- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: операция ВВС США «Молния Одиссея» завершена

По информации СМИ ВВС США и некоторых североафриканских странх, в период с 1 августа 2016 г. по 19 января 2017 г. проводили операцию под кодовым обозначением «Молния Одиссея», целью которой являлось уничтожение инфраструктуры и отрядов боевиков террористической организации «Исламское государство» ИГ, (запрещена в РФ) на территории Ливии.

Большинство авиударов были нанесены по целям в таких крупных городах Ливии, как Мисурата, Сирт, Бенгази, Нафалия, Дерна, Тобрук и Байда. Удары выполняли бомбардировщики Б-2 из состава 509-го и 13-го бомбардировочных крыльев, которые дислоцированы на авиационной базе (АвБ) Уайтмэн в штате Миссури. Известно, что бомбометания выполнялись по традиционной для ВВС США тактике, это означает, что малозаметные стратегические бомбардировщики действуют парами.

Для выполнения точных ударов по позициям, объектам, скоплению  техники и боевиков экипажи бомбардировщиков применяли как свободнопадающие, так и корректируемые авиабомбы типа JDAM. Подготовку самолетов и боеприпасов к данной операции обеспечивали военнослужащие 325-ой оружейной эскадрильи, которая входит в состав 57-го крыла ВВС США. Фактически данное подразделение является основным учебным заведением, выполняющим подготовку военнослужащих группы вооружения.

Продолжительные полеты бомбардировщиков (по разным данным от 32 до 34 часов) обеспечивали 15 самолетов-заправщиков типа КС-135 Stratotanker и КС-10 Extender, которые выполняли полеты с пяти разных АвБ, расположенных на трех континентах. Первыми на дозаправку стратегических бомбардировщиков вылетели воздушные танкеры из состава 305-го крыла, которое дислоцировано на межвидовой АвБ McGuire-Dix-Lakehurst в штате Нью-Джерси.

Координацию действий самолетов-заправщиков и стратегических бомбардировщиков обеспечили офицеры групп управления и планирования из состава 18-го и 618-го центров воздушных операций, которые расположены на АвБ Скотт. По данным американских источников, для проведения рассматриваемой операции были скоординированы действия Американского, Европейского и Центрального командований ВС США.

Обработку информации при подготовке серии авиационных ударов по позициям и объектам противника выполняли офицеры военной разведки Африканского Командования ВС США, которое расположено в немецком городе Штутгарт.

Кроме самолетов ВВС США в операции «Молния Одиссея» принимали участие ВМС США. Так, основную часть ударов палубной авиации обеспечили универсальный десантный корабль (УДК) «Уосп», десантный транспорт-док «Уидби-Айленд» (приписан к межвидовой базе экспедиционных сил Little Creek-Fort Story, штат Вирджиния.) и десантно-вертолетоносный корабль-док (ДВКД) «Сан-Антонио» (приписан к ВМБ Norfolk), которые входят в состав 6-го флота ВМС США (он, как известно, на постоянной основе действует в акватории Средиземного моря).

Прикрытие данных кораблей от обстрелов обеспечивали эсминец  Carney (приписан к ВМБ Рота, Испания) и ракетный эсминец Sullivans (приписан к ВМБ Мэйпорт, штат Флорида). Деятельность корабельной группировки и палубной авиации обеспечивал танкер-заправщик «Биг Хорн» («проект Генри Казер»).

Следует отметить, что УДК «Уосп» перед участием в операции «Молния Одиссея» прошел необходимую модернизацию палубы и радиоэлектронного оборудования для размещения и обеспечения действий эскадрильи истребителей пятого поколения F-35 Lightning II.

На борту УДК «Уосп» размещались истребители вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II 264-ой эскадрильи КМП. Известно, что Корпус морской пехоты (КМП) является практически единственным эксплуатантом данных самолетов в мире, поскольку необходимо сохранить боеготовность авиационных частей до момента получения истребителей F-35 Lightning II. Следует отметить, что хотя Командование КМП США планирует вывести из эксплуатации 130 самолетов AV-8B Harrier II всех 12 эскадрилий к 2025 г., однако до этого момента на самолетах будет установлено новое оборудование:

– система радиоэлектронной борьбы ALQ-164;

– детектор радиолокационного облучения ALR-67;

– система постановки тепловых ловушек ALE-47V2.

Новая оптико-электронная система обнаружения и наведения AN/AAQ-28(V) Litening позволяет применять противокорабельные ракеты AGM-65E и авиабомбы с лазерным наведением типа GBU-54. Кроме того, новая высокоскоростная цифровая шина данных позволит этому истребителю применять ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120C/D AMRAAM и AIM-9X Block II.

На борту ДВКД «Сан-Антонио» размещались вертолеты UH-1Y Venom, которые являются модернизацией проверенного временем вертолета, получившего боевое крещение во время войны во Вьетнаме. Современный вертолет оснащен мощным двигателем T700-GE-401C производства компании General Electric и композитными лопастями, которые выдерживают попадание из авиационной пушки калибра 23 мм.

Также командование 22-го экспедиционного отряда КМП США (пункт постоянного базирования Camp Lejeune, штат Северная Каролина) санкционировало применение ударных вертолетов АН-1W Super Cobra из состава 264-ой эскадрильи, которые за время проведении операции нанесли 77 ударов по объектам противника. В целом в отношении авиационной техники 22-го экспедиционного отряда ВМС США следует сказать, что она представлена классическим образцами вертолетов, проверенных в нескольких вооруженных конфликтов. Корабли отряда являются классическими примерами средств «проекции силы» и вполне вписываются в стратегию нового президента США Дональда Трампа об «удаленном выравнивании» ситуации в мире.

Известно, что численность военнослужащих этого отряда КМП США достигает 2200 человек. Можно предположить, что личный состав разведывательных подразделений морской пехоты неоднократно десантировался на территории Ливии для проведения разведки и обеспечения наведения ударных летательных аппаратов на объекты и места нахождения полевых командиров/руководителей местных отделений ИГ.

Основную массу разведывательных данных командование операции получало благодаря применению беспилотных разведывательно-ударных аппаратов MQ-9 ВВС США, которые выполняли полеты с авиационных баз в Тунисе и Италии.

Следует отметить, что большинство пилотов эскадрилий вертолетов, конвертопланов и самолетов AV-8B, дислоцированных на кораблях ВМС США, получили реальный опыт боевых действий. Кроме того, офицеры органов управления действиями подразделений ВВС и ВМС США в очередной раз доказали, что они способны координировать полеты авиации двух видов ВС. Также подразделения стратегических бомбардировщиков В-2 продемонстрировали свои возможности по выполнению многочасовых перелетов без серьезных происшествий.

Проводя параллели с российскими войсками, на основе имеющейся информации вполне можно утверждать, что ВС РФ также получили и продолжают получать не менее бесценный боевой опыт в рамках операции, проводимой в Сирии.