- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас». Часть 7

Продолжаем обсуждение результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас» с отношения к одному из важнейших событий прошедшего года – попытке переворота 15 июля 2016 года. И здесь от вопроса отношения к самой этой организации, признанной в Турции террористической, устроители опроса интересуются мнением респондентов относительно того, достаточно ли интенсивно руководство страны с нею борется. За то, что «достаточно» высказалось 37,4% опрошенных. За то, что «недостаточно» — 37,5% опрошенных. При этом 15,4% выразили мнение, что эта борьба и так преувеличена, а 9,7% затруднились в выставлении своих оценок.

Разумеется, наиболее решительны в деле борьбы с фетовцами сторонники правящей Партии справедливости и развития, а также националисты от Партии националистического движения. Отметим, ещё одно немаловажное обстоятельство – рост «народного гнева». Если в 2015 году за то, что борьба с ФЕТО ведется достаточно интенсивно высказывалось 63% опрошенных, то как было сказано выше в 2016 году их число резко снизилось – 37,4%. Потому как самым большим актом ФЕТО до июля 2016 года была попытка поссорить правящую партию и народ в декабре 2013 года, которая больше чем народ взволновала саму ПСР. А в 2016 году был зафиксировано уже объявление полноценной войны с человеческими жертвами.

Отсюда и реакция на следующий вопрос – «принимаете ли вы методы борьбы руководства страны с ФЕТО?» и здесь можно говорить о достаточно серьёзном единодушии. Во всяком случае со стороны трех из четырех (понятно дело, за исключением курдов) парламентских партий страны. Это дало итоговую картину в 71,4% ответивших утвердительно на данный вопрос. И этот процент был бы ещё выше, если бы не сторонники курдской Партии демократии народов, где число сторонников используемых методов существенно ниже – всего 29,5%. И это при том, что в 2015 году курды были вторыми по проценту поддержки движением после самой правящей партии (79,8%): тогда методы ПСР поддерживало 74,5% курдов.

Большинство населения страны высказывается в пользу мнения, что в ближайшей перспективе (1 год) повторная попытка переворота невозможна – 57,3%. О её вероятности говорят лишь 23,7%, а затрудняются с своих оценках 19,0%. Больше всех «дуют на воду» сторонники правящей партии – 28,9%. Самые спокойные – курды (19,7%). Констатируем как факт – турецкое общество, в массе своей, считает, что опасность миновала и повторение сценария лета 2016 года – невозможно. Что не вступает в противоречие с господствующим мнением о том, что объявление на всей территории страны режима чрезвычайного положения – оправдано. За это высказалось 59,8% опрошенных. Против – 29,5%. Затруднилось с вынесением оценок 10,7%. Здесь больше всего сторонников режима чрезвычайного положения в правящей Партии справедливости и развития – 84,7%, за ними следуют националисты – 60,0%, республиканцы – 36,9% и в хвосте списка «плетутся» курды 16,4%. С точки зрения исповедуемых взглядов, социалисты и кемалисты – самые большие противники режима чрезвычайного положения.

С другой стороны, доминирующей точкой зрения является та, что продлевать режим чрезвычайного положения не требуется. 48,5% опрошенных высказалось за его отмену. За продление высказалось 36,6%. Затруднилось в вынесении определенного суждения 14,9%. Никто кроме правящей партии большинством свыше 50% не высказался за необходимость продления режима чрезвычайного положения. Лишь сторонники ПСР высказались «за» (59,3%). Даже их ближайшие союзники – националисты – 30,9%. Остальные – и того меньше: республиканцы 14,0% и курды – 6,6%. Иными словами, можно фиксировать непопулярность идеи дальнейшего продления режима чрезвычайного положения, с учётом того, что, как было сказано выше, подавляющее большинство населения считает, что угроза повторения переворота миновала, да и издержки режима чрезвычайного положения, пусть и невидные глазу обывателя, оказываются все ж таки достаточно высоки. С точки зрения хотя бы кредитных рейтингов и притока в страну прямых иностранных инвестиций. И какими бы мерами правительство страны не пыталось простимулировать экономическую активность внутри страны, с учётом платежного баланса Турции приток средств из-за рубежа остро необходим.

Достаточно интересным образом события 15 июля 2016 не повлияли на отношение общественного мнения к армии. За то, что положительно высказалось 25,6%, за то, что отрицательно – 25,3% (то есть «ноль на ноль»). За то, что никак не повлияло – 49,1%. Комментируя это обстоятельство, заметим, что с самого начала руководства страны пыталась отделить ФЕТО от армии, указывая на то, что это был не военный переворот, а переворот, инспирированный сторонниками ФЕТО, которые с использованием в том числе незаконных способов просочились в армейские ряды.

Понятно, что руководство страны, вернувшее военных «в казармы» вовсе не расположено к тому, чтобы и дальше подрывать авторитет армии, как то было в рамках скандальных дел «Эргенекон» и «Бальоз». Напротив, руководство страны встало на сторону армии, которая в значительной мере утратила рычаги влияния на внутриполитическую ситуацию. Во всяком случае на вопрос, выросло ли политическое влияние армии, утвердительно высказалось лишь 17,0% опрошенных, отрицательно 42,4%, а не вынесло определенного суждения 40,6%.