригейтньюс» (Afrigatenews). По предварительным данным, машиной управлял террорист-смертник. Это уже прямая реакция триполитанских «Братьев-мусульман» на это сближение.  Другими словами, триполитанцы очень не хотят, чтобы усиливался международный тандем Рим-М.Коблер, который бы начал диктовать свои правила игры явно не в пользу Триполи. Почему Х.Хафтар  отказался принимать самолет со спецпосланником ООН? Потому как Париж, который стоит за ним, также не испытывает большого энтузиазма по вопросу усиления роли Рима (и ооновцев вкупе с ним) на ливийском направлении. Это безусловно был сигнал М.Коблеру по вопросу его излишней «итальянской» ангажированности.

Последний явно находится фактически во внутриливийском бойкоте, на который оказывают самое непосредственное влияние международные спонсоры противостоящих в Ливии сторон.  По крайней мере, стартующий 22 января с.г.  раунд внутриливийских консультаций в отеле «Резидентс» в Гаммарсе (Тунис) пройдет без участия спецпредставителя ООН. Этот раунд переговоров был организован при активном участии лидера тунисской исламистской партии «Ан-Нахда» Р.Ганнуши, который известен своими крайне доверительными связями с ливийскими «Братьями-мусульманами» и по их просьбе старается наладить их продуктивный диалог  с Тобруком. Отметим при этом, что действия Р.Ганнуши согласованы и пользуются безусловной поддержкой президента Туниса Беджи Каида эс-Себси. Если брать шире, то этот раунд консультаций состоялся именно по его просьбе. Он обратился с просьбой к Р.Ганнуши взять на себя основные усилия по формированию повестки дня и приглашению участников.  Тем самым тунисский президент искусственно дистанцировался от этого процесса, как бы оставаясь над схваткой.

При этом инициатива Беджи Каида эс-Себси была итогом просьбы Алжира по организации таких консультаций. Президент Туниса вообще лично курирует весь комплекс взаимоотношений с Алжиром, в том числе и в сфере безопасности. И эти отношения уже начинают все более уверенно приобретать характер стратегического партнерства. При этом алжирское руководство уже попыталась в конце прошлого года реанимировать «алжирский формат» внутриивийского урегулирования. Напомним, что в Алжире собирались  в конце прошлого года практически все участники этого процесса, правда эти визиты проходили сепаратно друг от друга. В Алжир приезжал депутат Палаты представителей в Тобруке Али Омар аль-Текбали, который считается близким контактом Х.Хафтара. Последний также в конце декабря прошлого года посетил Алжир. Так же как и представитель ливийских «Братьев-мусульман» Али Саллаби и премьер-министр правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сарадж. Перенос консультаций на тунисскую площадку в данном случае преследует цель превратить Тунис в еще одного участника процесса внутриливийского урегулирования, причем в явном тандеме с Алжиром. Одновременно таким образом демонстрируются контуры партнерства между двумя странами на этом направлении, который явно направлен против Марокко. Рабат  также старается играть роль посредника во внутриливийском урегулировании, и собственно именно марокканский формат и был положен в основу нынешней пока не очень работающей модели выхода из кризиса. И попытки запустить новый формат в Тунисе и Алжире, безусловно преследует цель перехватить у Рабата первенство в этом вопросе. И, судя по всему, итальянцы также начинают серьезно склонятся в сторону задействования тунисского варианта посредничества. По крайней мере, одновременно со стартом внутриливийских консультаций в Тунисе Рим объявил о намерении реализовать серьезную программу помощи Тунису в военном строительстве и области безопасности.