- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О строительстве военной базы ОАЭ в Бербере (Сомалиленд)

12 февраля парламент Сомалиленда ратифицировал заключенный властями этой непризнанной республики с правительством Объединенных Арабских Эмиратов договор о предоставлении ему в аренду территории аэродрома Бербера и прилегающего участка морского побережья для строительства там военной базы ОАЭ.

Данный договор заключен по инициативе правительства ОАЭ. Он предусматривает модернизацию и использование существующего международного аэропорта Бербера, а также строительство к северу от него небольшого морского порта в интересах вооруженных сил этой страны. Договор заключен сроком на 25 лет с возможностью его продления. В качестве компенсации за аренду территории предусматривается осуществление Фондом Абу-Даби (Abu Dhabi Fund) ряда проектов по развитию транспортной инфраструктуры Сомалиленда, таких как проект «Берберский коридор» — строительство современной автомагистрали от Берберы до Уаджале (поселок на границе с Эфиопией), модернизацию пассажирского и грузового терминалов международного аэропорта Бербера, а также реализацию различных проектов социального назначения (строительство школ, больниц, дорог, систем водо- и энергоснабжения Берберы). При осуществлении этих проектов предполагается создание новых рабочих мест и преимущественное использование трудовых ресурсов Сомалиленда.

Как указано в тексте договора, его целью является «укрепление глубоких братских связей между народами ОАЭ и Республики Сомалиленд, развитие двустороннего сотрудничества в вопросах безопасности, социально-экономического развития и торговли». Договором запрещается использовать военную базу в Бербере в иных целях или какой-либо третьей стороной, а также передавать объекты базы в субаренду. Арендатор также обязуется не использовать военную базу в ущерб безопасности стран региона и Сомалиленда в частности. Вместе с тем стороны договора намерены сотрудничать в сфере обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе, в борьбе с пиратством,  браконьерством и загрязнением окружающей среды в территориальных водах Сомалиленда, в вопросах оказания помощи при стихийных бедствиях, вызванных изменением климата.

По окончании срока действия договора все строения и объекты инфраструктуры на территории военной базы переходят в государственную собственность Сомалиленда.

Текст данного договора был представлен правительством Сомалиленда депутатам парламента для обсуждения и утверждения. 12 февраля состоялось внеплановое совместное заседание обеих палат парламента, на котором президент Сомалиленда Ахмед «Силаньо» предложил депутатам поддержать этот договор. В своем выступлении президент обосновал политические и экономические выгоды, которые, по его мнению, сулит данное соглашение: повышение национальной безопасности, преодоление международной изоляции и подъем престижа Сомалиленда, приток капиталовложений в развитие его инфраструктуры и экономики в целом, создание новых рабочих мест для молодёжи и др. Следует отметить, что нынешнее экономическое положение Сомалиленда крайне тяжелое. После введения в декабре прошлого года запрета Саудовской Аравией на поставки живого скота из Сомали и Сомалиленда оказался перекрыт основной канал валютных поступлений в казну. Попытки правительства Сомалиленда найти альтернативные рынки сбыта живого скота в других странах региона, по-видимому, не дали желаемого результата. В результате этого в течение последнего месяца в Сомалиленде резко выросла инфляция, повысились цены на продовольствие и предметы первой необходимости. Ситуация усугубляется жестокой засухой, охватившей север Сомали и регион в целом. В конце января правительство республики ввело запрет на свободное обращение иностранной валюты и установило фиксированный курс обмена (1 долл. США = 7000 сомалилендских шиллингов), однако эта мера пока не возымела должного воздействия на экономическое положение. Поэтому правительство Сомалиленда вынуждено предпринимать дополнительные шаги к стабилизации ситуации, и продвижение договора об аренде территории под военную базу ОАЭ может принести определенные дивиденды.

В итоге депутаты парламента Сомалиленда абсолютным большинством голосов (144 из 164) одобрили предложенный правительством договор. В ходе обсуждения этого вопроса  несколько депутатов от оппозиционной партии «Уаддани», выступавшие против заключения договора, устроили в зале заседания беспорядки, после чего были выдворены из зала охраной по требованию ведущего заседание председателя верхней палаты парламента. Лидер «Уаддани», занимающий одновременно пост председателя нижней палаты парламента, Абдирахман Ирро в знак протеста покинул заседание и заявил о нарушении установленной процедуры голосования. Он обратил внимание на то, что депутатам был предложен не полный текст договора. Кроме того, по его мнению, данный договор, без официального признания ОАЭ независимости Сомалиленда, несет угрозу суверенитету республики и втягивает её в продолжающийся вооруженный конфликт в соседнем Йемене. Руководство другой оппозиционной партии — «Уид», как и многие вожди северосомалийских племен, не отвергая саму возможность упомянутого соглашения с ОАЭ, выступают против поспешного заключения договора.

После ратификации договора ситуация в Харгейсе и других городах Сомалиленда заметно обострилась. Там начались антиправительственные выступления и стычки демонстрантов с полицией.

Напомним, что ратифицированный 12 февраля парламентом Сомалиленда договор с ОАЭ это уже второй по счету договор, заключенный между ними за последние полгода. В сентябре прошлого года было заключено соглашение с компанией DP World на сумму до 442 млн долл. США о модернизации и поэтапном расширении морского порта Бербера. Для реализации данного проекта предусмотрено создание совместной управляющей компании, в которой 35% принадлежит правительству Сомалиленда и 65% — DP World. По сути, речь идет о сдаче порта в аренду ОАЭ на 30 лет. Заключение данного соглашения вызвало в своё время решительный протест правительства Сомали, которое считает Сомалиленд частью территории ФРС. Такой позиции, кстати, официально придерживаются и другие государства и международные организации. Поэтому очередной договор между Сомалилендом и ОАЭ, наверняка вызовет аналогичную реакцию со стороны новых властей Сомали. Кроме того, его реализация может рассматриваться и как нарушение ряда резолюций Совета Безопасности ООН по Сомали, в том числе в части соблюдения режима эмбарго на поставки оружия и боевой техники в эту страну.

Не стоит также забывать, что в этом году в Сомалиленде должны пройти президентские выборы, и кандидат от оппозиционной партии «Уаддани» А.Ирро имеет вполне реальный шанс стать новым президентом этой республики.

В этой связи дальнейшая судьба договора о строительстве военной базы ОАЭ в Беребере ещё до конца не ясна.