- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставке Ираку чешских учебно-боевых самолетов L-159

Ирак обратился с просьбой к Чешской Республике ускорить поставку учебно-боевых самолетов L-159. Об этом 11 февраля заявил министр иностранных дел страны Ибрагим Джаафари, находившийся с визитом в Праге и встретившийся с главой верней палаты чешского парламента Миланом Штехом и рядом других парламентариев и политиков. Кроме традиционного обсуждения состояния двусторонних отношений и перспектив развития экономического сотрудничества, И.Джаафари поднял вопрос о поставках самолетов, необходимых для укрепления потенциала вооруженных сил стран и заявив, что «одержанные победы над террористами являются общими и для Ирака и для тех стран, которые поддерживали его в этой борьбе».

Высоко оценив вклад чешской стороны в помощь Ираку, включавший подготовку полицейских кадров и другие аспекты, И.Джаафари просил чешских партнеров ускорить поставки L-159, а также рассмотреть вопрос о приеме на лечение раненых бойцов ополчения и гражданских лиц, пострадавших от действий террористов, а также призвал Прагу аннулировать оставшуюся часть иракского долга и продолжить поддерживать тесные связи между странами, имея ввиду перспективу развития Ирака после победы над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), особенно с перспективой участия чешских специалистов в восстановлении инфраструктурных объектов и в строительстве промышленных объектов.

По данным чешских источников, в общей сложности 23 млрд крон (около 1 млрд евро) должны Чехии ряд государств. При этом, самый высокий долг у Кубы, за ней идёт Ирак, на почётном третьем месте – Россия. Из 23 млрд крон – 5,3 млрд относятся к так называемым секретным кредитам. Остаётся 17,7 млрд крон, из которых больше трети Чехии должна Куба (6,2 млрд крон). Такое заключение содержится в Годовом общем отчёте о состоянии и динамике развития заграничных долгов Чехии за 2007 год, которое Минфин 19 мая представил правительству. Долг Ирака составляет 2,4 млрд крон – сообщает «Пражский Телеграф». Прага готова обсудить «вопрос о реструктуризации долга — но ни в коем случае не о его списании», — с таким заявлением выступил ранее министр финансов Чехии.

В ответной речи М.Штех поблагодарил И.Джаафари за приглашение посетить Ирак, заявив о «неизменной поддержке чешскими парламентариями Ирака в рамках усилий Евросоюза по оказанию всесторонней помощи», а также о готовности делегации чешских депутатов и группы инвесторов совершить поездку в Багдад для знакомства с перспективами реализации инвестиционных проектов.

16 декабря прошлого года Министерство обороны Ирака сообщило о готовящейся поставке очередной партии чешских учебно-боевых самолетов Aero Vodochody L-159, которая была обсуждена с министром обороны Чехии Мартином Стропницким, находившимся в Багдаде с рабочей поездкой в октябре 2016 года.  Сама программа реализации этих самолетов в Чехии и на экспорт в свое время столкнулась с затруднениями, и иракский заказ позволил несколько стабилизировать ситуацию, хотя сообщалось о том, что цена для Ирака, в итоге, составила 2 млн долларов США за едениу, тогда как аналогичные самолеты западного производства предлагаются в среднем, по 10 млн долларов США.

Напомним, что первые 3 L-159 прибыли в Ирак 7 ноября 2015 года, затем, 26 августа прошлого года в страну прибыла вторая партия этих машин, одновременно группа иракских летчиков и техников отправилась на учебу в Чехию, а небольшая группа чешских инструкторов занялась подготовкой самолетов и их техническим обслуживанием на одной их авиабаз в центральной части страны. 26 июня 2016 было объявлено о завершении обучения группы из 31 иракских летчиков и техников.  Всего, Чехия собиралась поставить Ираку 14 (12 одноместных и 2 двухместных) учебно-боевых самолетов, являющихся современной модификацией хорошо известного чешского учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос», некогда бывшего основным учебным реактивным самолетом в ВВС СССР и ряда других стран, и до сих пор используемого в ВКС РФ, где их постепенно заменяют на новые УТС Як-130.

Сам контракт на поставку был одобрен чешским правительством в 2015 году.

Все поступившие на сегодня L-159 входя в состав 115-й эскадрильи ВВС Ирака и базируются на авиабазе Аль-Балад, откуда они уже совершали боевые вылеты под Эль-Фаллуджу, Рамади и, в настоящее время, под Мосул. ВВС Ирака планируют использовать эти самолеты, в основном, в качестве легких штурмовиков. На вооружении военно-воздушных сил в настоящее время состоит около полутора десятков штурмовиков Су-25, часть из которых была поставлена из наличия ВВС РФ, а часть – передана Ираном (по сути, это бывшие иракские машины, перелетевшие в Иран во время войны с США и их союзниками в январе 1990 – феврале 1991 гг.). Кроме того, имеется несколько поставленных США F-16, и этой весной, ожидается прибытие первой партии легких истребителей южнокорейского производства (Korean Airspace Industries) Т-50 Golden Eagle.  В декабре 2013 года департаментом обеспечения и ремонта Министерства обороны. Ирака был заключен контракт на поставку 24 T-50 IQ на сумму 1,1 млрд долл. и соглашение на обслуживание самолетов и обучение экипажей в течение 20 лет в размере 1,0 млрд долл. США.